↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Красовская Кристина

В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. Мне в первую очередь захотелось узнать, каким был «юнгаш», а позднее- «нахимовец» Леонид Корякин, как он попал на флот. Это и стало предметом моего исследования. К тому же, основателю нашего школьного музея Леониду Васильевичу Корякину – Черняку, 12 ноября 2013 года исполнилось бы 85 лет. Свое исследование я посвящаю памяти Леонида Васильевича, юнге Северного флота, отдавшегося с детства службе Родине.

Мне, как выпускнице 9 класса, в первую очередь стала интересна судьба моего сверстника, его характер, отношение к жизни. Работа моя основана на изучении экспонатов школьного музея, художественной и документальной литературы, а также на фактах, полученных мною в интервью с дочерью Л.В. Корякина- Черняка - Савиновой Ольгой Леонидовной. Обращалась я и к всемирной паутине - Интернету.

Приглашаю Вас совершить экскурс в не совсем далекое, но запоминающееся прошлое детства и юности будущего военного моряка.

«Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк»

Не так давно экспозицию музея «Юнги Северного флота» пополнил один экспонат, с которого я и начну свой рассказ. Это поздравительная открытка Леониду Васильевичу на его 75-летний юбилей от внучки Татьяны. Было это 10 лет назад: «… для меня ты, дедушка, всегда был и остаешься примером того, как можно работать с полной отдачей, энтузиазмом, с душой, вдохновением и превращать работу в творчество… Поздравляю тебя с юбилеем и, в свою очередь, результаты своего творчества хочу посвятить тебе. Мой подарок тебе - сборник, вышедший к 300-летию Санкт-Петербурга, где опубликованы мои стихи». Через несколько месяцев Леонида Васильевича не стало, он скоропостижно скончался прямо на рабочем месте. Действительно, вся жизнь этого человека была направлена на полную отдачу самого себя, будь то учеба или служба, или воспитание подрастающего поколения…

О богатой событиями жизни капитана 1 ранга можно говорить много (и я обязательно продолжу работу над проектом), но сегодня я хочу рассказать о юном Корякине, который с детства решил посвятить себя морской службе.

Под стеклом в витрине музея можно увидеть документ, подобный которому я получу в этом году- «Аттестат зрелости» Леонида Васильевича. (К сожалению, Свидетельства об окончании Соловецкой Школы Юнг, не сохранилось.) По нему можно сделать вывод об отношении к учебе будущего начальника радиотехнической службы крейсера «Адмирал Лазарев», участника Экспедиции особого назначения, начальника радиотехнического факультета училища имени Попова… учителя ОБЖ и создателя школьного музея. Удивительно, но среди всех отличных оценок, одна тройка по геометрии! Что-то за этим кроется… Обратимся к воспоминаниям.

Николай Соколов, однокурсник Леонида Васильевича по Нахимовскому училищу в книге «Они были первыми» раскрывает суть вопроса: «Лёня был отличником по всем предметам, кроме геометрии: он, видите ли, бойкотировал молодую учительницу, неправильно преподававшую этот предмет. Кто знает, может быть, Лёня уже тогда имел какие-то свои, ещё не вполне осознанные критерии оценки методики преподавания… Лёня всегда отличался системным подходом ко всему, что делал»5.

Теперь вы понимаете, какой характер был у Леонида? «Ершистым он оказался воспитанником...- продолжает Николай Соколов,- «Когда к нам, особенно первый год, со стороны некоторых старшин применялись прямо-таки солдафонские методы воспитания, издевательский характер «взысканий» вызывал протест с нашей стороны. Вот за непослушание начальству, явное непочитание его, честолюбивый Лёня и драил чаще других гальюн, оставался без увольнения в город, чистил вне очереди картошку на камбузе и, что являлось исключительной мерой наказания, сидел в карцере». 6

Расскажу вам больше, с чего все началось…

Так сложилось у Леонида Корякина, что родители его, как это нередко бывает, разошлись. Отец завел новую семью, мама второй раз вышла замуж. Леонид любил обоих… но к отцу был более привязан. Не найдя общего языка с отчимом, Лёнька решается на побег из отчего дома. Тщательно к нему готовится, сушит сухари. Сейчас история умалчивает, где жил Леонид с мамой, возможно даже в Севастополе, где он и родился… В итоге, зимой 1941 оборванного голодного пацана снимают с поезда, пришедшего в Москву. Мальчишка утверждает, что отец его Василий Васильевич Корякин. В то время это был влиятельный и известный в Москве человек. Проверили- все правда. Леонида отмыли, одели, обрили и отправили в школу юнг, впрочем, как он и мечтал, ведь отец его был морским офицером! 1

В юнги отбирали 15−16-летних юношей- добровольцев, имеющих образование 6−7-классов. Всего в «Школе юнг ВМФ» было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), и общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Обучение продолжалось около года. В октябре 1945 г. Школа юнг на Соловках была свернута и вместе со всеми ребятами, преподавателями и руководством переведена в Кронштадт.

Вообще-то, школ юнг существовало много, почти во всех крупных портовых городах. И в Севастополе, и в Одессе, и во Владивостоке, и в Архангельске и др. Но эти школы готовили специалистов только для торгового флота! В этом вся изюминка. А военных школ юнг всего две было: Валаамская 8, (в которой ребята не доучились-началась война, и юнги приняли боевое крещение: на своих шлюпках вывозили бойцов с берега Ладоги на Валаам. Потом всех юнг включили в бригаду морской пехоты и бросили на Невскую Дубровку. Это был первый десант для попытки прорыва блокады Ленинграда. Там все валаамские юнги, кроме нескольких человек, погибли;) и Соловецкая «Школа юнгов ВМФ».

На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ». На каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, перечислялись в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Перечислив 160 тысяч рублей деньгами и 40 тысяч рублей облигациями, ребята послали телеграмму Сталину с просьбой построить на эти деньги катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море. Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой.3

После обучения юнгам полагался месячный отпуск. По воспоминаниям юнги Л.В. Зыкова, когда им зачитали просьбу командования желающим сразу же отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед, желающие!» — шагнул весь батальон. Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!» Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях. Среди них было немало настоящих героев. Каждый четвертый юнга погиб...

Магнитные бури, полярные вьюги,

Поблажек у севера нет,

Лихая судьба корабельного юнги

В 15 мальчишеских лет. /Мурзин В.А/.

«Школа юнгов Северного флота» (и это не орфографическая ошибка) на Соловках делала второй набор в 1943 году, куда Леонид был зачислен по специальности «электрика». Отец и мать теперь могли быть спокойны за него: он не станет беспризорником и не свяжется с плохой компанией. Да и сам Леонид желал равняться на своего отца.

Соловецкая школа была не просто школа юных моряков, а самая настоящая воинская часть, имеющая Боевое Знамя. Именно в «Школе Юнгов» и был закален и без того строптивый характер Леонида Корякина, давший присягу на службу Родине, который в будущем присоединит к фамилии отца фамилию матери, отдав тем самым «дань благодарности за свой род и кровь», как говорил сам Леонид Васильевич.

Пройдут года суровой флотской жизни, 
Из них лихие выйдут моряки, 
Но не забудут самой крепкой дружбы 
И вспомнят Школу юнгов, Соловки. /Марш юнг ВМФ/

Ольга Леонидовна поделилась отрывками из черновика мемуаров, которые отец начал писать, осмысливая пройденный путь. «Учеба и быт имели строгий воинский порядок. День начинался в шесть утра и почти до полночи наполнялся обычными делами по самообслуживанию, занятиями в классах, выходами в море... Всё нам давалось нелегко, и на первом плане, конечно, была учёба, к которой мы относились со всей серьёзностью»,- вспоминал Леонид Васильевич,- «дни учебы были очень напряжёнными. Занимались по 12 часов в сутки. Особенно нам нравились занятия по морскому делу: устройство парусных кораблей и такелаж, хождение на шлюпках на веслах и под парусом, семафорная и флажковая сигнализация, вязание морских узлов, плетение кранцев и прочее». Все приобретенные знания тщательно конспектировались. Все будущие моряки учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи раненым.

Особый энтузиазм воспитанники испытывали, когда выходили на шлюпках в море — под парусом или на веслах. «Всем нам очень хотелось поскорее попасть на корабль и … успеть на войну. Мы готовили себя для действующего флота». Каждый стремился закончить Соловецкую Школу юнг на пятерки, потому что был огромный стимул: отличники сами могли выбирать флот, где будут служить. Причем все отличники просились на Северный флот и Балтику. Почему? «Ближе , быстрее доехать!»

Командно-преподавательский состав в Школе подобрался отличный. В большинстве своем это были офицеры и старшины, имевшие опыт воспитательной работы с подростками. Многие из них участвовали в боевых действиях, имели награды. Это были морские офицеры, опытные педагоги и воспитатели, любящие море и морскую службу.

Бывали и смешные случаи: Леонид Васильевич вспоминал, как вместе с Валей Лаптевым подкинули начальнику смены в постель коробку с муравьми за то, что 5 раз за ночь тот поднимал юнг по тревоге. Ради смеха, привязали спящего к койке и понесли топить в прорубь. «Братцы, я больше не буду!» — кричал тот. Топить, конечно, они его не собирались.

Каждый юнга не забывал о тщательном изучении своей профессии, чтобы, придя на корабль, не опозорить звания юнги. Изучали и выданное им оружие, правила его использования. При прохождении от землянок в столовую и в учебный корпус отрабатывали строевую подготовку. Также ребят учили в тире стрельбе из личного оружия.

О непростых условиях обучения «салаг» я прочитала в книге Валентина Пикуля, юнги третьего, последнего военного призыва - «Мальчики с бантиками» 4. Эта  книга  запомнилась   правдоподобностью, анализом и точным  описанием жизни подростков на Соловках. Читая  её,   представляешь себя участником событий и очень переживаешь за героев повести, а точнее, реальных «юнгашей».

Леонид Васильевич, по словам дочери, часто вспоминал головной убор юнг- бескозырку…«Нам выдали бескозырки и ленты с надписью "ШКОЛА ЮНГОВ ВМФ". Однако ленты оказались короткими и не развивались за спиной, как мы мечтали. Нам объяснили, что юнгам вместо длинных лент полагается носить на правой стороне бескозырки бант из этой же ленты. Так мы стали "мальчиками с бантиками». Для нас это было оскорбительно. Мы себя считали мореманами и вдруг являемся на «большую землю» с бантиками… Кто после обучения в Школе юнг приходил в этих бескозырках с бантиками на корабли служить, тем выдавали ленты с названием корабля, и они заменяли бантики на ленты».

«Нам самостоятельно по острову ходить запрещали, но мы все - равно перемещались, потому что гонялись за диверсантами и тушили пожары. Немцы знали, что на Соловках была не только Школа юнг, но и Учебный отряд Северного флота. Поэтому они нещадно бомбили, сбрасывали зажигательные бомбы — поджигали лес, травили воду в озерах…»

Листаю пожелтевшие страницы так и не изданных мемуаров: «Такого слова, как "дедовщина", мы никогда не слышали. Да, наверное, вместо этого мы говорили «годовщина»…Устроить "темную", надавать "лещей" проворовавшемуся, лгунишке – за нами не заржавеет… Но чтобы сознательно издеваться над человеком, никогда! Среди нас были русские, белорусы, украинцы, все мы чувствовали себя одной семьей. Юнги — это особая порода людей, которые еще мальчишками были закалены. Не было среди нас подлецов и предателей». И эту «породу» бывшие юнги Северного флота пронесли через всю жизнь. Некоторые из юнг стали достаточно видными в Отечестве людьми: писатели Валентин Пикуль и Виталий Гузанов (по их книгам в 1974 году был поставлен популярный в свое время фильм «Юнга Северного флота»), певец Борис Штоколов, организатор нефтегазовой промышленности Феликс Аржанов, лауреат престижнейшей в советские годы Ленинской премии…

В конце учебы в школе юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ. Уже при основании Школы юнг подразумевалось, что после обучения они будут принимать участие в боевых действиях. Но ведь это были мальчишки 16-17 лет! А по международной Конвенции нельзя юношей моложе 18 лет призывать в армию. Поэтому в Школу юнг набирались только добровольцы и только с письменного согласия родителей.

Леонид Васильевич, как отличник умственной, боевой и физической подготовки был направлен в созданное в Ленинграде Нахимовское училище. Почему его не отправили на войну? Наверное, как говорил «бывший юнгаш», «отец посодействовал, не дал разрешения». На днях мне стало известно, что в архиве Нахимовского училища хранится дневник нахимовца Корякина-Черняка. Восемь исписанных мелким почерком 48-ми страничных общих тетрадей. События с 1944 по 1948 год зафиксированы уже много пережившим, мыслящим и наблюдательным юношей.  Как хотелось бы его прочитать!

Мой руководитель проекта, Татьяна Анатольевна, еще застала Леонида Васильевича. По ее словам преподаватель ОБЖ любил повторять учителям школы фразу: «Детей нужно заботливо, любовно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Разбираясь в экспонатах, я нашла откуда это изречение – вы можете прочитать его на пригласительном билете, выданном Леониду Васильевичу на празднование второго выпуска нахимовцев. Представляете, так говорил И.В. Сталин?!

И напоследок, я хочу назвать экспонат, который подсказал название моей работы - это медаль «ЗА СЛУЖБУ РОДИНЕ С ДЕТСТВА», врученное Корякину-Черняку как ветерану ВМФ. Внутри «Удостоверения к медали» оказалось вложенное Леонидом Васильевичем стихотворение Виталия Леонова, которое было написано «коллегам» поэта. Строчками из этого стихотворения мне хочется закончить свое повествование.

Мне трудно, дружище, 
Дарить тебе память 
Про первые наши с тобой острова.
Про первое море,
Про первое знамя, 
Про первые клятвы священной слова.

Но годы уходят, 
Уходят матросы, 
И юность из прошлого громко звонит.
Так бросьте же в море
Две алые розы
И столько же красных весенних гвоздик!

Заключение.

В 2012 году исполнилось 70 лет со дня открытия Соловецкой школы юнг, воспитавшей героев Великой Отечественной войны, в 2011- школьному музею «Юнги Северного флота» лицея № 369 - 15 лет.

2013 год отметился юбилейной датой со дня рождения основателя школьного музея, и открытием школьных экспозиций после реконструкции. Побывав в музее, ребята поймут: матросская лента доставалась юнгам дорогой  ценой.

Хотя  школа  юнг находилась  в  тылу,  её ученики  чувствовали  себя  как  на  фронте, просыпаясь   под  звуки  боевой  тревоги: то  на  остров  высадится  команда  вражеского   корабля,  то  в  лес  приземлится  на  парашюте   пилот  с  подбитого  зенитчиками  немецкого  самолёта…  В таких условиях  дети  быстро становились  мужчинами, закаляли свой характер. Также, как это происходило и с Л.В. Корякиным-Черняком, юнгой 2 набора. Забвение не должно властвовать над нашей памятью! Низкий поклон Вам, Леонид Васильевич и всем «юнгашам» военной поры, кто не дожил до сегодняшних дней! Поколение, пришедшее Вам на смену, будет чтить Вас и писать о Вас. Во всяком случае, я это обещаю; я никогда не забуду о «мальчиках с бантиками» и продолжу свой проект, посвященный судьбе основателя школьного музея«Юнги Северного флота».

Использованные источники:

  1. Интервью с О.Л. Савиновой- дочерью Л.В. Корякина- Черняка.

  2. Мы первую любовь узнали позже, чем первое ранение в бою...//Соловецкое море: Альманах .- 2006 г.- № 5.

  3. О ЮНГАХ  ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 1942-1945 гг.// http://eruditlab.ucoz.ru/news/vojna/2013-10-21-8.- Датаобращения 19.11.2013

  4. Пикуль В.С. Мальчики с бантиками.- Л., 1971

  5. Соколов Н.П. Они были первыми-. СПб, ЛНВМУ , 1998

  6. Соколов Н.П. Нахимовцы вчера и сегодня.- СПб, 2010

  7. Соловецкая школа юнгов .-http://www.solovki.ca/navy_solovki/sea_cadet_school.php. - Дата обращения 11.11.2013

  1. Юнга | Военная Энциклопедия//http://военная-энциклопедия.рф/советская-военная-энциклопедия/Ю/Юнга - Дата обращения 29.10.2013


Раздел: История России
Дата публикации: 18.12.2014 21:31:33
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

Персональный состав Усыпальница Голицыных в Донском монастыре..

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Глава VIII. Взаимоотношения Чечни с Россией, восточными государствами и кавказскими соседями в XVIII веке // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Основным фактором, воздействовавшим на ситуацию в крае в XVIII столетии, являлось все возрастающее значение России в политической судьбе Чечни, как и всего Кавказа. Известную роль играла также политика Ирана, Османской империи с ее вассалом Крымским ханством и, собственно взаимоотношения кавказских феодальных и государственных образований. Взаимодействие политики трех великих держав и местных образований в регионе и определяли политическую картину на всем Кавказе, в т.ч. и в отношении Чечни. В свою очередь, следует учитывать и тот немаловажный фактор, что в XVIII в. на Северо-Восточном Кавказе завершается процесс национальной консолидации такого крупного народа, как чеченцы, что также вносило изменения в политические процессы на Кавказе..

Читать

Наука и техника в допетровской России

Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов..

Читать

21 июня 1941 года...

21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

Читать

Революция 1917 г. и национальный вопрос

Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..

Читать

Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы

Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада.

Читать

Ставропольская дева Римма Иванова

Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .

Читать

Ты служил Отчизне без остатка

Смолянин летчик-испытатель Иван Григорьевич Воробьев - Герой Советского Союза. В городе Луховицы И.Г. Воробьеву открыт обелиск в парке имени И.Г. Воробьева. Его именем в городе названа улица. Заводские спортсмены филиала ОАО «РСК «МиГ» уже много лет подряд проводят лыжные соревнования на приз летчи.

Читать

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter