↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Лохонова Галина Михайловна
руководитель Центра организации научно-исследовательской работы и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ «Российский кооперативный институт», к.п.н.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию.

В современном обществе активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Принятие Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» дало новый курс патриотического воспитания молодежи1.

Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. В этих условиях все более ощущается необходимость признания патриотического воспитания наряду с образованием и обучением   как неотъемлемой и важнейшей частью педагогического процесса вуза. Каждое из направлений патриотического воспитания - духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое – служит вектором воспитания у молодежи любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В системе воспитательной работы в вузе особую роль играет потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется в процессе учебных занятий, на которых бы студенты переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов. Занятия по истории направлены на воспитание гражданственности и патриотизма. Переживая чувство любви к Родине, восторженности, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев прошлого. Идеи патриотизма раскрываются в эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к героям за торжество правды и справедливости.

Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Во времена Смуты, когда поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели Кремлем, только настоящие патриоты своей земли нашли силы спасти Отечество. Преодолевая все препятствия, жертвуя достоянием на общее благо, могучими призывами сердца смогли поднять упавший дух соотечественников. Благодаря этим народным героям подняла голову поникшая Русь, со всех концов стали собираться воины, чтобы пасть смертью за Отечество. Неудержимым чувством к родной земле наполнено было и сердце Дмитрия Пожарского, который забыл свою немощь и телесные страдания, встал во главе ополчения, двинулся на Москву, вырвал из рук врагов родную землю…

С особой теплотой и трепетом пишет в своих трудах о Пожарском настоятель церкви в честь Сретения Господня г. Балахны Нижегородской области, протоирей Александр Соколов. Издания нижегородского автора пропитаны любовью к герою-земляку2. В каждой своей строке он напоминает читателю о героизме и святости русских людей.

Д.М. Пожарский - потомок великого князя Суздальского и Владимирского, и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, за всю свою жизнь ни разу не изменил своему долгу пред Отечеством. Он пользовался большим уважением у своих единомышленников и противников. Ни разу князь не был уличен в измене, лицемерии и жестокости. Он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Нельзя не упомянуть о такой христианской черте как глубокое смирение. В нём не было властного надмения. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий. Искренняя дружба связала его с простым воеводой К. Мининым. Поиски нижегородцев военачальника для второго народного ополчения остановились на кандидатуре князя Пожарского.

С освобождением Москвы окончилась история Второго народного ополчения. Все царствующие государи отмечали ревностную службу князя своему Отечеству. Царь Михаил Романов возвел его из стольников в бояре, но крупных вотчин Пожарский не получил, хотя и поручал ему особо важные дела. Также чтил князя патриарх Московский и всея Руси Филарет. Перед смертью он принял духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению.

Плоды бессмертного подвига нижегородских освободителей трудно переоценить. Главным движущим мотивом для Пожарского и его соратников было сохранение православной веры и родного края. Имя русского князя навсегда вошло в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее захвата.

Образы таких героев должны затрагивать сердца молодежи. На их доблестном примере должна строиться система воспитательной работы вуза. В процессе патриотического воспитания необходимо формирование чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, построение связи между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны.

 

Примечания

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» от 05 октября 2010 г. № 795.

2 Соколов А. Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, 2004; Соколов А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, Саранск, 2008; Соколов А. Потомство Рюрика. Полный относительно изданного до настоящего времени перечень князей и дворян, потомков Рюрика – первого русского князя, основателя династии Рюриковичей и русской государственности. – Н.Новгород, 2007. С. 76-79, 156-213.


Раздел: История России
Дата публикации: 20.11.2014 23:47:51
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата

В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Листая семейный архив…

Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

История моей семьи – в истории страны

История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..

Читать

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать

Зоя Космодемьянская - подвиг, шагнувшая в вечность.

29 ноября 1941 года затерялось среди многих и многих дат боев, побед и поражений. Современная молодежь вряд ли помнит имя той, чьим подвигом озарен этот день. Да и не каждый взрослый сможет сегодня рассказать о трагедии, подарившей страшную известность..

Читать

Коллективизация нашего села

Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter