↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Легенды моего села

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Буденева Нина Павловна

Ге – ра –си – мов – ка…

Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. Уже давно нет церкви, но сердце каждого из нас хранит в себе частичку огромной любви к своей Родине. Слышится многоголосое эхо, будто подпевающее молодым парням и девушкам, собравшимся на околице у костра и запевающим старинную казачью песню.

Это моя станица, земля моих предков, земля, взрастившая меня и не одно поколение казаков - герасимовцев. Хочется сказать добрые и хорошие слова о моей станице, о людях, которые здесь жили и живут.

Живут в людской памяти дела давно минувших дней. Ну, а о жизни станичной слагают легенды. О них рассказывают. Этой жизнью живут мои земляки. И заслуга в этом старожил станицы.

Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Есть ли легенды у моего села? Мое родное село Герасимовка богато легендами. Одной из первых легенд, запавших в душу с раннего детства, была легенда о названии села.

Как верная подруга веков, вдоль правого берега Урала, пролегла река Кинделя. На север от нее начинаются холмистые степи, поля на юг они вместе с Уралом веками хранят заливные луга, озера, богатые рыбой с давних времен привлекали сюда первых переселенцев. Трудно назвать точную дату, когда люди пришли и поселились на берегу реки Кинделя. Но о том, что во времена Пугачева здесь уже жили люди – это достоверно известно. Старейший житель села, Мария Пахомовна Шабрина (умерла в 1984г.) прожила 80 лет в этом селе. Здесь же жил и её отец. Она вспоминала рассказы своего отца, когда на берег живописной реки пришли первые переселенцы, и, видя богатые луга, землю, озера полные рыбы, воскликнули: «Вот здесь мы заживем!». И это была река Кинделя. По преданию здесь в первой половине XVIII века скрывался ссыльный Герасим из Сибири. Во всей округе это был диковинный человек и он вызывал большой интерес у жителей села. И вот поселок, где он жил был назван Герасимовкой. Есть еще легенда о том, что стояли в этих местах лютые морозы и было холодно – «студено». Третья легенда гласит о холодных, студеных родниках реки Кинделя.

Особое место в казачьих легендах занимает « Цветок лазоревый» - дикий степной красный тюльпан. Не алые головки тюльпанов колышет весенний ветер – это души казаков, погибших в боях, походах на чужбине. Несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазорев похож цветом на кровь, пролитую казаками. Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окроплены кровавыми каплями – тюльпанами. Казаки называют свою степь лазоревой. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревой.

Существует известное казачье поверье про степную ковыль- траву. Ковыль – трава считается травой мёртвых, растущей на костях наших предков – казаков. Поэтому казаки никогда не рвут эту траву и не вносят в дом.

«Хранят курганы древние сарматов вечный сон…..». Это ещё одна легенда моей станицы. С древнейших времен благодатные земли, на которых находилось станица привлекали к себе внимание людей. В окрестностях села имеются археологические памятники, датируемые 2-3 тыс. до н. э. Одни народы сменяли другие, появлялись новые племена, имеющие свою самобытную культуру. После себя они оставляли немые свидетельства своего пребывания в здешних местах: остатки поселений, кладбища – могильники. В раннем железном веке ( 8 в. до н.э – 4 в. до н.э.) по уральским степям кочевали воинственные сарматские племена. Не было у них ни селений, ни городов, только древние могильные холмы – курганы возвышаются среди полей по сей день. Хоронили сарматы своих сородичей на возвышенных, приметных местах. У села Герасимовка есть такое место, именуемое Красный Яр. Здесь, на площадке надпойменной террасы, с которой открывается замечательный вид на заливные луга, находится группа древних курганов.

Много легенд связано с пугачёвским бунтом. До Илека проходил «военный рубеж» войска Пугачёва. Это было пугачевское укрепление, что будто бы там Пугачев держал оборону. Между селами Мухраново и Мустаево есть большой холм, который называется «Мар-блюдо». Говорят, это тоже пугачевское укрепление... На правой стороне Урала много холмов - маров. В давние времена они предназначались для захоронений, в них также прятали богатства; некоторые мары служили казакам как дозорные вышки. Под Яманом есть Жареный мар. В1900-х г. в трех верстах от села Киндели местные жители разрыли один из маров. Здесь нашли медную и золотую посуду, сбрую, украшения.

Емельян Иванович Пугачёв был в Илеке, мары сохранились до Мустаево. И я уверена, что герасимовцы могли быть с бунтовщиками. И кто знает – не зарыт ли у нас клад Пугачёва. Время покажет.

Теплый солнечный июльский день. Тихие улицы благоухают запахами цветов и трав. Почти в каждом палисаднике густо зеленеют сады. Маленькие домики уютно смотрят оконцами в обрамлении ажурных наличников и распахнутых ставень. Не привлекая особого внимания редких прохожих, идет по сонной улице плотный широкогрудый мужчина. Судя по его неторопливой походке и обостренному интересу к не столь уж броским достопримечательностям, встречающимся на его пути, можно догадаться, что это приезжий. Да и одет он, кажется, не по погоде: сарпинковая рубаха синего цвета подпоясана кожаным ремнем, черные брюки заправлены в сапоги. Густая курчавая борода и богатая черная шевелюра, красиво обрамляя правильные черты привлекательного лица, как бы подчеркивают зоркость и мудрость спокойных карих глаз. И от всей коренастой, крепкой фигуры этого симпатичного человека веет удивительным спокойствием и уверенностью. Таким, вероятно, предстал перед герасимовскими жителями сто десять лет тому назад Владимир Галактионович Короленко (1853-1921).

