Оренбургско-алматинский художник Сергей Калмыков был современником Шагала и Кандинского, имел свой стиль и свое видение, наследовал миру огромное наследие, которое для историков до сих пор является загадкой. Он является национальным достоянием Казахстана. В нашем городе художник прожил несколько лет и оставил о себе память надолго: в Оренбурге открыли мемориальную доску в его честь.
29 августа в небольшом частном районе на Ленинской, 5 собрались искусствоведы, писатели, художники – все, кому не безразлична память Сергея Калмыкова. В этом доме художник жил до переезда в Алма-Ату. На мемориальной доске, выполненной в стиле Калмыкова – с прерывающимися строчками и вертикальными словами – написано «певец Оренбурга». Так называл себя Сергей Иванович в заметках Энциклопедического словаря, где перечислял десятки творческих и ученых профессий, которыми владел.
На открытии присутствовали почетные гости из других городов. Большое внимание к себе привлекал Вячеслав Карпенко, обладатель части коллекции работ художника, председатель Калининградского ПЕН-центра и член Союза российских писателей. На его груди весела красная ленточка с орденом в виде мухи с расправленными крылышками: Вячеслав Михайлович стал первым обладателем ордена в «Обществе кавалеров ордена Мухи». История этого ордена необычна, как и его название. Однажды Сергей Калмыков получил заказ на изготовление портрета Никиты Хрущева. Работа была выполнена мастерски: Никита Сергеевич выглядел «как живой». Заказчики уже хотели повесить картину, как вдруг заметили: вместо золотой звезды Героя на лацкане Генсека болталась на красной муаровой ленточке… муха. В то время это была не шутка, это была диверсия! От посадки в тюрьму Калмыкова спасла лишь устойчивая репутация городского сумасшедшего. Сегодня мало художников, которые могут похвастаться такой историей.
Вячеслав Михайлович привез с собой из Калининграда сборник «Гражданин вселенной», выпущенный им к 120-летию со дня рождения художника. В этом сборнике он рассказывает историю жизни художника:
- Сергей Иванович собирался прожить 195 лет. А если он «нашел бы запасные печень, легкие и голову – то и все 20 тысяч лет» потому, что ему бы и этого срока не хватило бы, чтобы воплотить все свои фантазии. Калмыков был «магистром цветной геометрии», «Великий, Наивный и Совершенный». Он разрабатывал новую моду одежды в 50-х годах с колокольчиком, перьями, широкими брюками. Зверев и Зайцев позавидовали бы ему!
В сборнике также можно найти иллюстрации картин Сергея Калмыкова. Этот сборник на памятном вечере Вячеслав Карпенко подарил Оренбургскому областному музею ИЗО, где был представлен его 50-тиминутный фильм о судьбе художника. В ближайших планах Вячеслава Ивановича – написать роман о Калмыкове.
Перед открытием доски выступил тезка художника, заместитель главы города, Сергей Калмыков:
- Я не имел права не изучить творчество художника, с которым у меня одни имя и фамилия. Я восхищен его произведениями. Действительно очень яркая, самобытная личность. Он совершенно незаслуженно не был признан при жизни. Но мы рады, что сегодня его знают в Казахстане, Америке, Израиле – его картины распространились по всему миру.
Мемориальная доска была установлена благодаря благотворительному фонду «Евразия». Его руководитель, Игорь Храмов на встрече зачитал письмо мэра города Алма-Аты, Имангали Тасмагамбетова:
- Оренбург имеет тесную связь с Казахстаном. Одним из множества выдающихся людей, объединяющих нас, был Сергей Калмыков, чье уникальное творчество вошло в сокровищницу мирового изобразительного искусства.
Оренбуржцев с памятным событием поздравляли также Игорь Смекалов, автор биографии художника, и Алла Сеитова, директор центрального государственного архива кинофотодокументов Республики Казахстан. Они выразили большую благодарность благотворительному фонду, с помощью которого оренбуржцы теперь всегда смогут помнить земляка, прославившегося своим творчеством на весь мир.
Сергей Иванович Калмыков родился 6 октября 1891 года в Самарканде. Его родители происходили из чугуевских мещан. Вскоре после рождения семья перебирается в Оренбург, где будущий художник ходит в школу и учится рисовать. Калмыков оказался знаменит не только своими произведениями. Он был учеником Кузьмы Петрова-Водкина. На знаменитой картине «Купание красного коня» учитель запечатлел своего ученика, катающимся на лошади. Сергей Иванович умер в 1967 году. Где находится его могила – неизвестно. У художника было несколько близких друзей, но это не помешало ему умереть в одиночестве.
Раздел: История России Дата публикации: 19.11.2014 19:26:58
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)
Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .
Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..
Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья
В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..
Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..
Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .
Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..
Исторический очерк о Тобольской Духовной семинарии (1701-1808 гг.)
Тобольская Духовная семинария, как старейшее учебное заведение Западной Сибири с более чем трехсотлетней историей заслуживает иметь свою собственную написанную историю. Этот нелегкий труд, по написанию исторического очерка о семинарии, взял на себя выпускник и преподаватель ТДС – диакон Прахт Дмитрий Викторович..
О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков..
Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.
На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..