Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы?
Решение этого вопроса, возможно уже найдено, в рамках олимпиадного студенческого движения по различным предметным дисциплинам. В основе олимпиады, как процесса профессионализации, лежит множество механизмов формирования тех или иных навыков и умений студента. Правильно сформулированные задания и пути их решения, на олимпиаде, при психологической концентрированности, интеллектуальном окружении и той обстановки «научного куража», который царит на подобных мероприятиях, закладывают, на наш взгляд, основы профессиональной деятельности, зачастую глубже и прочнее, чем аудиторные лекционные и практические занятия в вузе.
Яркий пример приведённому выше тезису, II Сибирский тур всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Омске с 30.09.13 по 02.10.13. Тематика олимпиады была определена как «История парламентаризма в России». Исходя из тематики, можно было сделать предположение о том, на освоение каких компетенций будет ориентирована деятельность студентов. В основном таковыми являлись коммуникация, организация работы в группе, комплексный анализ исторического источника и методические компетенции по составлению УМК и моделированию урока.
Задания олимпиады можно характеризовать определённой долей креатива и в тоже время конструктивности. Началось всё с задания «визитка», где каждая команда студентов определённого города, должна была представить историю парламентаризма в своей родной области/крае. По сути, творческое задание, в котором не последнюю роль играла визуализация и звуковое сопровождение, погрузило студентов в атмосферу исторического поиска. Большинство команд, выбрало путь жизнеописания депутатов родного города, кто-то же рассказывал про проекты областных законодательных учреждений и их реализацию. Мини-конференция, с выступлениями команд, явилась мощным стимулом организации коммуникации, как между командами, так и между выступающими и аудиторией, не хватало лишь времени для полноты изложения материала. К сожалению, регламент явился здесь отправной точкой неудач некоторых студентов.
В полной мере насыщенным с точки зрения привития профессиональных навыков стали задания «парламентский квест» и следующий за ним анализ исторического источника. «Парламентский квест», проходивший в два этапа (устный тест/круглый стол), предполагал соединение различного рода учебных задач, среди которых были, как основанные на когнитивном компоненте образования (определение личностей по портрету, заполнение схем и таблиц с пропущенными элементами, определение мест и дат исторических событий и т.д.), так и деятельностном компоненте (организация обсуждений в группе, работа с текстом источника, регламентированное выступление по теме). Настолько комбинированные задания, позволяют студенту сиюминутно применять полученные знания в ходе дебатов и обсуждений и анализа текста, т.е. на практике.
Комплексный анализ исторического источника, один из центральных навыков историка в системе профессиональных умений, возможно, этим объясняется стандартность заданий по анализу исторического источника, где нужно было соблюсти логику и последовательность исследования, выразив все выводы на бумаге. Однако, в задании анализа источника давался дополнительный бал за историографию, представленного в источнике вопроса, что несомненно усложняло работу и могло привести к путанице между процессами источниковедческого и историографического анализа.
В какой-то мере уникальными, с точки зрения профессионализма преподавания истории были методические задания. Первое из них заключалось в создании и разработке УМК по истории и его рекламной компании. УМК создавалось для определённого класса с учётом всех возрастных особенностей. Используя рекламный формат, нужно было выразить все положительные моменты своего УМК, главным из которых должны были являться, соответствие ФГОС II и определяющая роль деятельностного подхода в обучении. Справились с данным заданием все команды, причём каждая делала акцент на разных компонентах УМК, кто-то рассказывал про авторские технологические карты, некоторые делали упор на медиа ресурсы и программы к интерактивной доске, третьи рассказывали о содержании учебника в рамках деятельностного подхода.
Второе методическое задание выглядело практичней. Предлагалось смоделировать урок, посвящённый парламентаризму, создать свою технологическую карту, в которой бы для тематики урока был предложен уникальный личностный результат, причём весь комплекс представленных форм интеракции должен был быть направлен на формирование идентичности учащегося, формированию его мировоззрения. В данном задании студенты приобретали уникальные профессиональные навыки по моделированию уроков: постановки целей, выбора методов и определению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Однако, были в этой олимпиаде и минусы, присущие широкому кругу подобных мероприятий. Самым главным из минусов явились критерии оценивания. Критерии оценки заданий то и дело менялись по ходу олимпиады, поскольку те или иные команды либо проваливали задание, либо, выполняли его иначе, чем задумывалось организаторами. По всей видимости, вся суть проблемы содержится именно в последнем. Задания составлялись на основе общих требований одним авторским коллективом, без учёта каких-либо особенностей, которые нужно было учесть. Например, возрастной состав олимпиады имел интервал от студента первого курса до магистранта, что естественно сказывалось на результатах тех или иных студентов.
Подводя итог можно сказать, что такая форма профессионализации студентов как олимпиада, имеет большой потенциал привития профессиональных навыков, если не во всех областях знания, то в исторической науке точно. Моделируя реальные ситуации, участвуя в диалоге с оппонентами, в ходе олимпиадных заданий, студент наиболее полно формирует свою профессиональную компетенцию.
Между тем олимпиадное движение в целом даёт толчок межрегиональному сотрудничеству и диалогу, реально способствует общению между студентами различных вузов страны.
Однако, как и любое другое учебно-научное мероприятие, олимпиада, нуждается в доработке универсальных критерий оценивания заданий и форм их выполнения, по любым предметам, в частности по истории. Поскольку таких критериев не существует, сильно страдает результат, ради которого подобные мероприятия создаются.
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 15:32:19
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Моя героиня
4 сентября 1922 года в деревне Русская Луговая Марийской АССР в семье сельских тружеников Стекольщиковых Фёдора Ивановича (1897 г.р.) и Анны Степановны (1896 г.р.) родилась вторая девочка. Дочку назвали Ниной. Родители Нины были колхозниками, трудились не покладая рук, вели домашнее хозяйство, ухаживали за садом-огородом, держали кое-какую живность. Между супругами всегда был лад да согласие, жили они мирно, друг другу были помощниками..
Становление Русского государства по археологическим данным
Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..
Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина
По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .
История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .
Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1
После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.
Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы
В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .
У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .
Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности
В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..
Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..