Заехав на ночлег в Герасимовку, он отмечает особенное радушие казаков. Он сравнивает наших казаков с ковылём в степи. Нашу реку Кинделю он называет красавицей. Отмечает то, что верблюдам грозит опасность от строительства железной дороги. Прошло 110 лет, как В.Г. Короленко побывал на Урале. Неузнаваемо преобразилось всё здесь с того времени. Новое поколение казаков чтит память Владимира Галактионовича Короленко, чьи произведения рождены встречей с нашим краем.

«Овраги помнят здешние казачьих сабель звон…». Сохранилась легенда об установление Советской власти в нашей станице. Бригада Г.Е.Китова находилась в Гнилище, возле Новосергиевки. Большевики пришли в Герасимовку под крещение, 19 января 1919 года. Они звали мужчин в Красную Армию. Казаки подожгли Алексеевку и Герасимовку. Но белоказаки не успокоились. Опять был набег на село, но им был дан отпор бригадой Китова и белоказаки сдали оружие. В ходе набега были зверски убиты 5 красноармейцев и сброшены в колодец за селом. Одного солдата выдала казачка. Красноармейцы похоронили погибших у плёса. И как напоминание о тех кровопролитных боях сохранились окопы да обелиски.

Много легенд связано с трактором «Фордзон», который стоит в садике им. Фрунзе в городе Оренбурге. Купленный герасимовцами за скот в годы коллективизации, был отдан студентам сельхозинститута и как музейный экспонат оказался в саду.

Первый и маленький трактор «Фордзон» колхоз получил летом 1930 года, но и он вызвал у колхозников большой интерес. На двор Лаврентия Халява, где стоял этот трактор, сошлось почти всё село. Всем запомнился смешной случай этого дня. Жена колхозника Тютенко Арсентия очень внимательно и со всех сторон рассматривает этот трактор и говорит: «Яко вона не знаю, дывлюсь, деж та дирка, шо наши быки проскочили». Она сделала намёк на 2 пары быков, которых сдали при вступлении в колхоз.

С нашей станицей связаны воспоминания о «сенаторе от штата Сорочинск» - депутате в Верховный Совет СССР Фадееве А.А.

Давайте вернемся в год сорок шестой, в его суровый, морозный март. Писатель, известный миллионам, уже немало дней находился в Оренбуржье.

Тут его избрали депутатом. И на душе было радостно: люди им довольны, значит, у народа в чести.

Это событие не записанное, а сохраненное памятью поколений и потому только претендующее на достоверность. В селе Мустаево состоялась встреча избирателей с депутатом в Верховный Совет СССР писателем Фадеевым А.А. Встреча проходила в радушной обстановке. Писатель выступил со словами благодарности и приветствия труженикам района. С ответным словом выступила жительница нашего села Колиниченко Мария Степановна. После торжественной части был дан концерт силами художественной самодеятельности. Теплая беседа Фадеева с тружениками ещё долго продолжалась и после закрытия собрания. У Марии Степановны надолго остался в памяти образ замечательного человека, активного борца за счастье и мир.

"Фадеев не терпел нейтральных в борьбе. Здесь ключ к фадеевскому характеру. Запомним его таким..." Это написала Вера Инбер. Она знала Фадеева много лет. Мне такого счастья не выпало.

Герасимовка – удивительное село. Здесь рядом живут замечательные люди. Но человек жив не только хлебом. Человечество живет памятью. Памятью о людях, которых уже нет рядом с нами. Это первые переселенцы – семьи Телегиных и Фроловых, это те, кто был вместе с Емельяном Пугачёвым, это те, кто гостеприимно принял Короленко В.Г. на ночлег, это те, кто вместе с Китовым Г.Е. устанавливал новую власть и создавал колхозы.

Собирая материал для этой работы, я встречалась с земляками, и никто не отказывался принять – всем было что рассказать. Наши земляки совершали боевые и трудовые подвиги. Они мечтали о счастливом будущем своей страны и села. Станичники чтят память людей, оставивших след в истории моего села.

Хочется показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у сельчан, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я пришла к выводу, что легенды нашего села переплетаются с достоверными историческими фактами. История села связана с Емельяном Пугачёвым, писателями В.Г. Короленко и А.А. Фадеевым.

 

 


Раздел: История России
Дата публикации: 19.11.2013 21:04:01
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История моей семьи

Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Герои моей малой Родины сквозь века

Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Опорный край державы

2012-й год был годом 200-летия Отечественной войны 1812 года, которая завершилась победой русского народа над французскими завоевателями. Еще в начале учебного года я увидел в школьном музее выставку «Недаром помнит вся Россия…», которая меня очень заинтересовала. Так я впервые узнал о событиях двухсотлетней давности, начал читать книги об Отечественной войне 1812 года и её героях..

Читать

Дети войны

Битва за Воронеж продолжалась 212 дней и по своему кровопролитию и продолжительности является одним из крупнейших сражений во Второй Мировой Войне..

Читать

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

Читать

Некрополь Свято-Донского монастыря. Смерть и деньги

Погребение в Донской обители.

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter