Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейАвторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Инститориса и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes. Будет не лишнем сказать, что «папа Иннокентий VIII, издавший эту буллу, сам слыл как «невежественный и грубый развратник, мечтавший лишь о женщинах, вине и деньгах». Булла Иннокентия VIII характерна не только в том отношении, что она показывает, с какой настойчивостью и бессердечностью папский престол проводил политику истребления ведьм, но и тем, что свидетельствует о сопротивлении, которое эта политика встречала на местах».i Позже, при издании «Молота ведьм», Инститорис поместит этот документ в начало книгиii как папское одобрение своего труда, и это будет одной из главных причин феноменального успеха «молота». С помощью нее эти Инквизиторы самыми жестокими способами преследовали еретиков, колдунов и ведьм.
Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год), хранящегося в Сиднейском университете
В 1485 году, когда Инститорис ведет свои дела в городе Инсбрук, он встречает очень сильное сопротивление народа, которое послужит поводом для вынужденного отказа инквизитора от позволений, предоставленных ему по праву буллы. Более того, епископ города Бриксен, Георг Гольсера берется изгнать Инститориса из Инсбрука, что ему благополучно удается сделать. Все эти обстоятельства не сломили его, и он, воспламененный идеей вернуть себе свое уважение и достоинство, вернуть себе свое имя в кругах инквизиторов, берется создать такой труд, который бы являлся фундаментальным в своем роде пособием для охоты и расправы над еретиками и ведьмами. Отсюда и берет свое начало история «Молота ведьм». Инститорис хочет создать книгу, в которой все будет опираться на Священное писание и Священное предание, тем самым обеспечивая себе огромный и непоколебимый авторитет среди церкви и общества. Он усердно работает над своей книгой, и уже к 1487 году она была полностью готова и ждала своего рокового часа. Но в числе ее авторов два человека, а не один. Это связанно с тем, что Инститорис хочет укрепить авторитет своего труда и ищет высокоавторитетного человека для соавторства. Его взор падает на сотоварища по инквизиционным делам - Якова Шпренгера - инквизитора, профессора теологии и члена доминиканского ордена, декана теологического факультета Кельнского университета (1480 г.). Годом позже его назначили инквизитором в области Кельна, Майнца и Трира.iii
Его должность профессора теологического университета показалась Генриху достойной того, чтобы он был в соавторстве с ним, более того, Шпренгер являлся одним из лидеров доминиканских монахов в Германии. По одной из версий, в связи с погоней Инститориса за авторитетом его будущего творения, Шпренгеру было приписано авторство книги. Существуют и другие версии по проблеме соавторства. Есть версия, по которой Шпренгер был реальным соавтором Инститориса, и они писали данный труд совместно. Но эта версия не подтверждена какими-либо фактами, кроме совместной инквизиционной работы Инститориса и Шпренгера еще до того, как первый попал в опалу в Инсбруке. Также существует версия, по которой Шпренгер написал только введение к книге. Этот момент вполне мог иметь место. Но здесь есть и другие интересные факты, которые могли послужить соавторству двух инквизиторов. Все дело в той самой папской булле, которую Инститорис собирался включить и включил в издание «Молота ведьм». Этот документ содержит в себе два имени, а не одно, и был адресован двум инквизиторам, а не одному. Разумеется, чтобы поместить данную буллу в издание, нужно было, чтобы Шпренгер был указан, как автор книги совместно с Инститорисом. Ведь только таким образом можно было включить в книгу документ, заключавший в себе два имени, и только таким путем булла могла попасть в книгу. Разумеется, в этой булле не было ни слова о «Молоте ведьм», так как она была предназначена абсолютно для другого дела, но зато в ней было то самое папское одобрение, представляющее собой власть, которая еще в 1484 г была дана инквизиторам для расправы над ведьмами в Германии, и авторитетное слово папы, которое могло дать книге огромный успех. Инститорис это хорошо понимал. Он, опьяненный своей злобой и своим желанием вернуть свое былое имя авторитетного инквизитора, идет даже на такую низость, как вносит данную буллу в книгу и выдает ее за папское одобрение самого «Молота ведьм». Но, разумеется, книга имеет в себе не только одобрение папы, но и имя Шпренгера. Может эта проблема для Инститориса, а может и большая удача? Но факт в том, что, указав Шпренгера как соавтора книги, он получает гораздо больший авторитет, чем если бы издал ее только под своим именем. Таким образом, сложившиеся обстоятельства с буллой и именем Шпренгера сыграли только на руку Инститорису. Далее он ставит цель получить одобрение книги у Кельнского университета, которому было предоставлено право высшей цензуры. Более того, оба инквизитора являлись профессорами этого университета.
Инститорис, обращаясь за одобрением своего труда к ученым, скорее всего понимал, что нет факта в том, что большая часть того, что он утверждал в своем труде, является традицией католической церкви. Он утверждал и настаивал на том, что колдовство - это самая большая ересь, когда как для церкви самой страшной ересью являлось не правильная, не церковная трактовка священных текстов и искажение того понимания мира, которое непосредственно она проповедовала. Пытаясь получить одобрение от ученых кельнского университета, Инститорис просит помощи у Шпренгера, чей авторитет имел уважение среди его коллег по университету. Одобрением является документ, который носит название апробация - критическая рецензия. Далее есть несколько версий получения этого документа соавторами книги. Одна из них заключается в авторитете Шпренгера, который сыграл свою роль и несколько ученых подписали документ. Другая версия заключается в том, что Крамер пошел за получение документа один, но, получив отказ, он подделывает подписи и пускает документ в печать. Возникает вопрос: мог ли Инститорис пойти на подделку документа? Дальнейшие факты нам покажут, что он мог пойти и не только на это.
Итак, апробация состоит из двух частей. Первая часть имеет подписи четырех кельнских профессоров, которые были подтверждены нотариусом. Они подписали документ, ссылаясь на то, что книга не противоречит католическому учению. Вторая часть документа подписана еще четырьмя учеными, но странно, что эта часть документа не была заверена нотариусом. Позже двое из этого списка заявили о том, что они не подписывали документ, а один из тех, чья подпись была на апробации, заявил, что видел книгу, но толком ее не читал. Отсюда можно сделать вывод, что, возможно, ее не читали. Выходит, что Инститорис вполне мог подделать апробацию, прибавив к первым четырем одобрениям, которые были зафиксированы нотариусом, еще четыре подписи, тем самым, сделав апробацию, которая была включена в «Молот ведьм» подделкой.
Теперь попытаемся разобраться с вопросом об авторитете Шпренгра. Профессор Лозинский приводит такие слова декана теологического факультета в согласии с четырьмя учеными: «В своей теоретической части книга обстоятельна, в практической - она стоит на почве канонических законов; в общем, она может рассчитывать на сравнительно небольшой круг компетентных читателей и специалистов».iv Все что мы видим в одобрении - это только косвенные, сказанные с большой натяжкой слова по отношению к данной книге.
Есть ряд факторов и причин, которые послужили её феноменальному успеху. Во-первых, книга была в свободном приобретении, что давало возможность ознакомиться с ней человеку любого сословия. Мало того, она абсолютно не требовала трактовки, либо каких-то пояснений духовных лиц. Во-вторых, распространение в обществе слухов о книге и её устный пересказ одного другому. Более того, текст книги использовался священниками и проповедниками в своих проповедях сотням человек. В-третьих, доказательства книги строились на основе цитат священных текстов, что уже само собой укрепляло ее авторитет. В-четвертых, у нее была проработанная система доказательства существования ведьм и их выявления. В-пятых, данный труд получил свое распространение не только среди католиков, но и среди протестантов. В-шестых, ее написание выпало на эпоху величайшего в мире изобретения - печатного станка. Инститорис имел средства для того, чтобы позволить себе такое новшество.
Книга стала распространяться молниеносно, в первый раз было напечатано 150 копий, «В течение 9 лет она выдержала 9 изданий,7 раз была издана в 16 веке и продолжала выходить новыми изданиями и позднее, так что их общее число равно 29, причем 16 изданий вышло в Германии,11 - во Франции и 2- в Италии».v Её продавали везде, куда только было можно: в церкви, суды, библиотеки, университеты и т д.
Из вышеизложенного видно, что «Молот ведьм» представлял собой одну большую подделку, фальсификацию эпохи. Возможно, Инститорис даже и не предполагал, чем станет его творение для всего общества, и во что превратит в будущем Европу его злоба и самолюбие.
Примечание
i Григулевич И.Р.Инквизиция.М.,1976.С.176
ii Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н.Цветкова. Предисловие С.Лозинского.Саранск,1991.
iii Бейджент М.,ЛиР.,Цепные псы церкви.М.,2006.С.51
iv Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья// Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н.Цветкова. Предисловие С.Лозинского.Саранск,1991.С.64
vТамже.С.64