Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. Уже давно нет церкви, но сердце каждого из нас хранит в себе частичку огромной любви к своей Родине. Слышится многоголосое эхо, будто подпевающее молодым парням и девушкам, собравшимся на околице у костра и запевающим старинную казачью песню.
Это моя станица, земля моих предков, земля, взрастившая меня и не одно поколение казаков - герасимовцев. Хочется сказать добрые и хорошие слова о моей станице, о людях, которые здесь жили и живут.
Живут в людской памяти дела давно минувших дней. Ну, а о жизни станичной слагают легенды. О них рассказывают. Этой жизнью живут мои земляки. И заслуга в этом старожил станицы.
Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Есть ли легенды у моего села? Мое родное село Герасимовка богато легендами. Одной из первых легенд, запавших в душу с раннего детства, была легенда о названии села.
Как верная подруга веков, вдоль правого берега Урала, пролегла река Кинделя. На север от нее начинаются холмистые степи, поля на юг они вместе с Уралом веками хранят заливные луга, озера, богатые рыбой с давних времен привлекали сюда первых переселенцев. Трудно назвать точную дату, когда люди пришли и поселились на берегу реки Кинделя. Но о том, что во времена Пугачева здесь уже жили люди – это достоверно известно. Старейший житель села, Мария Пахомовна Шабрина (умерла в 1984г.) прожила 80 лет в этом селе. Здесь же жил и её отец. Она вспоминала рассказы своего отца, когда на берег живописной реки пришли первые переселенцы, и, видя богатые луга, землю, озера полные рыбы, воскликнули: «Вот здесь мы заживем!». И это была река Кинделя. По преданию здесь в первой половине XVIII века скрывался ссыльный Герасим из Сибири. Во всей округе это был диковинный человек и он вызывал большой интерес у жителей села. И вот поселок, где он жил был назван Герасимовкой. Есть еще легенда о том, что стояли в этих местах лютые морозы и было холодно – «студено». Третья легенда гласит о холодных, студеных родниках реки Кинделя.
Особое место в казачьих легендах занимает « Цветок лазоревый» - дикий степной красный тюльпан. Не алые головки тюльпанов колышет весенний ветер – это души казаков, погибших в боях, походах на чужбине. Несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазорев похож цветом на кровь, пролитую казаками. Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окроплены кровавыми каплями – тюльпанами. Казаки называют свою степь лазоревой. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревой.
Существует известное казачье поверье про степную ковыль- траву. Ковыль – трава считается травой мёртвых, растущей на костях наших предков – казаков. Поэтому казаки никогда не рвут эту траву и не вносят в дом.
«Хранят курганы древние сарматов вечный сон…..». Это ещё одна легенда моей станицы. С древнейших времен благодатные земли, на которых находилось станица привлекали к себе внимание людей. В окрестностях села имеются археологические памятники, датируемые 2-3 тыс. до н. э. Одни народы сменяли другие, появлялись новые племена, имеющие свою самобытную культуру. После себя они оставляли немые свидетельства своего пребывания в здешних местах: остатки поселений, кладбища – могильники. В раннем железном веке ( 8 в. до н.э – 4 в. до н.э.) по уральским степям кочевали воинственные сарматские племена. Не было у них ни селений, ни городов, только древние могильные холмы – курганы возвышаются среди полей по сей день. Хоронили сарматы своих сородичей на возвышенных, приметных местах. У села Герасимовка есть такое место, именуемое Красный Яр. Здесь, на площадке надпойменной террасы, с которой открывается замечательный вид на заливные луга, находится группа древних курганов.
Много легенд связано с пугачёвским бунтом. До Илека проходил «военный рубеж» войска Пугачёва. Это было пугачевское укрепление, что будто бы там Пугачев держал оборону. Между селами Мухраново и Мустаево есть большой холм, который называется «Мар-блюдо». Говорят, это тоже пугачевское укрепление... На правой стороне Урала много холмов - маров. В давние времена они предназначались для захоронений, в них также прятали богатства; некоторые мары служили казакам как дозорные вышки. Под Яманом есть Жареный мар. В1900-х г. в трех верстах от села Киндели местные жители разрыли один из маров. Здесь нашли медную и золотую посуду, сбрую, украшения.
Емельян Иванович Пугачёв был в Илеке, мары сохранились до Мустаево. И я уверена, что герасимовцы могли быть с бунтовщиками. И кто знает – не зарыт ли у нас клад Пугачёва. Время покажет.
Теплый солнечный июльский день. Тихие улицы благоухают запахами цветов и трав. Почти в каждом палисаднике густо зеленеют сады. Маленькие домики уютно смотрят оконцами в обрамлении ажурных наличников и распахнутых ставень. Не привлекая особого внимания редких прохожих, идет по сонной улице плотный широкогрудый мужчина. Судя по его неторопливой походке и обостренному интересу к не столь уж броским достопримечательностям, встречающимся на его пути, можно догадаться, что это приезжий. Да и одет он, кажется, не по погоде: сарпинковая рубаха синего цвета подпоясана кожаным ремнем, черные брюки заправлены в сапоги. Густая курчавая борода и богатая черная шевелюра, красиво обрамляя правильные черты привлекательного лица, как бы подчеркивают зоркость и мудрость спокойных карих глаз. И от всей коренастой, крепкой фигуры этого симпатичного человека веет удивительным спокойствием и уверенностью. Таким, вероятно, предстал перед герасимовскими жителями сто десять лет тому назад Владимир Галактионович Короленко (1853-1921).
Заехав на ночлег в Герасимовку, он отмечает особенное радушие казаков. Он сравнивает наших казаков с ковылём в степи. Нашу реку Кинделю он называет красавицей. Отмечает то, что верблюдам грозит опасность от строительства железной дороги. Прошло 110 лет, как В.Г. Короленко побывал на Урале. Неузнаваемо преобразилось всё здесь с того времени. Новое поколение казаков чтит память Владимира Галактионовича Короленко, чьи произведения рождены встречей с нашим краем.
«Овраги помнят здешние казачьих сабель звон…». Сохранилась легенда об установление Советской власти в нашей станице. Бригада Г.Е.Китова находилась в Гнилище, возле Новосергиевки. Большевики пришли в Герасимовку под крещение, 19 января 1919 года. Они звали мужчин в Красную Армию. Казаки подожгли Алексеевку и Герасимовку. Но белоказаки не успокоились. Опять был набег на село, но им был дан отпор бригадой Китова и белоказаки сдали оружие. В ходе набега были зверски убиты 5 красноармейцев и сброшены в колодец за селом. Одного солдата выдала казачка. Красноармейцы похоронили погибших у плёса. И как напоминание о тех кровопролитных боях сохранились окопы да обелиски.
Много легенд связано с трактором «Фордзон», который стоит в садике им. Фрунзе в городе Оренбурге. Купленный герасимовцами за скот в годы коллективизации, был отдан студентам сельхозинститута и как музейный экспонат оказался в саду.
Первый и маленький трактор «Фордзон» колхоз получил летом 1930 года, но и он вызвал у колхозников большой интерес. На двор Лаврентия Халява, где стоял этот трактор, сошлось почти всё село. Всем запомнился смешной случай этого дня. Жена колхозника Тютенко Арсентия очень внимательно и со всех сторон рассматривает этот трактор и говорит: «Яко вона не знаю, дывлюсь, деж та дирка, шо наши быки проскочили». Она сделала намёк на 2 пары быков, которых сдали при вступлении в колхоз.
С нашей станицей связаны воспоминания о «сенаторе от штата Сорочинск» - депутате в Верховный Совет СССР Фадееве А.А.
Давайте вернемся в год сорок шестой, в его суровый, морозный март. Писатель, известный миллионам, уже немало дней находился в Оренбуржье.
Тут его избрали депутатом. И на душе было радостно: люди им довольны, значит, у народа в чести.
Это событие не записанное, а сохраненное памятью поколений и потому только претендующее на достоверность. В селе Мустаево состоялась встреча избирателей с депутатом в Верховный Совет СССР писателем Фадеевым А.А. Встреча проходила в радушной обстановке. Писатель выступил со словами благодарности и приветствия труженикам района. С ответным словом выступила жительница нашего села Колиниченко Мария Степановна. После торжественной части был дан концерт силами художественной самодеятельности. Теплая беседа Фадеева с тружениками ещё долго продолжалась и после закрытия собрания. У Марии Степановны надолго остался в памяти образ замечательного человека, активного борца за счастье и мир.
"Фадеев не терпел нейтральных в борьбе. Здесь ключ к фадеевскому характеру. Запомним его таким..." Это написала Вера Инбер. Она знала Фадеева много лет. Мне такого счастья не выпало.
Герасимовка – удивительное село. Здесь рядом живут замечательные люди. Но человек жив не только хлебом. Человечество живет памятью. Памятью о людях, которых уже нет рядом с нами. Это первые переселенцы – семьи Телегиных и Фроловых, это те, кто был вместе с Емельяном Пугачёвым, это те, кто гостеприимно принял Короленко В.Г. на ночлег, это те, кто вместе с Китовым Г.Е. устанавливал новую власть и создавал колхозы.
Собирая материал для этой работы, я встречалась с земляками, и никто не отказывался принять – всем было что рассказать. Наши земляки совершали боевые и трудовые подвиги. Они мечтали о счастливом будущем своей страны и села. Станичники чтят память людей, оставивших след в истории моего села.
Хочется показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у сельчан, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я пришла к выводу, что легенды нашего села переплетаются с достоверными историческими фактами. История села связана с Емельяном Пугачёвым, писателями В.Г. Короленко и А.А. Фадеевым.
Раздел: История России Дата публикации: 19.11.2013 21:04:01
Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..
О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков..
Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .
Наступил самый голодный месяц 41-го года - ноябрь. Порции хлеба были снижены до минимума, немцы все чаще бомбили город, а в особенности военные госпитали, люди зверели все больше и больше. Однако вера в лучшее, «любовь к ближнему» помогла выжить маленькой Неле и ее маме в этот сложный год. Неле было всего 11 лет, осколками впились в ее память ужасающие события блокадного Ленинграда - такое невозможно забыть. Было все: от голода на горизонте мерещилась смерть; продавали клей, выдавая за «студень»; видели и людоедство. Долгие дни уходили на поиски пищи, на способы существования. Самым дорогим воспоминанием стала «жиденькая рисовая кашка», которой девочку и ее маму спасли Лида и ее подруга Валя..
Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..
Прошло уже почти два столетия с момента восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Однако, данная тема актуальна и для наших дней. Движение декабристов имело огромное историческое значение, их вооруженное восстание явилось крупной революционной вехой в истории освободительного движения в России, важным историческим событием в развитии антикрепостнической идеологии..
История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..
Настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в войну
О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы? .