В мире война всегда является огромной бедой и несчастьем. Нет ни в одной стране, ни в одном городе и ни в одной деревушке, семьи, которой бы не коснулась война.
Война не прошла мимо и моей семьи. Ни бабушка, ни мама, никогда не рассказывали мне о трудных военных годах, потому что это слишком серьёзный разговор для маленьких, ещё ничего не понимающих детей. Скажите мне, разве интересует пятилетнего ребёнка, что были времена, когда голодали, когда замерзали на улице от холода, когда ночами напролёт плакали и в надежде писали письма на фронт?
Но однажды зимой, когда морозец бежит по щекам и заставляет их легонько покалывать, я сидела под теплым пледом, с бабушкой, в стареньком домике, где- то на краю города, куда уже не доходит шум дорог, в кресле, и пила чай.Беседовали мы о нашей семье, и разговор наш зашёл про моего прадеда. «Знаешь, внучка, - говорила мне бабушка, – а твой прадед был смелым человеком. Он участвовал в войне, проливал свою кровь, для того, чтобы твоя мама и ты могли родиться.»«Наверное, все люди, кто участвовал в войне смелые были…»- ответила я, задумавшись.» Я тогда ещё не понимала точного значения слова «война». Но этого слова я боялась, и старалась никогда не говорить его, словно оно было пропитано чем-то едким, тем, о чем боялось предположить моё сознание. «Не соглашусь с тобой, внучка, ведь были и те, кто на сторону фашистов переходили, чтобы спасти свои шкуры! Разве это смелось? Это подлость и трусость! К счастью, таких людей мало было. Все победы хотели, и твой прадед тоже. Он ушёл на фронт, когда мне было всего два месяца. Лица его я не помню и фотографий не сохранилось, но я уверена, внучка, что был он добрый и ласковый, - бабушка отвела глаза в сторону, оглядела всю комнату и хотела продолжить свой рассказ, да только притихла на секундочку. Потом вдохнула полной грудью, захлёбывавшись в старинных воспоминаниях и тихо-тихо, чуть дрожащим голосом продолжила:«Иван, прадед твой, совсем молодой и неопытный пошёл воевать, оставив дома твою прабабушку Пелагею и четверых детей, меня в том числе. Прабабушка твоя рассказывала, что сначала никто в войну не верил, все считали это страшным сном или злой шуткой. Но проходили недели и месяцы, а положение не улучшалось. Фашисты наступали. А хуже всего было тем, кто жил в Ленинграде, в блокадном городе. Хотя и нам приходилось нелегко. Прабабушка твоя, Пелагея, работала в леспромхозе. Не за деньги, как сейчас, а за еду. Моя тучная во все времена мать, как будто на глазах иссохла, отдавая нам всю еду, что получала на работе. Со мной и моими братьями сидела соседская тётка, которая рассказывала нам, что происходит на фронте. Помню, говорила она, что её муж тоже ушёл на войну и писал много писем. А от нашего отца, то есть от твоего прадеда Ивана, ни одного письмеца, даже самого малого не пришло. Тогда твоя прабабушка рассказала, что Иван без вести пропал, и больше никогда не вернётся к нам». Бабушке было нелегко рассказывать мне истории, волнующие её сердце, на глаза наступили слёзы, руки невольно дрожали, впрочем, как и голос, но она перевела дыхание и продолжила свой рассказ: «Мы перестали жить надеждами и стали ожидать ещё нескорого окончания войны. Война кончилась только в 45-ом, но твоя прабабушка всю свою оставшуюся жизнь плакала по ночам. Уж так сильно она была огорчена потерей мужа».
Рассказ был окончен.Я встрепенулась. Скорее не от неожиданности такого разговора, а от какой-то тусклой досады, закравшейся в мою душу. Каждое бабушкино слово кололо сердце тысячами огненных иголок.Я не думала, что бабушка станет изливать мне душу, хотя понимала, почему она решила рассказать это именно мне. Я была ещё ребёнком, лет девяти, не больше. Мой разум не был ещё отравлен ложью и лицемерием. Я не думала о личной выгоде, и не думала, что обо мне подумают другие. Я была ребёнком, который может выслушать, и не будет иметь ничего против сокровенного рассказа. Бабушка доверяла мне, поэтому и рассказала то, что долго хранилось в её душе.«Неужели всё это правда, бабушка?» «Неужто я тебе лукавить буду? Горькая и тяжёлая, но настоящая, правда. Поэтому не забывай своего прадеда, который спасал страну от войны!» По её щеке покатилась слеза, которую она легонько смахнула рукой, улыбнулась и обняла меня. Редко бывало такое, чтобы после разговора с бабулей у меня бежали мурашки по телу, но так произошло в этот раз. Я наверное по-настоящему поняла, что слово «война» таит в себе не только слёзы, боль и огорчение, но смелость, волю и веру в победу.
Каждый человек, живущий сейчас, должен быть благодарен своим прадедам за чистое небо над головой.
Раздел: История России Дата публикации: 30.04.2015 11:26:59
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
История появления кукол на кубанской земле
Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..
В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке, его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..
История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата
В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .
С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..
После Великой Отечественной войны жилищный вопрос в нашей стране сильно обострился. Еще при И.В. Сталине начали разрабатываться проекты решения жилищного вопроса с помощью строительства многоэтажных домов..
Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны
Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..
Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья
В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..
В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..
Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..
Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)
Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .