Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейВведение
Ярчайшая звезда немого кино, о людях и явлениях такого масштаба, принято говорить: "базовая ценность"... Человек, своим уникальным талантом и истинным мастерством потрясающий массы, толпы!.. – все это можно сказать о нашем земляке, киноактере Иване Ильиче Мозжухине. Большой артистический талант Мозжухина ни у кого не вызывал сомнения, как при его жизни, так и в наши дни, когда переоценка ценностей, казалось бы, захлестнула все сферы искусства. Поэтому тема его жизни и творчества остается актуальной и сегодня. Недаром с 5 по 9 ноября 2013 года в Пензенской области в шестой раз прошел кинофестиваль «Мужская роль» имени великого русского киноактера. По традиции, открылся фестиваль в Кондоле, на родине Ивана Мозжухина.
На кинофестивале были вручены традиционные призы, учрежденные управлением культуры и архива Пензенской области: приз Надежды имени Ивана Мозжухина и Большой приз имени Ивана Мозжухина.
Фестиваль проводился Фондом имени Ивана Мозжухина при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Пензенской области, Управления культуры и архива Пензенской области, Фондa «Гражданский Союз», Молодежного центра Союза кинематографистов России.
Степень изученности данного вопроса весьма невелика, учитывая масштабы таланта и заслуг Мозжухина перед мировым искусством. О нем написано не много книг, но имя его упоминается в воспоминаниях, письмах, мемуарах, журнальных статьях того времени. Так Жан Арруа, кинорежиссер А.А. Волков, киновед Р.П. Соболев, Рене Жанн, А.Н. Вертинский и многие другие восхищались его талантом и упорством. Считали, что Иван Мозжухин самый большой актёр современного экрана, любознательный, общительный, весёлый, способный покорить любого зрителя.
Целью своей работы я ставлю описание и систематизацию материалов, посвященных жизни и творчеству великого актера, нашего земляка Ивана Мозжухина. В последнее время молодежь теряет интерес к традициям культурного развития своей малой родины. Но ведь так приятно вспоминать про знаменитых людей, чьи имена тесно связаны с историей и культурой нашей страны, города, села. Мы непременно должны гордиться ими!
Предметом моего не большого исследования стали факты биографии, отзывы современников, исследования современных авторов, посвященные Ивану Ильичу Мозжухину. Ведь это был первый и самый одаренный профессиональный киноактер дореволюционной России; он первый получил мировое признание; он же был в числе первых, кто потерял все с приходом эры кино звукового.
Его величину и значение можно сравнивать только со звёздами мирового масштаба. А его имя можно смело отнести к именам, которые творят Историю Кинематографа.
Иван Семёнович Мозжухин, патриарх семьи, дед Ивана Ильича Мозжухина. Родился он в начале 19 века. Незаурядный ум и административные способности принесли ему и его семье достаток, высокое положение в крестьянском обществе, относившемся с уважением к нему, а позже и к его сыну Илье. Жил Иван Семёнович в Сергиевском, в собственном большом деревянном доме. Кроме сына Ильи, родившегося 29 июля( по старому стилю) 1848 года, он вырасти и воспитал сыновей Семёна, Константина, Владимира, и дочерей Евдокию(Авдотью), Елизавету, Анну, Прасковью. Получив вольные и обзаведясь семьями, сыновья остались в селе; дочери, выйдя замуж, покинули Сергиевское, но отца постоянно навещали, а праздновать Рождество все съезжались в его дом, где устраивалась ёлка. Привозили многочисленных внуком, которым Иван Семёнович всегда был рад. Деда любили за доброту, и смерть в конце 1880-х гг. стала для всех тяжёлой утратой.
Илья Иванович Мозжухин - сын Ивана Семёновича и отец Ивана Ильича. Унаследовал от отца административные способности, доброту и должность управляющего имением, прочно обосновался в родном Сергиевском. Здесь он нашёл себе и спутницу жизни – дочь сергиевского священника Ивана Аполлоновича Ласточкина, Рахиль. Разница в возрасте, составлявшая более десяти лет (Рахиль Ивановна родилась в 1862 году), ничуть не препятствовала семейной гармонии – супружеский союз оказался крепким и счастливым.
Семья Ласточкиных была близка с новыми родственниками: после смерти Ивана Аполлоновича мать Рахили Ивановны Татьяна Ивановна жила в доме Мозжухиных, помогала вести хозяйство, разводила птицу. Часто приезжали погостить братья Рахили Ивановны – Амфал Иванович Ласточкин, который служил в Саратове псаломщиком, а затем был назначен дьяконом кафедрального собора, и Онисифор Иванович Ласточкин, по окончании академии в Троице-Сергиевой лавре недолго служивший псаломщиком в Висбадене (потом, лишённый должности за пьянство, он вернулся в Сергиевское, где и жил до конца дней: некоторое время служил в церкви, позже стал отшельником и почитался многими, как святой). [1,с.16] В семье Ильи и Рахили Мозжухиных было 4 сына: Александр, Алексей, Константин и самый младший Иван.
В 1889 году, в первые часы утра 26 сентября по старому стилю, в семье Мозжухиных родился четвёртый сын, названный Иваном. Новорожденный был зарегистрирован в метрической книге (под номером 23) и крещён в Сергиевской церкви родного села Киселёвки. Первого октября. Совершали таинство крещения священник о.Иаков Лапуховский и псаломщик Иван Богданов; восприемниками были Семён Иванович Мозжухин и московская мещанка Пелагея Киреевна Мозжухина.
Иван, поздний ребёнок, унаследовавший внешность матери и её слабое здоровье, был окружён повышенной заботой и вниманием родителей, особенно после того, как другие сыновья понемногу разъехались на учёбу. Он уже не застал ежегодных сборов семьи в доме деда, и это, возможно, в какой-то степени повлияло на его отмечавшуюся позже «обособленность» от родных, «не любовь» к семейным праздникам. [1, с.22]
От других братьев он явно отличался. Ему не привилось серьезное отношение к религии, принятое в семье. Врожденная талантливость и умение понимать суть проблемы «на лету» сыграли свою роль, когда родители выбирали место учебы младшего сына: после окончания Сергиевской церковно- приходской школы осенью 1899 года он поступил во 2-ю Пензенскую мужскую гимназию. Время обучения в гимназии стало для Ивана Мозжухина первым жизненным экзаменом: он впервые жил самостоятельно, в большом городе, снимая комнату, учился вместе с горожанами, которые свысока смотрели на деревенских. Сообразительный и общительный Иван быстро нашел себе друзей, многие из которых увлекались театром.1903 год оказался насыщен событиями. Иван Мозжухин пережил и первое большое горе в жизни — смерть матери. У Рахили Ивановны было слабое здоровье, она болела туберкулезом. В 1904 году Иван Мозжухин был учеником четвёртого класса гимназии. Иван насмотревшись на брата Александра, начал испытывать тягу к театру. Увлечься театром в Пензе, имевший репутацию театрального города, было легко. Здесь Ивану Мозжухину посчастливилось не только лицезреть на сцене старого тесного пензенского театра разнообразнейшие спектакли – от классики до драматургических новинок того времени, - но и приобщиться к будущей профессии в качестве актёра-любителя. Возможность выступать на сцене и Драматический кружок Народного театра, открытый в 1896 году, исуществовавший при городском пожарном обществе кружок любителей драматического искусства, который он в сезоне 1906-1907 гг. возглавлял
М.М. Тарханов, и организованный в конце 1907 году Музыкально-драматический кружок, театральной частью которого заведовала В.Ф. Мейерхольд.
К слову, каждый ученик 2-й мужской гимназии знал, что именно здесь учился не так давно известный театральный режиссёр и актёр В.Э. Мейерхольд. Интересно, что о заочном влиянии Мейерхольда на творчество Мозжухина будут неоднократно говорить позже, когда уже не только вырастут, но по большей части и уйдут из жизни учившиеся в разных классах гимназии в одно время с Иваном Мозжухиным будущий первый биограф Мейерхольда Николай Волков, будущий театровед и критик Юрий Соболев, будущий лидер пензенских большевиков Василий Кураев, будущий руководитель Центропечати и кинофабрики «Межрабпомфильм» (ныне киностудия им. М. Горького) Борис (Берка) Малкин, старший брат и наставник будущего профессора кинооператорского искусства Леонида Косматова Николай Косматов и многие другие.
Своеобразная «оттепель» 1905-1907 гг. помогла Ивану Мозжухину найти собратьев по увлечению и внутри гимназии, которую в эти годы возглавлял В.В. Лапин, выпускник Харьковского университета, опытный педагог и сторонник «самостоятельного мышления» учеников. Стремясь отвлечь учащихся от революционных идей, директор всячески поощрял художественную самодеятельность (пение, игру на музыкальных инструментах, любительские спектакли), устраивал литературные вечера, различные экскурсии и даже издавал «Журнал учеников пензенской 2-й гимназии». В восьмом классе Иван Мозжухин и его одноклассники Е. Муругов и В. Якушев участвовали в спектаклях, ставившихся на сцене не только гимназии, но и пензенского театра. Писатель Р.Б. Гуль приводит следующее свидетельство о юношеских годах Ивана Мозжухина: «Помню его со стародавних времён, ибо Иван Мозжухин — земляк, как и я, пензяк, «толстопятый». Только разница в возрасте была большая. Я — в первом классе Первой гимназии. А Мозжухин в восьмом классе второй гимназии. Но уже тогда Мозжухин часто выступал на сцене в любительских спектаклях и спектаклях смешанных из актёров и любителей.
Помню его в пьесе Островского «Лес» в Зимнем театре Вышеславцева (в Пензе было два репертуарных театра — Зимний и Летний). В «Лесе» Мозжухин играл «Алексиса». Богатую пожилую помещицу Гурмыжскую играла наша близкая знакомая — Арсеньева (запамятовал имя и отчество), а недоучившегося гимназиста, за которого она выходит замуж, Алексея Буланова, «Алексиса», играл Мозжухин. И играл превосходно, по крайней мере — я его запомнил». И добавляет характерную деталь: «В Пензе гимназист Мозжухин был необычайным франтом, таких тогда звали «пижонами»: в обтянутых брючках со штрипками, в фуражке с крошечными полями (мода тех времён), в шинели с иголочки».
Эта франтоватость, стремление хорошо одеться и блестяще выглядеть, осталась у Ивана Мозжухина на всю жизнь. Художник Борис Билинский, работавший с Иваном Ильичом в годы эмиграции над многими фильмами («Лев моголов», «Казанова», «Белый дьявол»), вспоминал, с каким невероятным терпением Мозжухин десятки раз примерял костюмы, делал свои предложения и добивался идеального результата («так носить костюм никто другой не смог бы.»). Но это будет потом, когда сложные и неисповедимые пути приведут Ивана Мозжухина через театральную сцену в кинематограф. Пока же отец уговаривал его поступить после окончания гимназии на юридический факультет университета и стать юристом или адвокатом, а не связываться с опасной и несолидной профессией актёра.[1, с.29]
Иван был роста и телосложения среднего (скорее даже худощавый), глаза светло-серые, волосы русые, коротко стриженые, (только на фотографиях, запечатлевших артиста в пору театральной молодости, у него типичная «премьерская» завитая причёска). Иван предпочитал модную европейскую одежду. Иван Ильич курил (любил сигары), не чуждался застолий и шумного веселья, постоянно с кем-либо общался. Мозжухин был очень любознателен, всё время стремился к чему-то новому. Он был лихим наездником, увлекался автомобилями, не раз был женат. Стремился к творческому совершенству и, потерпев неудачу, обязательно старался исправить ситуацию упорным трудом. Был довольно непрактичным и не раз страдал из-за безденежья. Таланты Мозжухина были разносторонними: сочинял стихотворные экспромты, был страстным книголюбом. (Приложение 1)
И.И. Мозжухин собирал свой личный архив, в которых хранил почти всё – и «позитив», и «негатив», словно составлял для будущих всё – и «позитив», и «негатив», словно составлял для будущих исследователей свой портрет по забытой ныне традиции оставлять память о себе. Или же просто сохранял мельчайшие частицы собственного мира вдали от родины, о которой никогда не забывали, предполагая, что когда-нибудь вернутся. А если не вернутся, то о них хотя бы расскажут другие.
Вот лишь часть таких высказываний, дополняющих изложенное выше. Жан Арруа: « Он самый глубокий актёр из всех актёров – поскольку в профессиональном смысле слова он вовсе не актёр. В противоположность большинству актёров, которые худо-бедно воспевают жизнь, Мозжухин живёт игрой, правила которой он изобретает, пусть даже для того, чтобы их нарушать. Другие делают из своего ремесла невыносимое священнодействие, он – цирковой номер, в котором проделывает фокусы с самим собой.
Иван Мозжухин, ко всему, один из наиболее ярких и умных фантазёров этого времени. Мозжухин остаётся, в апогее своей международной популярности, (тем же) простым, внимательным и благожелательным человеком, которого хорошо помнят его друзья детства. Такие артистические успехи, такие материальные достижения могли бы вскружить ему голову. Он счастливо избежал этого и остаётся всегда сердечным и приветливым ко всем…»
Кинорежиссёр А.А. Волков: « Мозжухин - большой актёр, может быть, самый большой актёр современного экрана и по ширине своего диапазона и настоящему нерву таланта. Редки такие люди в работе, как он. Он никогда в работе не был «ведеттой», и капризы «знаменитости» чужды ему. Режиссёру страшно легко руководить им. Малейший намёк, недосказанная мысль уже улавливается и претворяется им. А горячее и ревнивее работника над сценариями, над малейшими деталями не только совей роли, но и всего целого, я среди актёров экрана не видел».
Киновед и кинокритик Рене Жанн: «… Он балансирует между реализмом и сверхчеловеческим: он никогда не шокирует нас, но никогда не летает на таких высотах, которые мы ощущаем как недосягаемые. Он всегда показывает нам человека, на которого мы тем более страстно хотели бы походить, что мы чувствуем, что при наличии небольшой доли смелости, настойчивости и удачи мы могли бы подняться на его уровень. Он всегда воодушевляет нас, никогда не обескураживает, и знаменитое определение Альфонса Карра: « Искусство – это выбор истины» кажется сделанным в его адрес.
А.Н. Вертинский: «Иван Мозжухин… Блистательный, великолепный, сероглазый, обожаемый Европой, удачливый, легко побеждающий и на сцене, и в жизни – обаятельный, точный, чёткий, чуть иронический, актёр, выдумщик, затейщик. Человек необыкновенного личного шарма – покоритель сердец и мужских и женских, а главное женских. Живой, любознательный, необычайно общительный, весёлый, остроумный, он покорял всех. Даже своих врагов, которых у него, как у каждого выдающегося артиста, было достаточно. Иван умел пятиминутным разговором «купить» человека, даже самого враждебного к нему. Он был щедр, очень гостеприимен, радушен и даже расточителен… Карьера И ванна Мозжухина была поистине блестящей. Успех, популярность, которые выпали на его долю, редко достаются актёрам. И всё это он как-то не ценил».
Помимо словесных характеристик и портретов сохранилось также множество фотографических и рисованных изображений И.И. Мозжухина. Уцелело, конечно, не всё: так, в книге Н.М. Зоркой приводится рассказ о портрете Ивана Мозжухина работы художника М. Вербова – это портрет, изображавший артиста в роли Казановы, украшал интерьер элитного парижского кафе «Казанова» и сгорел вместе с ним. Неоднократно рисовали художники Ивана Ильича: сохранились портреты, эскизы, многочисленные газетные шаржи. [1, с.7]
Не получил высшего образования Иван Мозжухин, окончивший гимназию в 1908 г. и по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Увлечение театром было сильнее желания изучать сложное и скучное правоведение, тем более, что путь на сцену оказался коротким и прямым. После отъезда Ивана Мозжухина в 1907 году в Москву и поступления на юридический факультет Московского университета связи его с Пензой и родным селом приобрели в основном заочный характер, и летом 1908 года сообщил отцу, что собирается покинуть университет и стать актером.[5]
Познакомившись в зимнем сезоне 1908 гг. с актёром Петром Олимпиевичем Телегиным (на сцене — Заречным), державшим в тот год антрепризу в пензенском Зимнем театре, и его сестрой Ольгой Олимпиевной (на сцене — Броницкой), Иван окончательно «сбился с пути истинного». После первого года обучения в университете он приехал в родное село с уже заключённым контрактом с труппой Заречного. В опубликованных позже биографиях, записанных со слов Ивана Ильича, рассказывается, что его отец по началу был против такого решения, предрекал сыну жизнь, полную несчастий, и даже пытался обратно отправить его в университет. Но Иван проявил характер, настаивая на своём, после чего отец мудро рассудил – пусть будущее покажет. Иван Мозжухин летом 1909 года уехал с труппой Заречного в город Черкассы Киевской Губернии, чтобы продолжить « свои университеты» на провинциальных театральных подмостках.[1, с.33]
Иван поступил по-своему. Видя его упорство в достижении поставленной цели, Илья Иванович оставил попытки переубедить сына, а через двадцать лет, видя, каких вершин профессии, какой славы достиг его любимец, писал ему: «Ты моя радость, ты моя гордость, все мне завидуют за тебя и за Сашу, мог ли я когда-нибудь подумать при вашем рождении, что вы будете известны всему миру, а через вас и я…».
Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему дому и родным. Актерскому мастерству он учился на гастролях, где играл в основном на подмостках провинциальных театров.
Работа с труппой Петра Заречного — многие месяцы «бродячей» гастрольной жизни, выступления в разных городах России - стала «первым курсом» актёрских университетов Ивана Мозжухина, насыщенным работой и почти бесплатным. По сообщению Ж. Арруа, в начале своей творческой деятельности Мозжухин «зарабатывал на театральных подмостках ровно пятьдесят рублей в месяц», но мало придавал этому значения: «Скромность его жалованья компенсировалась эстетическим наслаждением, опьянением от первых успехов, прелестью открытий, рвением к работе». В дальнейшем материальная выгода также имела для Ивана Ильича значение второстепенное, на первом плане всегда была работа. Одним из немногих чувств, временами побеждающих тягу к работе, была любовь (несмотря на молодость и невыдающуюся внешность, остроумный и обаятельный Иван пользовался успехом у женщин). Но первое серьёзное увлечение Ивана Мозжухина, первое счастье оказалось кратким. Его избранница, Ольга Олимпиевна Телегина-Броницкая, так и не стала его женой, хотя долгое время они прожили вместе. Ольгу Броницкую и своего единственного сына Александра Иван помнил и любил всю оставшуюся жизнь. Но у лёгкости, с которой Иван завязывал знакомства с людьми, оказалась и обратная сторона — непостоянство. Он всегда стремился к новым горизонтам, спешил жить, видеть, узнавать, и, наверное, просто не был создан для семейной жизни. Тем более что в то время ему не было и двадцати лет.
Конечно, небольшая труппа, возглавляемая опытным актёром — прекрасное поле для первичной самореализации: новый опыт, новые роли. Но на дворе — начало ХХ века, театральная среда бурлит, отзываясь взрывами страстей на деятельность режиссёров-новаторов: Станиславского, Крэга, Таирова, Комиссаржевского, Марджанова, Мейерхольда, сближающих классику и современность. Молодой актёр, увлечённый театром по-настоящему, был не в силах надолго покидать Москву, своеобразную Мекку русских театралов, и расстаться с возможностью «вживую» изучать игру актёров Малого театра, МХТ, театра Корша, театра Незлобина (с некоторыми из них, например с М.М. Блюменталь-Тамариной, Б.С. Борисовым, Н.М. Радиным, Ивану довелось позже играть в одной труппе). Поэтому летние гастрольные сезоны, когда Иван работал с труппой Заречного, стали чередоваться с зимними, когда он жил в Москве и работал во Введенском народном доме (на Введенской площади в Лефортово). Этот крупный и наиболее плодотворно действующий из народных домов Москвы, открывшийся в декабре 1904 г., был достаточно популярен в городе благодаря усилиям его заведующего, известного мецената, ревностного почитателя театра и коллекционера А.А. Бахрушина, много сделавшего для оживления сценической и концертной деятельности, просветительной работы.
Алексеем Александровичем Бахрушиным и режиссёром театра Н.Ф. Аксагарским (который и пригласил Ивана Мозжухина остаться в Москве, чтобы иметь возможность «выдвинуться») была организована хорошая труппа, включавшая много талантливой молодёжи, подобран серьёзный классический репертуар: пьесы Островского, Гоголя, Мольера, Чехова, Тургенева. Помощь введенской труппе оказывали Малый и Художественный театры, театр Корша, декорации к спектаклям делались по эскизам известных художников, например, Виктора Васнецова. Здесь Иван Мозжухин проработал несколько лет, приобретя некоторую известность в качестве актёра второго плана и переиграв много ролей. Биографы Ивана Ильича приводят не так много данных о его работах на сцене в этот период. Н.М. Зоркая на основе сохранившихся в архиве И.И. Мозжухина материалов отмечает роли Пети Трофимова («Вишнёвый сад», 1911 г.), Незнамова («Без вины виноватые», 1912 г.) и студента Беляева («Месяц в деревне», 1914 г.) Жан Арруа описывает весь «театральный период» в целом: «Он (Мозжухин) долго играл в Москве, в Народном Театре и в Драматическом Театре, произведения современного репертуара: Батая, Бернштейна, Ибсена, Шоу, Д’Аннунцио, а также спектакли старого фонда национального репертуара, творения великого поэта Пушкина, патетические обработки Достоевского, произведения Тургенева, Толстого, Гоголя, Короленко, Островского, Гончарова, Арцыбашева, Розанова и Гучкова. Он играл даже в шекспировском и мольеровском репертуарах, в том числе и в «Мизантропе». Молодой актёр использовал все возможности для своего театрального образования. Так, сын А.А. Бахрушина, Ю.А. Бахрушин, вспоминал, что премьер введенской труппы Ванечка Мозжухин был частым посетителем их знаменитого домашнего театрального музея.
В августе 1916 он окончательно перешел в труппу и выступал на одной сцене с такими знаменитостями как Н.Радин, Е.Полевицкая, М.Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Мозжухин с успехом играл в инсценировках по произведениям А.Пушкина, Ф.Достоевского, Н.Гоголя, И.Тургенева, И.Гончарова, М.Арцыбашева, О.Уайльда, Г.Даннунцио. Тем не менее, уже осенью 1917 ушел из театра вместе со своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Н.Лисенко. Это был конец его театральной карьеры, ибо в дальнейшем Мозжухин так и не вернулся на сцену. Окончательный уход из театра был вызван, вероятно, желанием серьезно и бесповоротно связать свою судьбу с кинематографом. Это одно из немногих упоминаний о заметном повороте в театральной карьере Ивана Мозжухина. Свободный театр — очень яркое и недолговременное начинание, привлекшее внимание всей театральной Москвы, — был открыт К.А. Марджановым в сезон 1913 — 1914 гг. в помещении театра «Эрмитаж» (где когда-то начинал МХТ). Финансировали театр состоятельные предприниматели супруги Суходольские. По замыслу Марджанова театр должен был «освободиться» от жанровых ограничений, чтобы создаваемая им труппа могла одним и тем же составом играть и оперу, и драму, и оперетту, и пантомиму. В марте 1913 г. им был устроен широкий конкурс «для молодых интеллигентных сил, желающих предложить свои услуги театру», и, в конце концов, труппа театра разрослась до 150 человек. Премьерным спектаклем была поставлена опера М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (режиссер А.А. Санин), потом оперетта «Елена Прекрасная» и другие — всего пять спектаклей. Но вскоре Суходольские резко разошлись во мнениях с Марджановым, и вместо Свободного театра в сентябре 1914 г. создали МДТ — Московский драматический театр (Художественно-общедоступную драму), в спектаклях которого Иван Мозжухин участвовал с момента основания и до конца 1917 года.
Представление о работе И.И. Мозжухина в МДТ можно отчасти составить по ранним театральным дневникам П.А. Маркова, впоследствии выдающегося театрального критика МХАТа. Конечно, основное внимание при разборе спектаклей уделялось актёрам «первого эшелона»: Е.А. Полевицкой, Б.С. Борисову, М.М. Блюменталь-Тамариной, Н.М. Радину, но внимательный критик скрупулёзно оценивал игру каждого актёра, участвовавшего в спектакле.
О премьерном спектакле МДТ — «Последняя жертва» А.Н. Островского (постановка А.А. Санина, 16 сентября 1914 г.): «В третьем акте много эпизодических фигур, среди которых удачны Пивокурова — Ю.М. Даминская, наблюдатель — В.Ф. Вендрих-Игренев и разносчик вестей — И.И. Мозжухин».
«Усмирение строптивой» У. Шекспира (постановка И.Ф. Шмидта, 17 сентября 1914 г.): «И.И. Мозжухин во многом очень приятный Транио, но многое и надуманно, и манерно».
«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (инсценировка Н.И. Собольщикова-Самарина, постановка А.Л. Зиновьева, 2октября 1914г.): «И.И. Мозжухин-Паншин красив, но этого мало».
«Пигмалион» Б. Шоу (постановка И. Ф. Шмидта, 1 ноября 1914 г.): «Хорошую фигуру даёт И.И. Мозжухин (Фреди)».
«Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайлда и водевиль «Вечер у Шуфлери» Сен-Реми (постановка И. Ф. Шмидта, 13 декабря 1914 г.): «И.И. Мозжухин (Монкрайф) молод и искренен, но в нём мало джентльмена»; «И.И. Мозжухин (Бабилас) очень мил».
«На паях» И.С. Шмелева (постановка А.А. Санина, 30 января 1915 г.): «В эпизодических ролях «чужой жены» Лили и юрисконсульта останавливают внимание Н.Г. Салин и И.И. Мозжухин, хорошо передающие эти роли».
Есть, впрочем, и мнение обычного зрителя, далёкого от профессиональной холодности критика. Юрист С.Н. Бронштейн, видевший в молодости спектакль МДТ «Дворянское гнездо», вспоминал позже: «Мозжухин в незначительной роли Паншина создал незабываемый образ этого чиновника для особых поручений, случайного гостя захолустного губернского города. Своими манерами, умом, элегантностью он мог очаровать кого угодно. Только порой его пристальный взгляд, холодноватая улыбка и хитрый смешок могли заставить задуматься человека проницательного и показать ему, что все привлекательные качества этого молодого человека «второй нумер». Иван Ильич Мозжухин в роли Паншина показал себя большим артистом».
Роли второго плана, хорошо, а порой и блестяще сыгранные, стали, увы, вершиной карьеры Ивана Мозжухина как артиста театра. Значительный интерес у публики и критики вызвала, пожалуй, только одна роль — графа Клермона в пьесе Л.Н. Андреева «Король, закон и свобода» (постановка А.А. Санина и И.Ф. Шмидта, 23 октября 1914 г.). Однако интерес проявлялся скорее не к артисту, а к персонажу, появление которого на русской сцене создавало элемент сенсации: под именем графа Клермона Андреев изобразил короля Бельгии Альберта I, верховного главнокомандующего бельгийской армии. Злободневную, но поверхностную пьесу быстро раскритиковали, а П.А. Марков отметил в дневнике: «Граф Клермон — И.И. Мозжухин. До портретности верный грим — больше и от автора и от исполнителя дано не было». Позже, в мемуарах, критик смягчил оценки: «Новая пьеса Л. Андреева «Король, закон и свобода», показывавшая под прозрачными псевдонимами короля Альберта (его играл будущий кинопремьер, обаятельный Мозжухин) и Метерлинка (ему придавала убедительность тончайшая игра Радина), ненадолго привлекла внимание сильным актёрским ансамблем (Полевицкая, Борисов, Буткова, Соснин)».
В 1915-1916 гг. Иван Мозжухин продолжал постепенно «подниматься по ступеням» МДТ. Очень неплохо сыграл роль Анучкина в «Женитьбе» Н.В. Гоголя (режиссёр А.А. Санин, 15 сентября 1915 г.). Играл в пьесах Л.Н. Андреева («Тот, кто получает пощёчины»), А.Стриндберга («Фрёкен Юлия») А.П. Каменского («Если это возможно»), И.А. Новикова («Горсть пепла»), комедиях А.Н. Толстого («Нечистая сила», «Касатка», «Горький цвет»), А. Франса («Немая жена»), Джерома К. Джерома («Мисс Гоббс»), Е.П. Карпова («Хамелеон») и других. 16 октября 1916 г. на сцене МДТ состоялась премьера первой в России постановки юношеской драмы М.Ю. Лермонтова «Странный человек» (режиссёр Ю.Э. Озаровский). На долю Ивана Мозжухина выпала честь первым из русских актёров сыграть роль «странного человека» Владимира Арбенина, которому М.Ю. Лермонтов придал некоторые автобиографические черты. По мнению критиков, режиссёр проявил «бережное, вдумчивое, любовное отношение к стилю, эпохе, характеристикам действующих лиц». (Приложение 2)
Автор: Гордеева Кристина
Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 20.12.2013 21:45:25