↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Междунар. Науч. Конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В. О. Ключевского / под общ. Ред. Н. П. Берляковой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 74- 76.
После революции 1917 г. наступило время масштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах. В экономике нашей страны основными направлениями преобразований были индустриализация и коллективизация, в духовной жизни — культурная революция.
В имперской России государственная идеология базировалась на теории официальной народности: «Православие, самодержавие, народность».
 
Большевики, придя к власти, начали проводить совершенно иную политику. Теперь главная роль в жизни страны отводилась партии, опорой которой должен был стать рабочий класс. Взамен религии предполагалось атеистическое мировоззрение. Культурная революция должна была способствовать утверждению новой идеологии в народных массах, а так же сформировать новую идентичность, «советский народ». Эта идентичность должна была основываться на построении бесклассового общества.
В последствии был сформулирован термин для новой идентичности:
«Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма».
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции. 
 
В области культуры сразу после установления советской власти проявлялось стремление к установлению партийного диктата. В 1920-е гг.  были национализированы учреждения культуры, созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований. В 1930-х гг. критерием оценки произведений культуры стало их соответствие официальной идеологии. Культура в стране жестко контролировалась со стороны партии и государства.
 
Большое значение придавалось преодолению религиозного мировоззрения. Советское государство пыталось ослабить церковь экономически и политически. Так, по Декрету о земле, образование стало прерогативой государства, церковь лишалась собственности на землю, в начале 1920-х гг. изымались церковные ценности.  Противостояние с религиозными организациями усилилось только к 1930-м гг. С 1917 г. по 1928 г. на территории бывшей Пензенской губернии было закрыто всего 30 церквей и монастырей.
 
Реализация культурной революции проходила непросто. Население, особенно сельское, пыталось сохранить свои традиции, религию. Даже в образовании иногда народные массы могли видеть угрозу традиционным ценностям.
Важным направлением культурной революции была ликвидация неграмотности. Целью ликвидация неграмотности в РСФСР было не только просветительство, но и политическое воспитание. Партии нужны были грамотные работники и идеологические сторонники.  Работа предстояла грандиозная по размаху.  В 1926 г. всего лишь 32,9 % сельских жителей Среднего Поволжья были грамотными.
 
Одним из методов борьбы с неграмотностью в 1920-х гг. были культпоходы. Ставка делалась на идейных граждан, прежде всего комсомольцев. Например, в Пензенском округе в 1928–1929 годах было организовано 342 ликпункта. Культпоходы организовывались не только с целью ликвидации неграмотности, так же они должны были улучшить библиотечное  дело, клубную работу на селе.
 
 
Сельское население тяжело воспринимало перемены, иногда видя угрозу традиционному укладу жизни даже в просвещении. Ликвидация неграмотности включало в себя не только просвещение, но и политическое воспитание. Это усложняло задачу, т. к. антирелигиозная пропаганда могла способствовать сопротивлению населения. Показательный инцидент случился в конце 1920-х гг. в с. Бардинке Пензенского района. Во время конфликта учителя с церковным старостой, местные жители полностью поддержали представителя церкви:
«Не нужно отдавать землю школе, учитель только развращает детей, он не велит ходить детям в церковь».
 
В итоге, культурная революция удалась лишь отчасти. Удалось поднять уровень образования населения, общество со временем стало менее религиозно.  К 1940-м гг. число общеобразовательных школ в Пензенской области составило 1856, а число учащихся 301,1 тыс. человек. К этому времени в Пензе было два вуза, 24 специальных учебных заведения. Однако полностью изменить мировоззрение населения так и не удалось.
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
 
Общая идея долго сплачивала многонациональный народ. Важную роль в этом сыграла Великая Отечественная война, а после восстановление народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать.
 
Исторический опыт создания новой идентичности в СССР интересен прежде всего тем, что он не был основан по национальному или религиозному принципу, что позволило сплотить столь многонациональную и многоконфессиональную страну. Его основанием была идея построение нового, справедливого, бесклассового общества. Утопичность заявленной идеи обусловила её дальнейшую судьбу. Постепенно формируется новое поколение, чье мировоззрение значительно отличалось и чьи запросы превышали возможности советского государства.
 
 

Список литературы

 

  1. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971, 320 с.
  2. Малышева О. Л. Культурная революция или революция культуры: особенности становления советского искусства в послеоктябрьский период // Вестник ТГГПУ. 2006. №5 С. 30-37.
  3. Рыбкина О. Н. Проблемы истории общества и культуры в России феномен культурной революции // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii-fenomen-kulturnoy-revolyutsii (дата обращения: 05.09.2016).
  4. Попова О. В. Взаимоотношения церкви и государства в СССР: традиции и опыт / О. В. Попова // Метаморфозы истории. 2002. №2 – С. 219-245.
  5. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 170.
  6. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. №3 С. 246-282.
  7. Полянскова Л. Ю. Осуществление культпохода на территории Среднего Поволжья как один из методов ликвидации неграмотности в деревне периода НЭПа // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10 С. 60-64.
  8. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 136.
  9. Панкратова Е. В. Развитие системы народного образования в СССР в 1930е гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2007. №8 С. 102-104.
  10. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ . 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 02:00:38
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

«Мне есть, чем гордиться, с кого брать пример….»

Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..

Читать

Я был чести большой удостоен

Урал не раз помогал России одерживать победы над опасным врагом. Во время наполеоновского нашествия, во время Великой Отечественной войны..

Читать

Оренбург и Казахстан объединил художник

Оренбургско-алматинский художник Сергей Калмыков был современником Шагала и Кандинского, имел свой стиль и свое видение, наследовал миру огромное наследие, которое для историков до сих пор является загадкой. Он является национальным достоянием Казахстана. В нашем городе художник прожил несколько лет.

Читать

Память мне стучится в сердце

Недавно, перебирая вместе с бабушкой ветхие черно – белые снимки в семейном альбоме, я впервые вгляделась в лица, строгие и серьезные, многие из которых мне незнакомы. И, наверное, только сейчас я осознала, что все это – тоже история. История моей семьи. Моя родословная, или, как говорили раньше, ро.

Читать

А.К. Казем-Бек как исследователь персидской литературы

Александр Касимович Казем-бек рано приобрел европейскую известность как ориенталист. В 1829 г. в возрасте 27 лет он получил почетное звание члена Британского Азиатского общества в Лондоне. В казанский период деятельности он плодотворно занимался иранистикой. .

Читать

Навечно в памяти народной (к 112-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина)

Шестьдесят восемь лет прошло с тех трагических дней, когда вся страна с напряжением вслушивалась в тяжелые размеренные слова: «От Советского Информбюро…» - но память о героях Великой Отечественной войны, славных сынах Отечества, тех, чьи имена вписаны в Книгу бессмертия, жива в нас, потомках славных победителей. Николай Федорович Ватутин … Это имя дорого для любого человека, живущего на Белгородщине, не менее дорого и значимо, чем имена Суворова и Кутузова. .

Читать

Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья

Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..

Читать

Оренбургское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг.

Количественный состав оренбургского казачества и его роль в ведении войны против Японии в 1904-1905гг..

Читать

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Оценка источников о смутном времени в исторической литературе

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти. Современники Смутного времени в лице русских публицистов первой половины XVII в. пытались осмыслить причины этих событий, выяснить суть происходящего и дать свою оценку увиденному..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter