Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы?
Решение этого вопроса, возможно уже найдено, в рамках олимпиадного студенческого движения по различным предметным дисциплинам. В основе олимпиады, как процесса профессионализации, лежит множество механизмов формирования тех или иных навыков и умений студента. Правильно сформулированные задания и пути их решения, на олимпиаде, при психологической концентрированности, интеллектуальном окружении и той обстановки «научного куража», который царит на подобных мероприятиях, закладывают, на наш взгляд, основы профессиональной деятельности, зачастую глубже и прочнее, чем аудиторные лекционные и практические занятия в вузе.
Яркий пример приведённому выше тезису, II Сибирский тур всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Омске с 30.09.13 по 02.10.13. Тематика олимпиады была определена как «История парламентаризма в России». Исходя из тематики, можно было сделать предположение о том, на освоение каких компетенций будет ориентирована деятельность студентов. В основном таковыми являлись коммуникация, организация работы в группе, комплексный анализ исторического источника и методические компетенции по составлению УМК и моделированию урока.
Задания олимпиады можно характеризовать определённой долей креатива и в тоже время конструктивности. Началось всё с задания «визитка», где каждая команда студентов определённого города, должна была представить историю парламентаризма в своей родной области/крае. По сути, творческое задание, в котором не последнюю роль играла визуализация и звуковое сопровождение, погрузило студентов в атмосферу исторического поиска. Большинство команд, выбрало путь жизнеописания депутатов родного города, кто-то же рассказывал про проекты областных законодательных учреждений и их реализацию. Мини-конференция, с выступлениями команд, явилась мощным стимулом организации коммуникации, как между командами, так и между выступающими и аудиторией, не хватало лишь времени для полноты изложения материала. К сожалению, регламент явился здесь отправной точкой неудач некоторых студентов.
В полной мере насыщенным с точки зрения привития профессиональных навыков стали задания «парламентский квест» и следующий за ним анализ исторического источника. «Парламентский квест», проходивший в два этапа (устный тест/круглый стол), предполагал соединение различного рода учебных задач, среди которых были, как основанные на когнитивном компоненте образования (определение личностей по портрету, заполнение схем и таблиц с пропущенными элементами, определение мест и дат исторических событий и т.д.), так и деятельностном компоненте (организация обсуждений в группе, работа с текстом источника, регламентированное выступление по теме). Настолько комбинированные задания, позволяют студенту сиюминутно применять полученные знания в ходе дебатов и обсуждений и анализа текста, т.е. на практике.
Комплексный анализ исторического источника, один из центральных навыков историка в системе профессиональных умений, возможно, этим объясняется стандартность заданий по анализу исторического источника, где нужно было соблюсти логику и последовательность исследования, выразив все выводы на бумаге. Однако, в задании анализа источника давался дополнительный бал за историографию, представленного в источнике вопроса, что несомненно усложняло работу и могло привести к путанице между процессами источниковедческого и историографического анализа.
В какой-то мере уникальными, с точки зрения профессионализма преподавания истории были методические задания. Первое из них заключалось в создании и разработке УМК по истории и его рекламной компании. УМК создавалось для определённого класса с учётом всех возрастных особенностей. Используя рекламный формат, нужно было выразить все положительные моменты своего УМК, главным из которых должны были являться, соответствие ФГОС II и определяющая роль деятельностного подхода в обучении. Справились с данным заданием все команды, причём каждая делала акцент на разных компонентах УМК, кто-то рассказывал про авторские технологические карты, некоторые делали упор на медиа ресурсы и программы к интерактивной доске, третьи рассказывали о содержании учебника в рамках деятельностного подхода.
Второе методическое задание выглядело практичней. Предлагалось смоделировать урок, посвящённый парламентаризму, создать свою технологическую карту, в которой бы для тематики урока был предложен уникальный личностный результат, причём весь комплекс представленных форм интеракции должен был быть направлен на формирование идентичности учащегося, формированию его мировоззрения. В данном задании студенты приобретали уникальные профессиональные навыки по моделированию уроков: постановки целей, выбора методов и определению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Однако, были в этой олимпиаде и минусы, присущие широкому кругу подобных мероприятий. Самым главным из минусов явились критерии оценивания. Критерии оценки заданий то и дело менялись по ходу олимпиады, поскольку те или иные команды либо проваливали задание, либо, выполняли его иначе, чем задумывалось организаторами. По всей видимости, вся суть проблемы содержится именно в последнем. Задания составлялись на основе общих требований одним авторским коллективом, без учёта каких-либо особенностей, которые нужно было учесть. Например, возрастной состав олимпиады имел интервал от студента первого курса до магистранта, что естественно сказывалось на результатах тех или иных студентов.
Подводя итог можно сказать, что такая форма профессионализации студентов как олимпиада, имеет большой потенциал привития профессиональных навыков, если не во всех областях знания, то в исторической науке точно. Моделируя реальные ситуации, участвуя в диалоге с оппонентами, в ходе олимпиадных заданий, студент наиболее полно формирует свою профессиональную компетенцию.
Между тем олимпиадное движение в целом даёт толчок межрегиональному сотрудничеству и диалогу, реально способствует общению между студентами различных вузов страны.
Однако, как и любое другое учебно-научное мероприятие, олимпиада, нуждается в доработке универсальных критерий оценивания заданий и форм их выполнения, по любым предметам, в частности по истории. Поскольку таких критериев не существует, сильно страдает результат, ради которого подобные мероприятия создаются.
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 15:32:19
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Будущий прелат. Часть IV. Начало пути.
Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .
В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..
Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА И ЧЕЧНИ В XVI-XVIII ВВ.
Вопросы исторической географии народов Северного Кавказа и их этнополитического развития всегда были в поле внимания российских историков. Как известно складывание исторической Чечни в географическом пространстве с запада на восток (от Ассы до Акташа и Андийского хребта) в зональном направлении, и в меридиональном - от вершин Кавказского хребта на юге до среднего течения Терека на севере, было во многом обусловлено историческими условиями и географическими факторами..
В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .
На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..
2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг..
Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба
14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .