3. Требования к оформлению курсовых работ по ГОСТу.
4. Как самостоятельно повысить оригинальность текста.
5. Требования к структуре курсовой работы.
6. Введение.
7. Основная часть.
8. Заключение.
9. Список литературы по ГОСТу.
10. Как написать работу самостоятельно.
11. Образец курсовой работы и титульного листа.
12. Как составить речь для защиты.
Курсовая работа – это вид самостоятельной учебной (научно-исследовательской) работы студентов, предполагающий изучение выбранной научной проблемы.
При подготовке курсовой работы студенты продолжают формировать навыки самостоятельной работы с научной и учебной литературой, углубляют теоретические знания и учатся применять их на практике (в зависимости от предмета). Курсовая работа (проект) выступает также как одна из форм контроля учебной работы студентов. Она показывает, насколько сформированы профессиональные компетенции студента.
Как правило, курсовые работы выполняются на старших курсах. Узнать, когда необходимо писать курсовую работу, можно, посмотрев учебный план, по которому Вы обучаетесь (обычно есть на сайте вуза или в электронной образовательной среде).
Виды курсовых работ.
– Научно-исследовательская. Наиболее часто задается в ходе изучения гуманитарных и естественнонаучных предметов. Подразумевает не только применение полученных знаний, но и исследование определенной проблемы. Как правило, когда используют термин «Курсовая работа» подразумевают именно этот вид работы.
– Расчётно-графическая. Часто называют «курсовым проектом». Включает в себя выполнение задания и пояснительную записку. Как правило, такой вид курсовой работы задают на технических специальностях.
– Отчетная. По итогам пройденного курса или прохождения практики студент подготавливает отчет в виде курсовой.
Требования к оформлению курсовых работ по ГОСТу.
Курсовые работы выполняются в соответствии с требованиями образовательной организации и ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
При написании курсовой работы необходимо использовать научный стиль речи.
Согласно ГОСТу и общим рекомендациям:
Как отформатировать текст в WORD, поставить сноски, а также типичные ошибки можете прочитать в статье "Как правильно подготовить реферат".
Оригинальность текста курсовой работы должна составлять примерно 50-60%. Требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и учебного предмета.
Как самостоятельно повысить оригинальность текста курсовой работы.
Если работа была выполнена самостоятельно, то необходимость поднять оригинальность может возникнуть в случае высоких требований к проценту уникальности текста.
Современная проверка умеет определять синонимы, иностранные буквы в словах, перефразирование предложений и других хитрости. Поэтому для поднятия процента оригинальности необходимо самостоятельно переработать текст. Для этого желательно иметь полный отчет из системы Антиплагиат ВУЗ – сразу будет видно, какую часть необходимо исправить. Если в заимствования попала т.н. «вода», то ее можно просто удалить. Важные текстовые части можно пересказать, выделив основную мысль в каждом абзаце (не забыв при этом ссылку на источник информации). Если в заимствование попадают законодательные акты, числовые данные, статистика, расчеты и т.д. (то, что никак не изменить), то необходимо грамотно оформить цитирование в кавычках «» – это хоть и не поднимет процент оригинальности, но переместит данный фрагмент при проверке из заимствований в цитирование.
Требования к структуре курсовой работы.
Курсовая работа должна содержать:
– титульный лист;
– содержание;
– введение;
– основную часть, разделенную на главы и параграфы. Должны быть теоретическая и аналитическая (практические) части;
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (если они используются).
Введение курсовой работы:
Введение должно быть выстроено по определенной структуре и должно содержать актуальность исследования, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, степень разработанности проблемы, методологию исследования, сведения о структуре исследования. Объем введения должен быть примерно 3-5 страниц.
Актуальность исследования должна раскрывать важность изучения рассматриваемой проблематики.
Цель – это ожидаемый конечный результат исследования.
Задачи – этапы достижения цели (не путать с планом работы). Задачи должны соответствовать содержанию работы.
Объект исследования – это событие, явление, предмет на который направленно исследования.
