«Всё течет, всё изменяется...». Давно это было сказано, а верно будет всегда.
Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика).
Первоначальный план крепости не сохранился. По описанию 1652 года она имела три линии укреплений. Первая линия – «рубленный город» (или внутренняя крепость) – находилась на острове, образованном Окой и Орликом и прорытым между ними и наполненным водою рвом. Внутри крепости находились дом воеводы, церковь, тюрьма, помещения для хранения хлеба, пороха, свинца, ядер и различного оружия. В крепости были постройки для детей боярских, в которые они переселялись из своих имений в случае приближения врага. Далее шла вторая линия укреплений («острог стоячий»), длиной около 1342 метров. Для въезда в «острог стоячий» были возведены две башни с воротами. Одни ворота выходили на Корчаковскую дорогу (ныне улица Карачевская), а другие на Кромскую (ныне Комсомольская улица). На территории острога были дворы пушкарей, воротников и кузница. За второй линией укреплений находился небольшой посад, насчитывавший первоначально 30 дворов. О месте расположения этих дворов нам напоминают современные Посадские улицы. Посад был защищен надолбами и рвом. Это была третья линия укреплений. Ее остатки в виде рва видны до сих пор в районе улицы Зеленый ров.
Мне бы очень хотелось посмотреть на это место в те далёкие годы: полноводные реки, дремучие непроходимые леса... Я представляю, что когда-то давно вот так стоял здесь воевода и вглядывался вдаль, в «дикое поле» («диким полем» в те времена называли степь к югу от Оки), пытаясь разглядеть татар, разорявших в те времена нашу землю…
Но, к сожалению, не сохранилось ни картин, ни рисунков, сделанных с натуры в те годы. Зато есть фотографии этого места, сделанные примерно сто лет тому назад. На них нет уже ни крепости, ни земляных валов, окружавших её, ни рва с водой, прорытого строителями крепости. Да и город на них уже другой, выросший и раскинувшийся далеко от своих первоначальных границ. Но старые снимки все равно очень ценны для меня, потому что это частичка нашей истории. Они помогут нам перенестись в те времена, когда всё было по-другому…
Поиск литературы
Как здорово, что мы живем в такое время, когда с помощью компьютерных технологий и Интернета мы можем совершать путешествия в прошлое нашего города. Оказалось, что в интернете сейчас представлено довольно много разнообразных ресурсов об истории города Орла, сохранилось множество интересных старинных фотографий. Собраны воспоминания об истории города, много краеведческих, художественных и литературных материалов.
Практическая часть
Мне всегда очень нравилось фотографировать город, чтобы запомнить его именно таким, какой он сейчас, во время моей молодости. Ведь пройдет еще немного времени – мы повзрослеем, изменится и город, в котором мы живем. В современном мире у нас много средств и возможностей, чтобы запечатлеть и сохранить течение истории для наших потомков.
Поэтому, работу по подготовке к проекту я начал с того, что пересмотрел все свои фотографии. Отобрал снимки города и те, которые сделаны на улице на фоне городских пейзажей.
Затем нашел в интернете хорошо сохранившиеся старинные фотографии. Тщательно изучил краеведческие материалы, различные исторические и литературные сведения, касающиеся этих мест.
В результате был накоплен материал, на основе которого решено было создать презентацию. Для удобства и наглядности рядом со старым фото разместили современное. Мне кажется, так проще воспринимать изображение, ведь многие улицы и здания уже не узнать, а некоторые вообще не сохранились.
Результат
В результате кропотливого труда удалось собрать все воедино и оформить в виде презентации. Назвал ее просто – «Мой город сегодня и вчера». С её помощью любой учащийся, не выходя из кабинета, может совершить виртуальную экскурсию по городу прошлого и настоящего времени. Любой человек, будь он стар или млад, сможет найти для себя что-то интересное на этих страницах. Кто постарше – тот будет вспоминать, а кто помладше – узнавать.
Желаю Вам приятного путешествия!
P.S.
Конечно же, при подготовке презентации не обошлось без помощи моих родителей – самому еще пока тяжело освоить непростые компьютерные программы.
Интернет-сайт «www.orenwiki.ru» (сайт преподавателей, методистов и школьников Оренбурга и Оренбургской области).
Интернет-сайт «www.orel-story.ru» (авторский сайт фото-краеведа «Орел знакомый и незнакомый». В очень простой и доступной форме собраны воспоминания об истории города, много краеведческих, художественных и литературных материалов).
Интернет-сайт «www.orelvkartinkax.ru» (авторский сайт «Город Орел в картинках»).
Интернет-сайт «www.transphoto.ru» (совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт, на котором представлено много старых фотоальбомов).
Раздел: История России Дата публикации: 28.11.2013 12:57:49
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Экспонаты школьного музея рассказывают
Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .
«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.
В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.
Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..
Праздники в церковных школах в дореволюционной России
Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..
Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и на хрупкие детские плечи легла тяжесть невзгод и бедствий военных лет. В суровые годы войны, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы. И вклад детей в победу был очень весом. .
Семьдесят лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, близких и родных, из книг, художественных фильмов. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. .
Просматривая материалы видеохроники 1945 года, невозможно оставаться равнодушным! Они запечатлели радость победы всего человечества над фашизмом, ликование народа, мчащиеся поезда с солдатами освободителями. Вместе с фронтовиками спешили домой и те, кто был угнан фашистами на принудительные работы в Германию..
Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина
По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .
Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .
Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость
Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..