Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией19. А наместником нашим и их тиуном без соцков и без добрых людей не судити суд.
20. А тиуном и наместничьим людем на пир и на братчину незваным не ходити ; а кто приедет к ним на пир и на братчину незван, и они того вышлют вон безпенно; а кто у них имет пити силно, а учинится какова гибель, и кому то платити без суда, а от меня от великого князя быти в казне .
21. А князи мои, и бояре, и дети боярьские, и всякие ездоки, у горожан и у становых людей и у волостных людей кормов и подвод, и проводников, и сторожов не емлют ; тако же и гонци мои великого князя без грамоты подвод и проводников у них не емлют.
Источник: Сайт «Российский правовой портал: библиотека Пашкова»
http://constitutions.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
РАЗРЯДНАЯ КНИГА 1475-1605 ГГ. (выдержки)
Лета 7082-го году, сентября в 6 день, государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с сыном своим с царевичем со князь Иваном Ивановичем приговорили, как даст бог на зиму быти походу на [Ка]занскую землю, и которым бояром для государева дела в Муроме быти, и тому роспись.
Послал государь в Муром бояр своих и воевод князь Ивана Федоровича Мстисловского да князь Ондрея Ивановича Нохтева Суздельсково, Петра Васильевича Морозова, Микиту Романовича Юрьева, Ивана Меньшово Васильевича Шереметева, князь Василья Ондреевича Сицково да окольничих князь Петра Ивановича Татева, Дмитрея Ондреевича Бутурлина, Микиту Василевича Борисова Бороздина, князь Дмитрея Ивановича Хворостинина, да дворян и воевод, да дьяка Ондрея Щелкалова. А были бояре в Муроме князь Иван Федорович Мстисловской с товарищи для казанские черемисы, луговые и нагорные.
А только в Муроме государева царева и великого князя дела с казанскими людьми не зделаетца о всем по его государеву наказу, и государь царь и великий князь приговорил быть походу на казанские места, а воеводам велел государь быть по полком в Муроме же и стоять з береженьем для казанских людей. А которым бояром и воеводам быть по полком, и тому роспись:
В большом полку воеводы князь Иван Юрьевич Булгаков Голицын да боярин Петр Васильевичь Морозов - стояли в Муроме. В правой руке воеводы князь Василей Юрьевич Голицын да боярин Иван Меньшой Васильевичь Шереметев - стояли в Елатме. В передовом полку воеводы князь Юрьи Костентинович Курлятев да Федор Васильевич Шереметев - стояли в Нижнем Новегороде. В сторожевом полку воеводы князь Борис Петровичь Хованской да окольничей князь Дмитрей Иванович Хворостинин - стояли в Шуе. А в левой руке воеводы князь Ондрей Петровичь Хованской да князь Федор Иванович Хворостинин - стояли на Плесе.А людям с ними быть по полком по росписи. И большим бояром и воеводам всем стать в Муроме на Дмитреев день, а дворяном большим сту человеком стать в Муроме же. А срок по местом с людьми збиратца бояром и воеводам: В большом полку с воеводою со князь Иваном Юрьевичем Голицыным с товарищи збиратись люди в Муроме. Передовому полку с воеводою со князь Юрьем Курлятевым да с Федором Шереметевым збиратись с людьми в Нижнем Новегороде. Правой руке збиратись с воеводою со князь Васил[ем] Юрьевичем Голицыным да с Ываном Шереметевым вь Елатьме. Сторожевому полку збиратись со князь Борисом Хованским в Шуе. А левой руке збиратись со князь Ондреем Хованским на Плесе. А срок всем збиратися с [л]юдьми в тот же день по веденьеве дни.
И государь тогды опалу свою положил на князь Дмитрея да на князь Федора Хворастининых на обеих, и велел им быть к себе. А на князь Дмитреево место велел быть в сторожевом полку со князь Борисом Петровичем Хованским воеводе князю Ивану Петровичю Залупе Охлябинину, а на князь Федорово место Хворостинина велел государь быть в левой руке сокнязь Ондреем Петровичем Хованским Роману Григорьевичю Плещееву. И поход тогды из Мурома в Казанскую землю воеводам не был, потому что казанские люди, горная и луговая черемиса, государю все добили челом за свою вину, в Муром приехав; и государь их воевать не велел, и к шерти их бояря привели. А для казанских людей челобитья присланы были в Муром бояря князь Иван Федорович Метисловской с товарищи да дьяк Ондрей Щелкалов.
И тогды в том розряде боярин Иван Меньшой Васильевичь Шереметев писал и посылал бити челом государю на князь Юрья Костентиновича Курлятева и на князь Ондрея Петровича Ховансково; а государь тогды был в Слободе. А в челобитной ево пишет: «Государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии холоп твой Иванец Меньшой Шереметев челом бьет. Велел еси, государь, мне, холопу своему, быть на своей государеве службе в правой руке в других в Муроме со князь Васильем Голицыным, а в передовом полку быть в первых князю Юрью Курлятеву, а в левой руке в первых велел еси быть князю Ондрею Хованскому. И мне, холопу твоему, в превой руке в других для князь Юрья Курлятева да для князь Ондрея Ховансково быть невмесно».
Роспись Ивана Шереметева подклеена под челобитную: «Милосердый государь царь и великий князь! Покажи милость холопу своему, не выдай князь Юрью Курлятеву да князь Ондрею Хованскому, вели, государь, мне с ними щот дать, чтоб я, холоп твой, опозорен не был. Тебе, государю, извесно, каков вь их роду князь Олександра Кашин, а князь Олександра Кашин был меньши отца моево Василъя Ондреевича на свадьбе у отца твоего, государя нашего, у великого князя Василья Ивановича всеа Русии; а князь Костентину Курлятеву он был дядя; а со князь Костентином, государь, Курлятевым был розведен князь Иван Лугвица Прозоровской, а брат, государь, меньшой князь Иванов Прозоровского князь Федор Прозоровской был со князь Иваном Троекуровым в Мещере, а князь Иван, государь, Троекуров в своем роду и к чюжому меньши князь Михаила Курпсково. Покажи, государь, милость, вели сыскать своими государевыми розряды. Государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, смилуйся, пожалуй».
«Были бояре и воеводы на берегу: в большом полку были бояре князь Дмитрей Федорович Бельской, да князь Федор Михаилович Мстисловской, да отец, государь, наш Василей Ондреевичь Шереметев; а в левой руке князь Федор да князь Роман Адуевские да князь Михайло Курбской. Да князь Иван же, государь, был Троекуров меньши Ивана Ляцкова, а Иван, государь, Ляцкой не одиново был меньши отца нашево Василъя Ондреевича. А князь Ондрей, государь, Хованской на твоих государевых службах в твоих розрядех князь Юрья Курлятева везде меньши живет. А меня, государь, холопа твоего, твоею государскою милостью на твоих государевых службах нигде больши не бывал; а зиму, государь, я, холоп твой, был в твоем государеве розряде в казанском походе в передовом полку в первых, а князь Ондрей Хованской был в левой руке в первых и тебе, государю, на меня, холопа твоево, не бил челом. Милостивый государь царь и великий князь, покажи милость, пожалуй холопа своего, как тебе, государю, бог известит».
И государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии против той Ивановой челобитной писал грамоту в Муром к бояром князю Ивану Федоровичю Мстисловскому с товарищи, а в грамоте пишет:
«От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Муром бояром нашим и воеводам князю Ивану Федоровичю Мстисловскому с товарищи. Писал к нам и присылал нам бити челом боярин наш и воевода Иван Меньшой Шереметев о местех на князь Юрья Курлятева да на князь Ондрея Ховансково, что написан в нынешнем розряде князь Юрьи Курлятев в передовом полку первой, а князь Ондрей Хованской написан в левой руке в первых, а Иван Шереметев написан в правой руке в других. И Иван сказывает, что князь Олександра Кашин князю Костентину Курлятеву дядя пятой, а сказывает князь Олександра Кашин был отца ево меньши Василья, как нагаи встречали, и князь Олександра Кашин князю Костентину дядя. Да каков будет от Хованских князь Ондрей мне не весно, потому, что были в уделе. А преж есьмя к вам роспись послал, и вы б по той росписи розсудили, как воеводам быть на вашей службе в нынешнем розряде. А нынече есьми к вам роспись послал же. А по Иване Шереметеве не угодить, как ся ему хочот, чтоб промеж воевод в нашем деле розни не было».
Роспись послана такова:
«Роспись князь Ивановым детям Оболенсково: князь Микита, а у него сын князь Василей, а у князь Василья сын князь Иван Курля первой сын, а у Курли другой сын князь Костентин, а у князь Ивана пятой сын князь Володимер, а у князь Володимера первой сын князь Иван Лыко, второй сын князь Василей Каша, а у князь Василья Каши первой сын князь Иван Глухой Кашин, второй князь Олександра Кашин»…
Источник: Сайт «Библиотека Якова Кротова»
http://krotov.info/acts/16/possevino/razryady_1475b_02.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
СУДЕБНИК 1497 г. (выдержки)
В 1497 году, в сентябре месяце, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и боярами о Суде, как судить боярам и окольничим.
1. Судить суд боярам и окольничим. А на суде быть у бояр и окольничих дьякам. А частных вознаграждений (взяток) боярам, и окольничим, и дьякам от суда и от содействия (в разрешении дела) не брать; также и любому судье частного вознаграждения (взятки) от суда не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому.
3. А взимать боярину и дьяку (пошлины) в суде от иска в размере рубля на виноватом; (независимо от того) кто будет призван виновным, истец или ответчик, боярину на виноватом (взять) два алтына, а дьяку восемь денег. Если же цена иска будет выше рубля или (наоборот), ниже, то боярину взимать исходя из того же расчета.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ (пошлинах при судебном поединке). Если (тяжущиеся) доведут по суду дело до поединка, но не стояв на месте поединка, помирятся, то боярину и дьяку (взять судебные пошлины) по тому (вышеуказанному) расчету, боярину с (каждого) рубля (исковой суммы) два алтына, а дьяку восемь денег; но (в этом случае) окольничему, и дьяку, и приставам (исполняющим свои права понедельно) полевых пошлин не причитается.
5. Если (тяжущиеся), стояв на месте поединка, помирятся, то боярину и дьяку взять по тому же расчету пошлины свои; а окольничему (пошлин) четверть (рубля) и дьяку четыре алтына с деньгою, а приставу четверть (рубля), да приставу же пошлины за организацию поединка два алтына.
6. Если (тяжущиеся) решат поединком дело о займе или о побоях, то боярину с дьяком взять на побежденном пошлину в соответствии с суммой иска, а окольничему (пошлины) полтина , а дьяку четверть (рубля), а приставу полтина, да приставу же пошлины за организацию поединка полтина, да приставу же пошлины за организацию поединка 4 алтына.
7. Если (тяжущиеся) решат поединком дело о поджоге, или об убийстве, или о разбое, или о воровстве, то на побежденном взыскать сумму иска, да окольничему на побежденном (взять полтину, да вооружение, в котором он вышел на поединок), а дьяку (пошлина) четверть (рубля), а приставу (пошлины) полтина, да приставу же пошлины за организацию поединка 4 алтына. А сам побежденный (на поединке) в наказание (подведомственен) боярину и дьяку.
15. О ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда). А от (оформления) правовой грамоты взыскивать от (приложения) печати с (каждого) рубля (исковой суммы) по девяти денег, а дьяку от подписи (грамоты) с (каждого) рубля по алтыну, а подьячему, который напишет правую (грамоту), взыскивать с (каждого) рубля по три деньги.
16. О ДОКЛАДНОМ (СУДНОМ) СПИСКЕ (протоколе судебного разбирательства, поступившем на доклад к боярину). А докладной (судный) список боярину печатать своею печатью, а дьяку подписыват, а взыскивать боярину от списка с (каждого) рубля по алтыну, а дьяку от подписи (списка) с (каждого) рубля по четыре деньги, а подьячему, который на списке напишет (решение), с (каждого) рубля по две деньги.
17. О ХОЛОПЬЕЙ О ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда по делам о холопстве). А от (оформления) правовой грамоты и отпускной (на холопа и рабу) боярину взыскивать от печати с холопа и с рабы, с (каждой) головы (человека несвободного состояния) по девяти денег, а дьяку от подписи — по алтыну с головы, а подьячему, который грамоту правую напишет или отпускную, — с головы по три деньги.
20. ОБ УКАЗЕ НАМЕСТНИКАМ. А наместникам и волостелям, которые держат кормленья без права боярского суда, холопа и рабы без доклада (в центр, их владельцам) не выдавать, ни грамоты о возвращении владельцу его беглых людей не выдавать, также и холопе и рабе правой грамоты на их владельца (об освобождении от холопства) не давать без доклада, и отпускной холопу и рабе не давать.
21. О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ. А с суда великого князя и с суда детей великого князя взыскивать (пошлины) на виноватом по тому же (расчету), как и с боярского суда, с (каждого) рубля (суммы иска) по два алтына, кому князь великий велит.
22. О ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда). От (оформления) правовой грамоты взыскивать от (приложения) печати печатнику великого князя и детей великого князя печатнику с (каждого) рубля (суммы иска) по девяти денег, а дьяку от подписи (грамоты) с (каждого) рубля по алтыну, а подьячему который грамоту правую напишет — с рубля по три деньги.
24. О ДОКЛАДНОМ (СУДНОМ) Списке (протоколе судебного разбирательства, поступавшем на доклад к великому князю). А докладной (судный) список, с великого князя доклада и детей великого князя доклада, печатать великого князя печатнику и детей великого князя печатнику; а от (приложения) печати взыскивать от списка с (каждого) рубля (суммы иска по девяти денег, а дьяку от подписи (на списке) с (каждого) рубля по алтыну, а подьячему, который на списке напишит (решение), взыскивать с (каждого) рубля по две деньги.
25. О БЕССУДНОМ СПИСКЕ (обвинительном приговоре ответчику без судебного разбирательства дела, вследствие неявки его к сроку в суд). А от (оформления) бессудной грамоты (обвинительного приговора ответчику без судебного разбирательства дела, вследствие его неявки к сроку в суд) по алтыну, а дьяку от подписи (на грамоте) — по алтыну же с (каждого) рубля, а подьячему взыскивать с (каждого) рубля по две деньги.
27. О БЕССУДНЫХ ГРАМОТАХ (обвинительных приговорах без судебного разбирательства дела, вследствие неявки одной из сторон в суд). А дьякам (в то время) как выдавать бессудные (грамоты), самим собрать вместе срочные (грамоты, устанавливающие время явки сторон в суд), да разобрав самим дьякам срочные (грамоты), велеть им подьячим бессудные (грамоты) выдавать и сроки переносить. А подьячим срочных (грамот) не выдавать. А бессудные (грамоты) выдавать (считая) с восьмого дня (после срока, указанного в срочной грамоте и не соблюденного одной из сторон).
31. А ездить недельщикам (приставам) и на поруку (ответчиков) давать самим с приставными (грамотами) или своих родственников и людей (холопов) посылать с приставными (грамотами). А людей, нанятых на срок, им не посылать с приставными (грамотами). А от (дачи на) поруку им (приставам) с приставными (грамотами) ездя, не брать ничего (никакого частного вознаграждения).
36. Если какого-либо вора (приставы) дадут на поруку в каком бы то ни было деле, то им (приставам) истцов и ответчиков не задерживать (проволочкой судопроизводства по их делу), а ставить их перед судьями (передавать их дело в суд). А грамоты о сроке явки в суд им (приставам) крестьянам переписывать (переносить сроки) и бессудные (грамоты) выдавать без проволочки, а от бессудных (грамот) им (приставам) у крестьян не брать ничего (никаких взяток).
Источник: http://his95.narod.ru/1497.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
«ПРИГОВОР О МЕСТАХ И ВОЕВОДАХ В ПОЛКАХ» 1550 Г.
(выдержки)
Лета 7058, июля, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быта болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быта менши болшого полку перваго воеводы. А хто будет другой [второй] в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быта им без мест.
А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки.
А князем и дворяном болшим, и детем боярским на цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет.
А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где быти на какове посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.
Источник: Сайт «История государства»
http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
«СОЗЕРЦАНИЕ» (выдежки)
В лета от мироздания 7189 (1681) году, идущу ему, лету, от начала дней царства благочестивейшаго в. г. ц. и в. кн. Феодора Алексеевича, иже бе зело (весьма, очень) в благочестии ревнитель и всякого добра и благочинства в государстве своем истинный желатель, по многих войнах и великих бранех с агаряными, внуки махометанския проклятые веры, с салтаном турецким Махметом постановлен бысть мир на 20 лет. А от рождения своево в то время имяше он, государь, 20 лет.
… Того же лета ноемврия (ноября) в 24 день изволися ему, государю, вчинать (изволилось... начинать): царского своего сигклита (совета) всякого чина разсмотрити, како бывает председение (иерархия) в сигклите его и в воинских делах? Егда по их государским указам посылают в полки с ратными людьми или в правление под их царского величества в царственные грады, яко: в Киев, в Великий Новоград, в Казань, во Астрахань, в Сибирь, — боляре, и окольничие, и думные дворяне с товарыщи. И ини (иные) бывают люди из крове (по происхождению) благородием великия боляре. Иныя из меньшого благородства, честию тою же де болярства от царского величества за службы или за разумное правительство пожалованы и в близность к ним, государем, бывают в совет допущены. Инии же по роду своему честь имеюще стольника или окольничего — и той стольник не из рода суща благородного, аще будет и болярин, не хощет под ним седети, не хощет с ним ни в каком деле и в полках в товарыщах быти. И наченши (начиная) от больших, даже до меньшей чести сице (так) творилося!
…И он, государь, видя тую неправду в царствии своем, зело тщание полагал, чтобы оную тщетную злобу истребити. И местничества в председательстве никому бы собою не имети, кого когда пошлют на их государскую службу. Аще вручат кое правление во стране и в полкех, хотя и не великого рода, а честию их государскою пожалован и в таком деле искусен - о том ни с кем не считатися, еже убо (которому в таком случае) не возноситися и над малым человеком.
Сему и Господь своими усты учаше: “Аще не будете яко дети, не внидете в царство небесное”. “Едино бо есть (по учительству святаго апостола Павла) вси человецы тело, уды (органы, части тела) же многий, но не вси уди един уд: ибо и глава, яко уд вящший мнейшему уду (как орган, более важный, чем другие), яко нозе, или руке, или в нозе персту не возможет глаголати, яко несть на потребу, яко не глава (не может говорить, что они бесполезны, если они не голова)”.
Человеком же, яко единому телу, удом же разным, в вере единой, в государстве едином подобает всем звание свое хранити, в нем же кто призван. Аще болярин (если это боярин) — да о государстве во всяких вещех, царем благочестивым к славе Божий належащих (надлежащих) делах и ко мирному и прибыльному государства всего добротворению зболезновати должен есть. Воевода в воинстве, яко достоит, да промышляет и управляет. Воин тако ж де службы своея належащия да не оставляет. Подданный, в земледельстве труждаяся, должный оброк господину своему да воздает.
Все же люди суть Божий, и никто един благороден без единаго мнимаго и меньшаго жити возмогает. Того ради вси, любовь имуще, господу Богу кланятися и его единаго славити должни суть. Чести же наипаче даемы бывают и правление по разуму, и по заслугам во всяких государственных делах бывшим, и людем знающим и потребным.
Источник: Сайт «Восточная литература»
http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053
Примечания
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://base.garant.ru/12164203/#block_1 (дата обращения – 08.10.2013).
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. – С. 76.
3 Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т.1. А-М – М., 2001. – С. 135.
4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. А-О – М., 1989. – С. 197.
5 Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. А-М – М., 2001. – С. 566.
6 Словарь русского языка: в 4-х томах / под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 3. – М., 1999. – С. 278.
7 Пространная редакция «Русской Правды». – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947 (дата обращения – 09.10.2013 г.).
8 Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. – М.; Л., 1957. – 408 с. – URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/721/25721/8616/page7 (дата обращения - 13.10.2013).
9 Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 266.
10 Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г. Свод законов Киевской Руси: учебное пособие для изучения «Русской Правды». – Казань, 1985. – С. 22.
11 Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г. Свод законов Киевской Руси: учебное пособие для изучения «Русской Правды». – Казань, 1985. – С. 23.
12 Пространная редакция «Русской Правды». - URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947 (дата обращения – 09.10.2013 г.)
13 Зимин А.А. Правда русская. М., 1999. – С. 126.
14 Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1993. – С. 207.
15 Судебник 1497 г.: текст. – URL: http://his95.narod.ru/1497.htm (дата обращения - 09.10.2013 г.).
16 Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 267.
17 Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 267.
18 Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 267.
19 Ерошкин Н.П. «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России». - М., 1960 - с. 396. - URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000148/st003.shtml (дата обращения - 09.10.2013 г.).
20 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. – С. 524.
21 Судебник 1497 г.: текст. – URL: http://his95.narod.ru/1497.htm (дата обращения - 09.10.2013 г.).
22 Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М., 1970. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gur/ (дата обращения – 13.10.2013).
23 Местничество - в Московской Руси XV-XVII вв. порядок замещения должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками.
24 Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. А-М – М., 2001. – С. 665.
25Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. – URL: http://www.kodges.ru/audio/audio_other/23721-solovev-s.-m.-tom-23.-istorija-rossii-s.html (дата обращения - 13.10.2013).
26 Соловьев Б.И. Русское дворянство и его выдающиеся представители. – Ростов н/Д, 2000 – С. 46.
27 Лихачёв Н. П. Государев родословец и Бархатная книга. – Санкт-Петербург, 1900. – С. 14.
28 Местническое отечество - служебное отношение знатного человека к его родичам.
29 Родовая честь - положение рода среди других знатных родов.
30 Порай-Кошица И.А. Очерк истории русского дворянства от половины IX до конца XVIII века (862 - 1796) – Санкт-Петербург, 1874. – С. 99. - URL: http://www.runivers.ru/upload/iblock/ca2/ocherk%20istorii.pdf (дата обращения – 13.10.2013).
31 Сайт «История государства». - URL: http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/ (дата обращения – 11.10.2013).
32 Соловьев С.М. Об истории новой России. – М., 1993. – С. 19.
33 Богданов А.П. «Несостоявшийся император Федор Алексеевич». - URL: http://statehistory.ru/675/Otmena-mestnichestva-tsaryem-Fyedorom-Alekseevichem/ (дата обращения – 11.10.2013).
Автор: Лохонова Галина Михайловна
Раздел: История России
Дата публикации: 20.11.2014 23:08:37