Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейЕлшанская культура — это наиболее ранняя неолитическая культура, располагавшаяся на территории современного Среднего Поволжья. Впервые она была выявлена в 1977 г. при раскопках в Оренбургской области.1 А на рубеже веков выделена в отдельную культуру Мамоновым Е.А. Елшанская посуда в основном небольших размеров, тонкостенная, верхние части сосудов имеют либо прямую, либо плавную S — видную профилировку, формы днищ трех разновидностей — плоские, округлые, острые. Различаются три вида орнамента — прочерченные линии, разреженные наколы и ямочные вдавления правильной округлой или неправильной формы и с негативом - «жемчуженой» и без нее. Встречается ряд ямочных вдавлений на верхней части сосуда (не более 3х рядов), ромбическая сетка прочерченными линиями.2
Появление керамики традиционно связывается с развитием производящего хозяйства. Переход к большей оседлости населения в местах, не богатых лесом, обусловил возведение глинобитных домов, что привело к освоению нового материала — глины. Увеличение потребности в таре для хранения накопленных запасов способствовало широкому распространению глиняной посуды.
На сегодняшний день было обнаружено немного археологических памятников елшанской культуры. Некоторые из них не имеют датировки. Наиболее спорным является вопрос ее происхождения. Существует несколько теорий происхождения елшанской культуры. Одна из них теория автохтонного происхождения. Остальные три ведут происхождение елшанской культуры из Малой Азии. Основное различие — это путь по которому проходила передача технологии. Одной из наиболее значительных проблем в изучении елшанской культуры является отсутствие переходных форм. Елшанская культура являлась достаточно совершенной — яркой чертой является хорошо заглаженная поверхность керамики. Для того, чтобы достичь такого уровня, технология производства керамики должна была пройти определенную эволюцию. Нахождение керамики, переходных стадий этой эволюции может открыть происхождение елшанской культуры. Ещё одной немаловажной проблемой является небольшое количество полученных с керамики дат. Имеющиеся даты не могут отобразить процесс распространения елшанской культуры. Кроме того, следует учитывать, что не все радиоуглеродные даты были сделаны по керамике. Наиболее ранние даты были получены по радиоуглеродному анализу кости и ракушки.
Автохтонная теория имеет немало слабых мест. Во — первых это отсутствие аналогичных случаев. Во — вторых это трудность объяснения причинно — следственных связей появления керамики в данном регионе. Местное население было незнакомо с производящим хозяйством.3 В — третьих это, как и в других случаях, отсутствие переходных форм или предшествующей культуры. Тезис об автохтонности елшанской культуры можно принять только в том аспекте, что в результате инфильтрации пришлого населения, носителей керамической культуры, принесённая ими технология производства керамики, форма сосудов, видоизменилась под влиянием местных традиций и верований. Этим, кстати, можно объяснить и появление двух видов елшанской керамики. А наличие обеих форм на различных стоянках можно объяснить дальнейшей миграцией населения. Различия двух видов елшанской керамики многие исследователи объясняют эволюцией производства, называя одну из них, предшествующей другой. Идут дискуссии какая из форм появилась раньше. Но эти предположения, на данный момент, имеют мало аргументации, так как имеющиеся даты радиоуглеродного анализа не дают возможности с полной уверенностью сказать, что одна из форм существовала раньше другой, и вообще о том, что они существовали в разное время.
По мнению В. И. Тимофеева, распространение наиболее ранней керамики на обширных пространствах Восточной Европы не могло быть результатом лишь многочисленных миграционных процессов. Скорее всего, причиной стала диффузия — освоение навыков керамического производства в среде позднемезолитического населения.4
Одна из наиболее обоснованных - это теория А.А. Выборнова, по которой этот путь распространения данной культуры проходил по восточному берегу Каспийского моря. И выводится происхождение елшанской культуры из Средней Азии. Эта теория построена на сходстве керамики елшанской культуры, с керамикой обнаруженной на стоянке Джебел.5 Однако эта теория так же имеет ряд слабых мест. Во первых керамика со стоянки Джебел имеет более позднюю дату, нежели елшанская керамика Среднего Поволжья. А.А. Выборнов сделал предположение, что могла иметь место не одна волна переселений с данной местности на территорию Среднего Поволжья. По всей видимости, кроме предположения А.А. Выборнова нужно рассматривать и вариант, что могла иметь место колонизация с территории Среднего Повольжья в Восточный Прикаспий. Так же возможен вариант одновременного расселения с территории Малой Азии в Восточный Прикаспий и Среднее Поволжье. Во — вторых это отсутствие каких либо переходных форм, которые показали бы эволюцию в производстве керамики.
Ещё одним направлением поиска корней Елшанской культуры представляется обращение к Приазовью, где зафиксированы древнейшие материалы, подтверждающие появление здесь домашних животных уже в 1-й половине VII тыс.-до н. э., навыки разведения которых, скорее всего, были заимствованы с территории Малой Азии, откуда несколько позже могли быть привнесены и традиции изготовления глиняной посуды.6
В.В. Ставицкий высказал предположение, что в результате контактов и инфильтрации небольших групп населения керамика елшанского типа попадает с территории Приазовья в бассейн реки Хопер, а затем и в Мокшу. Впоследствии вместе с наконечникам стрел постсвидерского облика она передается в Свиягу и в Самарское Заволжье. А так же, что, это был не единственный путь распространения и какие-то группы, изготовлявшие плоскодонную посуду с примесью раковины, оказались в Заволжье, минуя бассейны Хопра и Мокши.7
А.В. Вискалин, солидаризируясь с позицией А.Е.Мамонова о том, что елшанская керамика не имеет аналогов к юго-востоку от Заволжья, выдвинул иную версию. Опираясь на материалы стоянки Усть-Ташёлка на р. Свияге (с привлечением и заволжских комплексов), автор пытается доказать балканский характер происхождения елшанской керамической традиции.8
Определенное сходство раннекерамической культуры не позволяет сделать однозначных выводов о происхождении елшанской культуры на основе сходства культурных признаков. Для того, чтобы определить наиболее вероятный путь распространения елшанской культуры необходимо найти переходные формы керамики. Кроме того, необходимо получить более однозначные даты. Это поможет определить и тенденцию расселения елшанской культуры по самому Среднему Поволжью.
Примечания
1. Выборнов А.А. Неолит Поволжья/А. А. Выборнов, И. Б. Васильев. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1988. С.19.
2. Мамонов А.Е. О культурном статусе елшанских комплексов// Вопросы археологии Поволжья. Самара, 1999. Вып.1. С.24-25.
3. Археология Мордовского края: каменный век, эпоха бронзы / под общ. Ред. В.В. Ставицкого, В.Н. Шитова. Саранск, 2008. С.87.
4. Там же. С. 87.
5. Неолит степного-лесостепного Поволжья и Прикамья: дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук / Выборнов А. А. Ижевск, 2009. С. 169-171.
6. Археология Мордовского края: каменный век, эпоха бронзы / под общ. Ред. В.В. Ставицкого, В.Н. Шитова. Саранск, 2008. С. 88.
7. Там же. С. 88.
8. Неолит степного-лесостепного Поволжья и Прикамья: дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук / Выборнов А. А. Ижевск, 2009. С. 164.