↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Лохонова Галина Михайловна
руководитель Центра организации научно-исследовательской работы и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ «Российский кооперативный институт», к.п.н.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию.

В современном обществе активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Принятие Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» дало новый курс патриотического воспитания молодежи1.

Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. В этих условиях все более ощущается необходимость признания патриотического воспитания наряду с образованием и обучением   как неотъемлемой и важнейшей частью педагогического процесса вуза. Каждое из направлений патриотического воспитания - духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое – служит вектором воспитания у молодежи любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В системе воспитательной работы в вузе особую роль играет потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется в процессе учебных занятий, на которых бы студенты переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов. Занятия по истории направлены на воспитание гражданственности и патриотизма. Переживая чувство любви к Родине, восторженности, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев прошлого. Идеи патриотизма раскрываются в эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к героям за торжество правды и справедливости.

Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Во времена Смуты, когда поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели Кремлем, только настоящие патриоты своей земли нашли силы спасти Отечество. Преодолевая все препятствия, жертвуя достоянием на общее благо, могучими призывами сердца смогли поднять упавший дух соотечественников. Благодаря этим народным героям подняла голову поникшая Русь, со всех концов стали собираться воины, чтобы пасть смертью за Отечество. Неудержимым чувством к родной земле наполнено было и сердце Дмитрия Пожарского, который забыл свою немощь и телесные страдания, встал во главе ополчения, двинулся на Москву, вырвал из рук врагов родную землю…

С особой теплотой и трепетом пишет в своих трудах о Пожарском настоятель церкви в честь Сретения Господня г. Балахны Нижегородской области, протоирей Александр Соколов. Издания нижегородского автора пропитаны любовью к герою-земляку2. В каждой своей строке он напоминает читателю о героизме и святости русских людей.

Д.М. Пожарский - потомок великого князя Суздальского и Владимирского, и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, за всю свою жизнь ни разу не изменил своему долгу пред Отечеством. Он пользовался большим уважением у своих единомышленников и противников. Ни разу князь не был уличен в измене, лицемерии и жестокости. Он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Нельзя не упомянуть о такой христианской черте как глубокое смирение. В нём не было властного надмения. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий. Искренняя дружба связала его с простым воеводой К. Мининым. Поиски нижегородцев военачальника для второго народного ополчения остановились на кандидатуре князя Пожарского.

С освобождением Москвы окончилась история Второго народного ополчения. Все царствующие государи отмечали ревностную службу князя своему Отечеству. Царь Михаил Романов возвел его из стольников в бояре, но крупных вотчин Пожарский не получил, хотя и поручал ему особо важные дела. Также чтил князя патриарх Московский и всея Руси Филарет. Перед смертью он принял духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению.

Плоды бессмертного подвига нижегородских освободителей трудно переоценить. Главным движущим мотивом для Пожарского и его соратников было сохранение православной веры и родного края. Имя русского князя навсегда вошло в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее захвата.

Образы таких героев должны затрагивать сердца молодежи. На их доблестном примере должна строиться система воспитательной работы вуза. В процессе патриотического воспитания необходимо формирование чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, построение связи между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны.

 

Примечания

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» от 05 октября 2010 г. № 795.

2 Соколов А. Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, 2004; Соколов А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, Саранск, 2008; Соколов А. Потомство Рюрика. Полный относительно изданного до настоящего времени перечень князей и дворян, потомков Рюрика – первого русского князя, основателя династии Рюриковичей и русской государственности. – Н.Новгород, 2007. С. 76-79, 156-213.


Раздел: История России
Дата публикации: 20.11.2014 23:47:51
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы.

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы. .

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Дети войны

Битва за Воронеж продолжалась 212 дней и по своему кровопролитию и продолжительности является одним из крупнейших сражений во Второй Мировой Войне..

Читать

А.Г. Габричевский: жизнь в полоску.

Наша работа посвящена замечательному человеку, который стал нам, по существу, родным, - Александру Георгиевичу Габричевскому (1891-1968). К сожалению, сейчас, в XXI веке, о нём мало кто знает..

Читать

Тульские оружейники в 1812 году.

Оружие во все времена имело огромное значение в успешном ведении боевых действий, и Отечественная война 1812 года не была здесь исключением. Тульский оружейный завод на протяжении XVIII—XIX вв. играл решающую роль в снабжении русской армии стрелковым и холодным оружием..

Читать

Евпатий Коловрат

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было..

Читать

Некрополь Свято-Донского монастыря. Смерть и деньги

Погребение в Донской обители.

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter