Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейИстория становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли.
Россия длительное время не имела выхода к морям, поэтому неудача в Ливонской войне (1558-1583 гг.) была наиболее значительным мероприятием во внешней политике царя Ивана IV Грозного. Несмотря на то, что России на тот период не удалось закрепиться на берегах Балтики, именно стабильная торговля с Англией через Белое море - очень важный шаг на пути к намеченной цели.
Открытие англичанами в августе 1553 г. удобной гавани в устье Северной Двины можно отнести к серии исторических курьезов, так как англичане надеялись найти северный морской путь в Индию и Китай [1; с. 4]. Однако эта ошибка позволила Англии на долгое время занять лидирующую позицию в торговле с Россией, в свою очередь, наладить стабильную торговлю с европейскими государствами. Именно это открытие положило начало переориентации таможенного дела на регулирование внешне экономической деятельности.
Для обеспечения стабильной морской торговли необходимо было наличие хотя бы одного оборудованного порта, именно поэтому в 1584 г. в устье Северной Двины был основан посад Новые Холмогоры, в 1613 г. переименованный в город Архангельск (свое название получил от находившегося поблизости монастыря Архангела Михаила). Именно порт Архангельск являлся ведущим морским портом России до начала XVIII в.[2; с.2].
29 марта 1588 г. царь Федор Иванович издал грамоту двинским таможенным целовальникам. Этот важный и первый дошедший до нас документ историки еще называют Двинской таможенной грамотой 1588 г. Из нее можно узнать имена одних из первых архангельских таможенных верных целовальников: Дмитрий Тихонов сын Попова, Аврам Мартемьянов, Ондрон Васильев сын Тестова да Фалелей Константинов.
Первоначально не существовало принципиальных различий между оформлением сделок внутренней и внешней торговли, иноземцы приравнивались к российским иногородцам во внутреннем оформлении.
Уставная грамота 1588г. подтверждает сбор таможенных пошлин по прежним грамотам и закрепляет единые правила исчисления пошлин – «а с Немец с Англинских, и с Барабантских, и с Шпанских, и с иных Немец имати проезжая пошлина велено по тому ж, как и с Русских людей», кроме англичан, пользующихся особыми привилегиями – «насады Англинских гостей с товары и ходят мимо Колмогоры к морю, к корабелной пристани, и от корабелной пристани ходят в насадех и в дощаникех с товары мимо Колмогоры, а пошлин проезжие и с судов посаженного и поголовного к замытной пошлины и весчей, по сей нашей уставной грамоте не платят».
Также предусматривались единые оформительские процедуры как для русских, так и для иностранных купцов. В частности, приписывалось всем «иногородцам» «со всяким товаром являтися таможенникам и ставитися на гостином дворе; а не явясь таможенникам и опричь гостина двора тем торговым людям не ставитись нигде». По этой грамоте "большую таможенную пошлину с немец велели есмя имати в Архангельском городе против прежних сборов, что сбирали в прежних годах, и будет сберут тех годов болши, и мы за то пожалуем" [3; с. 84].
Таким образом, можно заключить, что с 1588 г. первый порт России стал именоваться Архангельским городом, а при царе Федоре Ивановиче по отношению к внешней торговле, кроме англичан, стали проводиться протекционистские меры.
Первоначально не существовало принципиальных отличий в организации обложения внутренних и внешних торговых операций. В дальнейшем, по мере увеличения значения внешней торговли, таможенные процедуры в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были отделены от внутренних таможенных процедур. Ранее всего эти отличия проявились в зарождении морских оформительских процедур.
В течение XVI и XVII в. позиции Архангельска, как единственного морского порта европейской торговли России были незыблемы, однако особый статус Архангельской портовой таможни среди других таможенных учреждений России был впервые четко определен лишь в Новоторговом уставе 1667 г.
Главным препятствием на пути развития внешней торговли в XVII веке были определенные привилегии иностранцев. Необходимо было разработать и принять новый документ, который бы закрепил некоторые положения Именных указов и обеспечил правовое закрепление выработанных ранее таможенных правил и защитил русских купцов. С этой целью был разработан Новоторговый устав (принят 22 апреля 1667 г.). В его подготовке принимали широкое участие представители боярства, купечества, посадского люда и других сословий. Он завершил первую таможенную реформу в Российском государстве и считается первым таможенным тарифом на Руси.
Устав подробно излагал правила торговли русскими и иностранными купцами. Торговлю следует считать делом государственной важности, правительство должно поощрять купцов и предоставлять им свободу в ведении дела. Главное значение Новоторгового Устава состояло в том, что он вместо множества мелких торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов.
Торговый устав способствовал развитию внутреннего обмена. В нем торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства, торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала.
Во внешней торговле правительство с помощью Устава стремилась достичь торгового баланса. Поэтому главными целями Новоторгового Устава были увеличение импорта из заграницы золота и серебра, стимулирование товарооборота для сбора больших таможенных пошлин и помощь русским купцам в конкуренции с иностранцами.
Главным пунктом торговли с западными европейцами, по Новоторговому уставу, был г. Архангельск. Новоторговый устав 1667 г. закрепил и придал форму общего закона ограничениям для иностранцев, например, ст. 42 Новоторгового Устава гласит: «на Москве и в городех всем иноземцом никаких товаров врознь не продавать; а будет учнуть врознь продавать, и те товары имать на великого государя»[4; с.153]. А ст. 8 сверх того прибавляет: «и по ярмонкам им ни в которые городы с товары своими и с деньгами не ездить и прикащиков не посылать» [4; с.149]. Последнее сделано, очевидно, для предупреждения закупки товаров в розницу, ввиду того, что она вызывала много недовольствия.
После этого шведы стали жаловаться на то, что в «торговле с стороны царского величества после мирного договору противно числится», им велено продавать товар оптом и «вольность вся отнята». Однако, ни мирный договор в Тявзине 1595 г. ни Столбовский мир 1649 г. на который, они ссылаются, им такой вольности не дал, говорится лишь о «вольной и беспомешной торговле меж обоих государств», и ничего более. А к тому же с русскими, в силу тех же договоров, поступали в Стокгольме не иначе: «в Стекольне (Стокгольме) повального торгу нет, врознь ничего продавать не дают» - жаловались в свою очередь русские купцы, поселившиеся в Швеции [5; с.189].
Порядок иноземной торговли по Уставу был определен следующим образом:
1. Перед Архангельском в устье Двины должно сделать шанцы и в них построить двор, каждый корабельщик должен со своим кораблем остановиться в пристани и подать начальнику двора роспись товарам, и как кораблю имя, и к какому иноземцу он прислан, начальник же, оставив у себя роспись за корабельщиковой рукой, даст ему другую, за своей рукой, и отпустит в Архангельск. В Архангельске корабельщик является в таможню к московскому гостю, таможенному начальнику, и подает роспись, которую гость пишет в книги поименно. А когда иноземец захочет свои товары выгрузить с корабля на берег, то должен подать гостю в таможне роспись, сколько он выгрузит товара; гость пишет роспись в книги и по досмотре товаров и по записи в книги позволяет выгружать.
При обмене русских товаров на немецкие и при покупке немецких товаров должны присутствовать голова и целовальники, чтобы досматривать на товарах клейма, печати и другие признаки, чтобы знать, из какого города и чьего мастерства товар, и клейма и печати писать в книги, чтобы в случае подделки потом писать в то государство, чтобы худых товаров не посылали, а худые товары, обличив на весь свет, с бесчестьем отослать с ярмарки. А также следует иметь строгий надзор, чтобы русские товары в продаже и в обмене были добрые и в счете и в весе прямые.
2. При записи товаров в книги платить в казну с продажной цены с весчих товаров по 10 денег с рубля, а с невесчих — по 8 денег с рубля, с денег, привезенных на покупку товаров, брать по 8 денег с рубля; все товары при продаже взвешивать в рядах на казенных весах, а не по лавкам; с заморских вин: с одних сортов брать по 60 ефимков с бочки, а с других — по 40 ефимков, на церковные же французские вина оставить прежнюю пошлину — по 6 ефимков с бочки; на сахар головной — по рублю с пуда, на красный леденец — по 40 алтын, на белый — полтора рубля. И отпускать эти товары в русские города не иначе как по уплате полной пошлины в Архангельске.
3. Иноземец, желая везти из Архангельска свои товары в русские города, должен подать в таможне роспись своих товаров за своей рукой; роспись эта записывается в таможенные книги, и по досмотре товаров по росписи и по приложении к товарам таможенной печати выдается иноземцу проезжая выпись с прописанием, сколько отпускается товаров мерой, весом и счетом.
4. Золотые и ефимки, привозимые иноземцам, не облагаются никакой пошлиной, но иноземец, привезший иностранные деньги, должен немедленно в порубежном городе отдать их в государеву казну, откуда выдадут ему русскими деньгами: за золотой — по рублю, за любский ефимок, которых по четырнадцати в фунт, — по полтине [6; с.303].
5. Если у иноземцев на кораблях у Архангельска останутся непроданные товары, то с них заранее должно брать пошлину, хотя они и не проданы, чтобы иноземцы по прежнему обычаю не передавали тех товаров тайно в подряд русским людям, желая таким образом избежать платежа таможенных пошлин.
По нормам Новоторгового устава иностранцы были обязаны:
при прибытии в устье Двины явиться в специальный пункт морского таможенного досмотра – шанцы, где подать роспись товаров (ст.43); [4; с.153].
товары в росписи указывать правдиво – не утаивать (ст. 45) и не занижать таможенную стоимость (ст.49) под угрозой конфискации; [4; с.154].
уплачивать таможенные пошлины золотыми и серебряными монетами по установленному курсу (ст.48,50); [4; с.154-155].
уплачивать высокие пошлины на ввозимые вина (ст.51); [4; с.155].
при желании везти товары вглубь России, пройти полный таможенный досмотр и уплатить проезжие пошлины золотыми или ефимками (ст.56) и т.д. [4; с.155].
Иностранцам было запрещено:
беспошлинно торговать между собой (ст.40-41, 63); [4; с.153, 156].
торговать в розницу вне Архангельска, весь товар они должны были продавать русским гостям оптом (ст.42,83, 84); [4; с.153, 158] .
привозить товары низкого качества – «худые» товары (ст.45); [4; с.154].
разгружать товары ночью под угрозой конфискации (ст.46); [4; с.154].
торговать винами в розлив (ст.54-55); [4; с.155].
вести розничную торговлю внутри России, весь товар должны были продать оптом местным купцам (ст.60) [4; с.156].
Из вышеперечисленного видно, что Новоторговый устав впервые в российской истории достаточно полно определял порядок проведения и содержания таможенных процедур в сфере внешней торговли.
Список использованных источников
Лакиер, А. Б. Обзор сношений между Англией и Россией в XVI-XVII столетиях / А. Б. Лакиер. – СПб., 1854. – 66 с.
Балковая В.Г. Становление портовых таможен в России (XVI-XVIIIвв.). – 11с.
Царская грамота Двинским таможенным целовальникам 1588 г. // ТДР. Т. 1. -82-86 с.
Новоторговый устав, принят 22 апреля 1667 г. // ТДР. Т. 1. С. 147-161.
Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. – 557.
О сборе таможенных пошлин в городе Архангельске: Наказ таможенным головам от мая 1699 г. [б/д] // ТДР. Т. 1. С. 302-319.