Предмет исследования – определенная часть, свойство, характеристика объекта.
Степень разработанности темы исследования – это анализ научной литературы по теме исследования. Здесь выявляются наиболее важные, дискуссионные вопросы изучаемой темы и наименее изученные аспекты проблемы.
Методология исследования – это теоретические разработки и практические методы с помощью которых решались поставленные задачи..
Основная часть курсовой работы разделяется на главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Данная структура должна соответствовать решаемым задачам.
Чаще всего в курсовой работе предполагается две главы. Первая глава должна быть посвящена теоретическим вопросам рассматриваемой проблемы. Во второй главе решаются практические (или аналитические) задачи исследования. В конце каждого параграфа желательно сделать небольшой вывод.
При использовании цитат, фактических данных и т.д. обязательно ставиться сноска на источник информации с указанием конкретной страницы. Сноски оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Наименование на русском языке. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка».
Заключение курсовой работы.
В заключении раскрываются научные результаты проведенного исследования. Необходимо лаконично написать выводы по проведенному исследованию: как были решены поставленные задачи и достигнута цель работы. Соответственно структура заключения неразрывно связана с поставленными во введении задачами. Формулировки в заключении должны быть конкретными, четкими и не двусмысленными.
Объем заключения курсовой работы должен составлять примерно 2-3 страницы.
Список литературы по ГОСТу:
Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.100-2018. Работы в библиографическом списке располагаются алфавитном порядке. В случае если есть иностранная литература, то она приводится после основного списка также в алфавитном порядке. Необходимо использовать не только классические труды по проблематике, но и современные исследования (за последние 5-10 лет).
Пример оформления библиографического списка:
Для архивных источников
Государственный архив Пензенской области. Ф. 45. Оп. 1. Д. 5.
Книга 1 автором:
Первушкин, В. И. Губернские статистические комитеты и провинциальная историческая наука / В. И. Первушкин. – Пенза: ПГПУ, 2007. – 214 с.
Книга с 3 авторами:
Варламова, Л. Н. Управление документацией: англо-русский аннотированный словарь стандартизированной терминологии / Л. Н. Варламова, Л. С. Баюн, К. А. Бастрикова. – Москва: Спутник+, 2017. – 398 с.
Справочник:
Год за годом: Хроника важнейших событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет / Сост. В. С. Годин, Е. Я. Дмитров, В. А. Озерская, А. В. Сергеев, А. П. Сташова. – Саратов-Пенза: Приволжское книжное издательство, 1967. – 175 с.
Статья в журнале с 3 авторами:
Вазерова, А. Г. Театры Пензенской области в 1940-1950-е годы / А. Г. Вазерова, Н. В. Мику, И. Н. Гарькин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №4. – С. 108-111.
Статья с 4 авторами:
Финансовая интеграция как основа развития региональных рынков / М. Гуревич, Г. Господарчук, М. Малкина, Г. Петров. // Рынок ценных бумаг. – 2003. – №14. – С. 64-68.
Статья в газете:
Журавлев, Н.А. Англо-германская воздушная война (март-апрель 1941 г.) / Н.А. Журавлев // Красная звезда. – 1941. – 11 апреля.
Если в ходе обучения студент сам готовил рефераты, то написание курсовой работы не составит особого труда. Однако даже если это первый опыт подобной работы, то это вполне посильная задача. Тем более что этот опыт необходим для дальнейшей учебы. Во-первых, в ходе подготовки курсовой студент овладевает навыками поисковой, научно-исследовательской работы, анализа литературы и т.д. Во-вторых, овладевая навыками подготовки курсовых работ, студент готовит себя к написанию выпускной квалификационной работы (диплома) на последнем курсе – без опыта оформления и подготовки написать работу на 60-90 страниц с жесткими требованиями к оформлению, структуре и уникальности будет не просто.
