В преддверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии).
В годы Великой Отечественной войны они были очень молодыми и в полной мере испытали на себе все тяготы этой жестокой, но справедливой войны нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Моя бабушка, Харитонкина (Уточкина в девичестве) Анна Ивановна, родилась 14 июня 1925 года в г. Беднодемьяновске. Всю свою не легкую жизнь она прожила в нашем родном городе.
Моя бабушка
Ей было 16 лет, когда началась война. Баба Аня училась в средней школе. Как многие подростки в те годы, сразу после уроков бабушка бросала сумку с книгами и шла в колхоз помогать своим родителям или убиралась дома (кормила скотину, заготавливала топливо).
В 1943 году, в самый разгар войны, бабушка окончила среднюю школу и поступила ученицей в Беднодемьяновское отделение госбанка. В 1944 году была переведена на должность бухгалтера, которая стала ее специальностью на всю последующую трудовую жизнь. Общий трудовой стаж работы бабы Ани составляет 41 год (21 год только в госбанке).
За добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1945 года Харитонкина Анна Ивановна награждена медалью «За Добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Также Анна Ивановна имеет юбилейные медали: 40 – летие Победы в ВОВ, 50 –летие Победы ВОВ; 60 –летие Победы в ВОВ. В настоящее время бабушки уже нет, но я помню добрые, теплые руки моей бабушки и все в морщинках ее ласковые, но строгие глаза. Помню, как рассказывала мне сказки и учила меня слушаться маму и не огорчать дедушку. Умерла бабушка 28 февраля 2008 года, но память о ней и ее трудовой жизни всегда в рассказах моей мамы.
Мой дедушка Харитонкин Дмитрий Иванович родился 25 апреля 1927 года в селе Лух-Майдан, Инсарского района (республики Мордовия).
Великую Отечественную войну мой дедушка встретил 14-ти летним подростком. В это время он учился в районной, колхозной школе. В феврале 1942 года окончил курсы и получил специальность колхозного счетовода. Так началась трудовая деятельность деда еще до ВОВ, счетоводом колхоза им. Жданова и колхоза «Комсомолец» Галицинского района, имея образование 7 классов. На работе дедушку характеризовали как дисциплинированного и принимавшего активное участие в общественной и внутрисоюзной работе человека. Он также являлся секретарем первичной организации колхоза «Пионер», где показал себя идеологически выдержанным и морально стойким членом ВЛКСМ.
Мои дед и прадед
9 ноября 1944 года мой дед был зачислен на службу в Вооруженные Силы СССР и находился в резерве Красной Армии. Призвавшись в армию, дедушка Митя был зачислен курсантом 2-ой Вольской Военной Авиационной школы Авиамехаников. Из документов следует, что «Курсант Харитонкин за период пребывания в школе показал себя дисциплинированным курсантом. Принимал активное участие в общественной жизни подразделения, оказывал помощь командованию роты в укреплении советско-воинской дисциплины и повышения учебно-боевой подготовки. Делу партии Ленина Сталина и Социалистической Родине предан…» По окончании ВОВ дедушка еще служил с 1946 по 1949 годы в армии в/ч 55782, где обслуживал военные самолеты. Как следует из служебной характеристики: «За этот промежуток времени тов. Харитонкин работая на самолете, добросовестно готовил его к полетам и не имел ни одного отказа материальной части по его вине…» За участие в ВОВ он был удостоен медали, так же имеет медаль «За Доблестный труд. В Ознаменовании 100-летия со Дня Рождения Владимира Ильича Ленина»; медаль «Ветерана труда» и «Знак почета СССР». Эти награды бережно хранятся в нашей семье, и мама рассказывает об их происхождении мне и братьям.
В 1951 году (в апреле) дед вступил в партию КПСС. В 1952 году поступил в Мокшанский техникум механизации и электрификации с/х, который окончил в 1956 году, по специальности «техник-механик». В 1962 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. После ее окончания работал инструктором организационного отдела РК КПСС. Через год деда избирают секретарем парткома совхоза Беднодемьяновский, а 15 августа 1966 года он был избран председателем районного комитета народного контроля. На данной должности дедушка проработал до 13 ноября 1985 года. За свою работу в должности председателя народного контроля он награжден «Почетной грамотой комитета народного контроля РСФСР». Все годы партийной работы дедушка Митя был честным, принципиальным и преданным Родине коммунистом. Был непримиримым к расточителям народного хозяйства, активным агитатором идеи коммунизма и верил в честность и порядочность людей.
Закончил свою трудовую деятельность мой дед в редакции газеты «Луч коммунизма» корреспондентом 17 декабря 1990 года. Общий трудовой стаж деда 43 года.
В семье всегда ценился труд
И с этого времени до 8 мая 2008 года мой дедушка Харитонкин Д.И. находился на заслуженном отдыхе, работая на своем личном подсобном хозяйстве. Мой дед был очень добрым и внимательным человеком. Мы часто играли с ним в прятки и шашки, а также он читал нам сказки и воспитывал нас. Но 8 мая 2008 года деда не стало, и мы (я и мои братья) навсегда сохраним, светлую память о своем дедушке.
Моя семья с 1996 года проживала рядом с дедушкой и бабушкой, и мои родители постоянно оказывали посильную помощь во всем своим ветеранам. А ведь им порой было необходимо не физическое, а духовное участие. Беседа за чашкой чая, ласковое слово и терпение в выслушивании их рассуждений о прошлом и настоящем.
Редеют ряды ветеранов:
Их старость уносит от нас,
Еще не зажившие раны
Да наша нечуткость подчас…
Поэтому мне хочется пожелать всем подрастающим ровесникам, таким как я сама: «Давайте не забывать подвига наших ветеранов. Сейчас эти люди больные, немощные, временами беспомощные бабушки и дедушки, которым очень нужно внимание и наша помощь».
Раздел: История России Дата публикации: 04.01.2014 19:29:02
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)
Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .
- Дедушка, расскажи, пожалуйста, как вы выживали во время оккупации, – спросил я как-то дедушку. Он долго молчал задумавшись. Брови его были насуплены. Я понимал, как тяжело ему это вспоминать..
Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..
Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..
Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии (февраль – март, 1918 г.)
Одной из героических, но трагичных страниц в истории России стал знаменитый первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии от Ростова-на-Дону до Екатеринодара, который начался 22 февраля 1918 года. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар..
Оценка источников о смутном времени в исторической литературе
Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти. Современники Смутного времени в лице русских публицистов первой половины XVII в. пытались осмыслить причины этих событий, выяснить суть происходящего и дать свою оценку увиденному..
«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.
В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.
Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..