Столетний юбилей Ивана Мозжухина отмечался и в Кондоле, где долгое время велась работа по сбору материалов о семье Мозжухиных. К сожалению, документы и особенно личные вещи Александра Мозжухина, переданные в школьный музей К.А. Мозжухиной, сильно пострадали в период упадка музея после смерти В.Н. Армиевского. Сбор новых экспонатов и информации проводился учителем истории Виктором Михайловичем Горячевым и Раисой Никитичной Ивановой, ставшей директором музея имени братьев Мозжухиных. Музей был открыт 26 сентября 1989 года в здании бывшей конторы усадьбы Оболенских — практически единственном сохранившемся в Кондоле мемориальном здании, связанном с именами Мозжухиных. На открытии музея и мемориальной доски в память об И.И. Мозжухине присутствовали секретарь Пензенского обкома КПСС Б.Ф. Зубков, первый секретарь Кондольского райкома КПСС А.А. Луняков, гости Кондоля — артистка Л.В. Вертинская, киновед О.В. Якубович-Ясный, директор музея сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда Н.А. Кугель и другие. В последующие годы 26 сентября в Кондоле неоднократно проводились Мозжухинские дни. На эти дни приезжали, в частности, старший научный сотрудник ВНИИ искусствознания Н.М. Зоркая вместе с внуком Ивана Мозжухина, художником Николаем Александровичем Телегиным. Во время поисков информации о Мозжухиных В.М. Горячев установил контакт с проживавшим в Ярославле Б.Г. Старком. Борис Георгиевич передал в дар кондольскому музею аудиокассету с записью нескольких вокальных произведений в исполнении Александра Мозжухина: «Каменщик» (Ю.Д. Энгель), «Молебен» (Ц.А. Кюи), «Ночной смотр» (М.И. Глинка), «Приют», «Мельник (В путь)» (Ф. Шуберт), «Ася», ария Дона Базилио «Клевета» («Севильский цирюльник» Дж. Россини), фрагмент из оперы А.Н. Серова «Юдифь». Часть этих записей была включена в снятый на Пензенской ГТРК в 2003 г. в рамках авторского проекта Л.А. Усовой «История музыкальной культуры Пензы» телефильм «Александр Мозжухин. Эпизоды из жизни артиста». ( Приложение 6)
К сожалению, до наших дней не сохранились ни дом, где жили Мозжухины, ни церкви в Кондоле и Сергиевском, ни находившаяся рядом с последней могила Рахили Ивановны Мозжухиной. Долгое время находился в неопределённом состоянии и музей Мозжухиных, занимавший всего одну комнату в здании, принадлежавшем совхозу «Кондольский». В течение нескольких лет перед банкротством совхоза здание плохо отапливалось, экспонаты музея находились во влажной атмосфере, а сам музей практически бездействовал. Сейчас, после того, как здание конторы передано в муниципальную собственность, администрацией кондольского (теперь — Пензенского) района проведены ремонт и переоборудование музея Мозжухиных в расширенном виде, планируется создание мемориального комплекса. В восстановлении музея активное участие принимают преподаватели и учащиеся кондольской средней школы.
Немало внимания уделяют памяти знаменитых артистов и в соседней Саратовской области, где Мозжухины, как уроженцы Петровского уезда, тоже считаются земляками. В Петровске уже несколько раз проводились районные кинофестивали и различные мероприятия, посвящённые памяти Ивана Мозжухина, саратовское телевидение снимало репортажи о Кондоле.
Зимой 1999 г. в Кондоле и Пензе побывала съёмочная группа, участвовавшая в создании документального фильма «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала». Картина, в которую впервые были включены многие уникальные архивные фото- и кинодокументы, снималась в России и Франции, в тесном содружестве с французскими кинематографистами и историками, была закончена в том же 1999 г. и с триумфальным успехом показана на нескольких кинофестивалях, во многих странах мира. В 2001 г. режиссёр картины Галина Евгеньевна Долматовская лично привозила копию фильма в Пензу для показа в Пензе и Кондоле.[11]
Кинофестиваль «Мужская роль» имени Мозжухина
В среду вечером прошла торжественная церемония открытия пятого кинофестиваля имени Ивана Мозжухина. Он состоялся вопреки сложностям, связанным с финансовой стороной закадровой жизни. Можно сказать, что провинциальный кинофорум "вытащили" на своих плечах рядовые горожане. (Приложение 7)
Кинофестиваль не попал в список мероприятий, финансируемых их регионального бюджета. Еще до моего назначения было принято решение, что в 2012-м году ежегодный фестиваль Мозжухина проводить не будем. Аккумулируем средства, чтобы в юбилейный для Пензы 2013-й год сделать его более масштабным, - пояснил начальник управления культуры Пензенской области Евгений Шилов.
С такой постановкой вопроса не согласились многие неравнодушные пензенцы. Появилась инициативная группа, в которую вошли местные предприниматели, причем далеко не самые крупные, деятели культуры, волонтеры. К ним подключились и чиновники. Общими усилиями удалось устроить настоящий праздник для горожан
В течение четырех дней на разных площадках: в кинотеатрах, музеях, библиотеках и концертных залах будут идти лучшие российские кинокартины уходящего года. Вход на все показы совершенно бесплатный, будь то камерный зал Музея одной картины или популярный коммерческий кинозал.
Многие фильмы, которые нельзя найти в интернете, впервые увидят не только широкая публика, но и кинокритики, специально прибывшие на фестиваль в провинцию.
Пензенцы смогут оценить участвовавшую в Берлинском кинофестивале киноленту "Суббота", кассовый фильм о Чехове "Поклонница", новую спорную кинокартину Алексея Гуськова, где он предстал не только как актер, но и как продюсер. Полюбуются на роскошный кинофильм "Орда", на съемки которого потратили 11 миллионов долларов, и на экране это заметно. Будет и триумфатор этого года, лауреат Венецианского кинофестиваля "Фауст".
Подобные поездки по стране граничат с чудом. Я еду и не верю, что все это возможно. Люди вопреки планов, указаний, строгости, хотят общаться и обмениваться человеческими чувствами, духом. Это невероятное для меня событие, - сказал почетный гость кинофестиваля заслуженный актер России Евгений Редько.
В Пензу он привез камерный фильм "Гоголь Ближайший", где сыграл главную роль. Пензенская земля интересна ему и как отчий дом другого классика, вошедшего в его жизнь, Виссариона Белинского. Его он сыграл на театральной сцене.
Евгений признался, что не отказался бы воплотить на экране и образ легендарного короля немого кино Ивана Мозжухина, лишь бы режиссеры взялись за экранизацию. Эксперты сошлись во мнении, что американская кинолента "Артист" вобрала в себя трагические эпизоды из жизни Мозжухина.
В Пензе о нем выпустили книгу. Ее автор Олег Сиротин признался, что мечтал бы, чтобы она легла в основу сценария. По его словам о жизни Мозжухина можно снять сериал.[12]
9. Социологический опрос
Я провела социологический опрос. Участниками анкетирования были студенты ПГУ первого курса факультета экономики и управления.
Опрос состоял из двух вопросов:
Знаете ли Вы о Иване Ильиче Мозжухине?
Если да, то, каким видом деятельности он занимался?
Итоги проведения опроса:
На первый вопрос ответили:
1)80% - респондентов ответили отрицательно;
2)20 % - респондентов ответили положительно.
На второй вопрос ответили:
1)80% - респондентов не знают, каким видом деятельности И.И. Мозжухин занимался;
2)15% - респондентов - что он актёр немого кино;
3)2%- респондентов – исторический деятель;
4)2%- респондентов - музыкант
5)1%- респондентов - деятель культуры.
Вывод: В наше время люди уже перестали интересоваться историей культуры, её традициями. Мы стали забывать про выдающихся людей. Нужно, как можно больше проводить мероприятия связанные с культурными традициями и достояниями нашей Родины. Особенно нужно прививать это с детства, чтобы ребёнок действительно знал, кем он может гордиться и к чему ему стремиться в дальнейшем. У нас в пензенской области проводятся культурные мероприятия. В этом году у нас провели уже пятый кинофестиваль посвященный И.И. Мозжухину. Все были в восторге от него, у многих остались положительные эмоции, было очень много народу, места не хватало. Надеемся, что эту традицию будут проводить и чтить из года в год.
Заключение
Почему И.И. Мозжухина можно назвать – «Королём экрана»? Почему его считают великим актёром? Как человек из села Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне – Пензенская обл.) смог достичь таких высот?
Иван Ильич Мозжухин (1887-1939) – талантливый актер русского кинематографа. Иван Мозжухин обладал необычайным талантом, а его лицо было одним из самых ярких и притягательных лиц немого кинематографа. Работал в разных жанрах — от мелодрамы до комедии, особого успеха добился в психологических и драматических экранизациях классики («Пиковая дама», «Отец Сергий» и др.). В 1920 эмигрировал из России, снимался главный образ во Франции: «Дитя карнавала»(1921 и 1933,сценарист и режиссёр), «Кин» (1923), «Пылающий костёр» (1923, сценарист и режиссёр). Он один из первых кто снялся в немом кино. Но его карьера быстро закончилась, когда появилось кино со звуком.
Иван Ильич Мозжухин показал на своём примере, что можно добиться высот, конечно, карьера его длилась совсем немного, но он не пал духом. Мозжухин был околдован сферой кино и театра, пошёл против воли отца. Он отдавал себя полностью своей работе. Так как, Иван Ильич был талантливым и смышленым, у него быстро всё получалось в сфере кино и театра, создавал и делал такие образы, которые требовали режиссёры. Все Мозжухиным постоянно восторгались.
Выдающиеся личности — это именно те люди, которые сделали наш мир таким, каким мы его знаем. Именно они, на протяжении всей человеческой истории создавали путь, по которому и шел человек. Именно они решали судьбы миллионов, делали величайшие открытия и творили основу человеческой культуры.
Нужно проводить различные мероприятия посвященные культуре нашей Родины. Как можно больше конкурсов, конференций, кинофестивалей посвященных И.И. Мозжухину. Чтобы не забыли про «яркую звезду», которая до сих пор не погасла в наших глазах.
Узнайте больше о великих личностях, прикоснитесь к их биографии и поймите, что именно в их характере или способе жизни дало им возможность стать известными всему миру.
Список литературы:
Сиротин О. В. «Двойная звезда Александр и Иван Мозжухины» - Пенза, 2008г.
Сиротин О. В. «В начале киновека», кино в пензенском крае (1896-1932гг.) – Пенза, 2009г.
Савин О., статья « Эмигрантом никогда не был»,литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сура», №3, 1992г.
Материал из архива пензенского государственного краеведческого музея.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.
Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..
Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых
Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .
Научная работа «И.И. Мозжухин – король экрана» является попыткой систематизации информации о жизни и творчестве величайшего актера. Цель научной работы: привлечение внимания молодежи к личности великого земляка и значению его творчества в истории мирового искусства..
Народное просвещение в Нижнеломовском уезде в 19-20 веках
Нужно ли нам знать историю своего города? Лично я считаю, что, безусловно, нужно, ибо знание родного края воспитывает патриотизм! Если ты образованный человек, то тебе просто необходимо знать историю своего родного края. Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Знать историю родного края - это показатель культуры и образованности человека..
Ширшов Б.М. Гвардии лейтенант. От Кенинсберга до Праги. Ширшов А.М. Лейтенант. Гибель на Кавказе.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 – война Союза Советских Социалистических Республик против Германской империи и её союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии); решающая часть Второй мировой войны..
Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..
Весь мир, как натянутая струна. Кажется, один неверный шаг, промах, неудача – и уже не хватит сил, чтобы заработала правильная, богатая, жизненная гармония. Тысяча осколков, не склеить и не собрать никакой силой. Такая невеселая мозаика складывается сегодня для многих из нашего поколения. Однако люди, рождённые более, чем полвека назад, таких чувств не испытывали. Выросшие в неимоверной нужде и невзгодах, ни прошли большую школу испытаний и верили в свой собственный опыт, находили единственный правильный жизненный путь. Они знали свое предназначение, умели добиваться цели, были большими энтузиастами, оптимистами и правдолюбцами. Речь идет о поколении людей, переживших и 30-е, и 40-е, и 50-е годы. Это были наши деды и прадеды, немногие из которых живы, а их воспоминания для нас – живая история века. Мы думаем, что на жизни старшего поколения будут учиться еще многие..
Листая прошлого страницы (как отмечались юбилеи М.Ю. Лермонтова до революции в Пензенской губернии)
В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Его имя прогремело мощным грохотом «Бородина», его мысли стали воплощением «Пророка», его странствующая душа нашла покой только на родной земле. Для Пензы - это ориентир, яркий символ поэтической культурной жизни всей губернии. Существует большое количество монографий, статей в периодической печати, посвящённых нашему земляку, его творчеству. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема: «Как происходило празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова в нашем крае в дореволюционное время?» В этом и состоит актуальность данной работы..