Что нужно делать:
Выбор темы курсовой – это половина работы. Правильно выбранная и сформулированная тема позволит подготовить работу без особых сложностей и в срок. Тема должна содержать в себе научную проблему, быть актуальной. Кроме того, необходимо, чтобы по данному вопросу были доступны литература и источники – то, на что Вы будете опираться. Можно заранее посмотреть в библиотеке и сайтах, которые размещают научные публикации, например «Киберленинка» или e-library. Иногда темы предлагают преподаватели – это упрощает задачу.
Сформулировать актуальность, цель, задачи и определить объект и предмет исследования, определиться с методологией исследования. В процессе подготовки работы – они будут корректироваться.
Нужно определиться с содержанием работы – какие разделы, главы и параграфы предполагаются. При этом необходимо помнить, что структура курсовой работы должна соответствовать поставленным задачам.
После этого необходимо написать теоретическую часть работы, опираясь на научную литературу (обычно первая глава). Грамотное написание данного раздела показывает, насколько студент разбирается в рассматриваемой проблематике. Сразу расставляйте сноски на используемую литературу с указанием конкретных страниц (потом Вы их не найдете).
Практическая (или аналитическая) часть (обычно вторая глава) предполагает конкретизацию теоретической части, неразрывно связана с ней. В зависимости от учебного предмета это может быть анализ на конкретных примерах, методическая разработка, эксперимент и т.д.
Написание заключения – последняя часть работы. Заключение должно отражать, насколько были решены поставленные задачи. Соответственно должны быть выводы по каждой из указанных во введении задач (и соответствовать пунктам содержания) и общий вывод по рассматриваемой проблеме.
Форматирование текста. Желательно сразу отформатировать текст, чтобы не оставлять на последний день.
Оформление списка литературы. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом и включает в себя все работы, которые используются по тексту, в ссылках.
Образец курсовой работы и титульного листа
Выделение желтым цветом в образце сделано для того, чтобы не забыли изменить на свои данные.
Если предполагается защита курсовых работ, то студенту необходимо подготовить выступление и, желательно, сделать презентацию. Один из самых важных моментов при выступлении – соблюсти регламент (обычно 5-10 минут). Поэтому необходимо заранее составить речь и выбрать наиболее важные аспекты рассматриваемого вопроса.
Речь должна содержать теоретическую часть (основываясь на введении: актуальность, цель, задачи и т.д.), основное содержание глав и выводы по рассматриваемой проблеме. При подготовке выступления желательно несколько раз прочитать ее вслух с таймером, что поможет скорректировать текст и, при необходимости, сократить его.
Если готовится презентация, то ее содержание не должно дублировать выступление. При этом показываемые слайды должны быть связаны с речью выступления. В презентации не должно быть много текста, только ключевые моменты. Также можно включить при необходимости изображения, таблицы, схемы и т.д.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Оформление дипломной работы (ВКР) по ГОСТу: требования, образец, методические рекомендации 2021-2022
Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломной работы (ВКР). Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы, пример. Подробная инструкция как написать и оформить качественную дипломную работу, оформить список литературы для выпускной квалификационной работы.
Как написать введение и заключение для курсовой работы, реферата, диплома (ВКР)
Методические советы по написанию введения и заключения для реферата, курсовой и дипломной работы (ВКР). Актуальность, цель, задачи, научная новизна, методология, историография.
В сознании многих людей, зачастую, путаются понятия исторического факта, исторического источника, интерпретации исторических событий. Это способствует распространению различного исторического мифотворчества. Поэтому важно разбираться в вышеуказанных понятиях..
Оформление реферата по ГОСТу: требования, оформление, образец, пошаговая инструкция
Методические рекомендации по подготовке и оформлению качественного реферата. Требования ГОСТа, структура, пошаговая инструкция, типичные ошибки, образец оформления. Как написать хороший реферат..
Оформление списка литературы по ГОСТу (актуально для 2021-2022 гг.)
Правила оформления списка литературы по последнему ГОСТу Р 7.0.100-2018. Примеры оформления библиографического списка для книг, статей, сайтов, видео, аудио, карт.