↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3 | 4

От училища до гимназии. История одного адреса.

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Носков Валерий
Научный руководитель: Носкова Н. А.

Введение.

 

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край.

 school1

Прогуливаясь по тихим семёновским улицам, понимаешь, как глубоки исторические корни российской глубинки. Здесь каждое здание может рассказать свою историю про человеческие судьбы и события.

На улице Челюскина, в тени парка с белоснежными берёзками стоят два здания, из окон которых доносятся детские голоса. Сразу видно, что здесь расположены школы.

В здании, что поменьше, располагается православная гимназия, а в большом – четвёртая школа.

 

school2

Заходишь в здания – там тепло и уютно, в просторных классах идут уроки, учащиеся постигают азы наук. Но что было в этих зданиях двадцать или пятьдесят лет назад? Какие люди ходили по этим коридорам? Что их связывало с этими кабинетами?

school3

На двухэтажном здании мы видим памятную табличку, говорящую о том, что во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. А на трёхэтажном здании есть табличка, говорящая, что здесь работал заслуженный учитель РСФСР Пачуев Иван Афанасьевич.

Что это был за человек, какую роль он сыграл в истории этого здания? Что за госпиталь здесь был и какие события происходили в нём? Как эти два здания связаны с историей города и между собой, какую роль они играли в судьбах горожан? Почему они числятся по одному адресу: улица Челюскина, дом 27? Меня очень заинтересовали эти вопросы.

 

Наш дом тоже стоит на улице Челюскина. На ней жили и мои предки. История моей семьи неразрывно связана с историей этой улицы и этого города.

Из рассказа своих родителей я узнал, что моя прабабушка, учительница начальных классов с 38-летним стажем, когда-то училась в педагогическом училище, находившемся здесь.

Я поставил перед собой цель: как можно больше узнать об истории этих зданий.

Начав собирать информацию, я был очень удивлён. Оказывается, вся история этих зданий связана с образованием. В их стенах располагались и педагогическое училище, и педагогический институт, и школа-интернат, и средняя школа, и православная гимназия. Только во время войны здесь был госпиталь. Эти стены выпускали учителей, которые потом здесь же учили детей. Вот такая интересная история у этих зданий.

 

Семёновское педагогическое училище.

1934 – 1941

 

Становление образования в России.

Россия всегда славилась своими умами. Становление и развитие образования в нашей стране началось очень давно, ещё с петровских времён. Одним из основоположников развития образования является великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Но до середины 19 века развитие образования в России не было ещё таким повсеместным. Большая часть населения не умела читать. Учебных заведений было очень мало. Педагогов, способных обучать других, и того меньше.

С 60-70 годов 19 века начинается фактическая история среднего педагогического образования в России. После утверждения "Положения о начальных народных училищах" в 1864 году начинается развитие министерских и земских учительских семинарий.

Революция 1905-1907 годов оказала сильное влияние на жизнь учительских семинарий. Были изменены учебные планы, методы обучения и некоторые стороны жизни воспитанников семинарий. За 10 лет (1900-1910 годы) было открыто всего 23 новых учительских семинарии. Однако в связи со значительным ростом сети начальных школ, особенно во втором десятилетии 20 века, потребность в подготовленных учителях не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Это вызвало необходимость открытия новых учительских семинарий.

К марту 1917 года в России насчитывалось 183 учительских семинарии, содержавшихся на средства государственного казначейства, и 9 учительских семинарий и школ – на средства обществ и частных лиц.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 года, на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов, совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено положение "О единой трудовой школе РСФСР", которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке – по желанию.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знаниям законов развития природы, общества и мышления, трудовым навыкам и умениям, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Как говорил Владимир Ленин – "нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы умение читать и писать служило к повышению культуры". Но для этого необходимо огромное количество умных, талантливых, целеустремлённых педагогов.

В начале 1919 года открываются новые учительские семинарии, и продолжают работать старые, их преобразовывают в педагогические курсы. Затем семинарии последовательно становятся техникумами, а затем и училищами. Потребность в сельских учителях оценивалась как чрезвычайно большая, поэтому был введён ускоренный курс обучения.

Благодаря всем принимаемым мерам количество учителей увеличилось с 222 974 человек в 1922 году до 394 848 человек в 1929 году. Это позволило обеспечить грамотными специалистами не только городские, но и удалённые сельские школы.

 

Семёновское педагогическое училище.

1934 – 1941

 

К 1930 году встал вопрос об открытии педагогического училища в городе Семёнове. Это позволило бы решить вопрос острой нехватки учителей начальных классов в северных районах области. В 1934 году училище было образовано. Был подобран опытный преподавательский коллектив. Но возникла проблема – для такого учебного заведения необходимо было собственное здание. Участок под строительство был выбран недалеко от воинской части, на месте стрельбищ. Участок располагался на возвышенности, отсюда открывался прекрасный вид на окрестности, в том числе на речку Санохту. Организаторов строительства не смутила "нехорошая" слава этого места. В конце нынешней улицы Советской во времена становления советской власти расстреливали её врагов. Хоронили их здесь же. Старожилы помнят огромное количество выкопанных ям в этом районе. Впоследствии учащиеся интерната находили в этом районе человеческие кости. А в конце нынешней улицы Учительской летом 1920 года расстреливали дезертиров и членов банды Чернигина, здесь же их и закапывали. Но, несмотря ни на что, строительство было начато. А само училище было решено временно расположить в другом месте.

Строительство велось под контролем директора училища. Он принимал и увольнял работников стройки. К строительству такого здания нужно было подходить ответственно. Известно, что зарплата прораба в 1937 году составляла 600 рублей, при минимальной в тот период – 50 рублей. Здание строилось с 1934 по 1938 год. В те годы застраивалась также и улица, на которой строилось училище (нынешняя улица Челюскина). В 1937 году проводилась нарезка земельных участков по улице. Улица получилась довольно широкая, гораздо шире соседних. Участки на ней выделялись в среднем по 10 соток каждый. Улица имела название 2-я Спортивная. В документах 1947 года она уже называется улица Челюскина. Новое здание училища заработало только в 1938 году.

На время строительства нового здания для педагогического училища было выделено здание купца Шарыгина, расположенное по адресу: улица Коммунар, д.5 (нынче улица Ванеева, д.5).

Свою работу училище начало в 1934 году. Готовило оно учителей начальных классов. Обучение велось на дневном очном отделении, на заочном отделении и годичных курсах при училище. Для обучения принимались выпускники школ-семилеток, а также работающие учителя, не имеющие достаточного уровня образования. Обучение велось в течение 3 лет, на курсах – 1 год. Окончившие курсы приравнивались к окончившим очное отделение. Кроме семёновцев в училище учились и работали и жители других районов. Для иногородних студентов и учителей при училище имелось два общежития, а также выделялись квартиры из фонда училища.

Училище было оснащено всем необходимым. Здесь были уютные классы, столовая, библиотека, спортивный зал. Учебниками студенты полностью снабжались из фондов библиотеки. При училище была небольшая конюшня (к 1938 году в ней имелось 3 лошади).

За время существования училища сменилось несколько директоров. До августа 1937 года училищем руководил Татаринов С.В. С августа 1937 года – Петухов Иван Михайлович. С осени 1937 года училищем руководили Рыбаков А.И. и Фуфаев К.А. Житухин К.А. был директором в 1940 году. С августа 1940 года и до закрытия – Желтов А.К. Училище имело немалый преподавательский коллектив. Несмотря на то, что преподаватели иногда менялись, немало их трудилось на протяжении всего существования училища. Сейчас нам известны следующие имена: Виноградов В.В., Циммерман В.И. (русский язык и литература), Пашин И.Н., Полин В.Ф. (педагогика), Селюкова Е.К., Меднис Л.Ф., Тюрин И.Н. (заведующий практикой), Перовская А.И. (биология, рисование), Михеев Н.Ф. (русский язык и литература), Беляков А.П., Докучаева А.Н., Кощеева А.Н., Гордеев В.Н. (физика), Красильников В.П., Татаринова М.П., Палехова В.Г., Орлов П.А., Маланова В.Н. (физика), Наумова Э.И. (пение), Макаров С.И., Сахарова Н.А., Шустер Г.С., Фуфаев К.А (русский язык и литература), Востоков В.Г. (русский язык и литература), Востокова Н.С. (русский язык и литература), Полин Ц.Ф. (педагогика), Рыбаков А.И. (история), Уланов В.И. (военное дело), Шахаева М.А. (математика), Лебедев Б.С., Клаченков А.И.

 school4

Классный журнал. 3 "Б" класс. 1940 год.

Ежегодно на очное отделение набиралось по три группы студентов в среднем по 25 человек. Студенческие группы назывались классами, как в школе. Обучение начиналось в 9-30, а с 1941 года – в 9-00. Студентам преподавались такие предметы: русский язык, литература детская и общая, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, история СССР, новая история, Конституция СССР, география, естествознание, физика, химия, педагогика и история педагогики, школьная гигиена, рисование, чистописание, пение, физкультура, немецкий язык, военное дело. Преподавались и специализированные предметы: методика преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории, географии, естествознания, рисования, пения, физкультуры. Также студенты проходили практику. Знания студентов оценивались не так, как сейчас. В журналах тех лет вместо привычных нам сегодня двоек с пятёрками присутствуют оценки: плохо, посредственно, хорошо и отлично.

 school5

Протокол испытания. 3 "Б" класс. 1941 год.

Учились студенты по-разному. Тем, кто учился на хорошо и отлично, назначали стипендию, которая составляла 45 рублей. За особые успехи назначалась повышенная стипендия. Её размер составлял до 74 рублей (в 1940 году). По итогам года успевающим студентам выплачивалась разовая стипендия наподобие премии. Её размер был 96 и 118 рублей (в 1941 году). Это были очень немалые деньги, учитывая, что в то время минимальная зарплата была 50 рублей. Кроме того, студентов-отличников премировали путёвками в горьковские театры, экскурсионными поездками в Горький, книгами, а также объявляли благодарность с занесением в личное дело. Небольшие премии выплачивались к празднику 8 Марта.

Но были среди студентов и неуспевающие. Тех, кто по итогам года получал "плохо" по какому-либо предмету, оставляли "на осень". Были среди студентов и такие, у кого были проблемы с поведением. Таким студентам объявляли выговор, ставили на вид. А бывали случаи, когда за провинности студентов выселяли из общежития и из квартир училищного фонда, чтобы не позорили училище. Педагоги очень ответственно относились к тому, чтобы студенты вели себя за пределами училища достойно, и провинившихся строго наказывали.

Были и совсем серьёзные случаи. В марте 1937 года в газете "Горьковская коммуна" была опубликована статья "Бракоделы в педучилище" о катастрофическом положении с русским языком в семёновском училище. После этого были приняты меры: часть уроков преподавателя-"бракодела" передали другому, приказано было провести работу по исправлению ситуации.

 school6

Книга приказов. 1937 год.

Очень серьёзным было отношение к тому, какие выпускники выходят из стен училища. После выпускного 1937 года два студента подрались в общежитии. За это им был объявлен выговор, о происшествии сообщили в РОНО и ОблОНО, а выдачу диплома приостановили до ответа из ОблОНО.

Есть сведения, что некоторых студентов из малоимущих семей или по причине смерти кормильца освобождали от платы за училище. Но что это была за плата – неизвестно.

 school7

Копия аттестата. 1938 год.

Работал в училище и комитет ВЛКСМ. Комсомольцы вели очень активную работу.

В училище работало много разных кружков на любой вкус. Ежегодно проводились соревнования на лучшую стенгазету класса. В 1937 году была объявлена благодарность с занесением в личное дело редакторам газет по результатам соревнования на лучшую стенгазету. Самыми лучшими были признаны газеты: "За отличную учёбу", "Вперёд", "За знания", "Голос отличника", "Классный вестник", "Отличник". Проводились в училище и свои киносеансы.

Ежегодно, в конце учебного года, проводились переводные и выпускные экзамены. Сначала по результатам успеваемости в течение года смотрели, всех ли студентов можно было допустить до экзаменов. Билеты для экзаменов составляли сами учителя в соответствии с требованиями Наркомпроса. Составленные билеты проверялись руководством училища. Если были какие-либо нарекания, то билеты переписывались. Никаких поблажек по отношению к студентам не было. Как сказано в приказе директора: "никоим образом не допускать малейших проявлений либеральности и снижения требований при оценках".

Очень сурово карали студентов за шпаргалки на экзаменах. При обнаружении шпаргалки на экзамене в 1941 году студентке, использовавшей шпаргалку, поставили на вид, а автору шпаргалки вынесли предупреждение.

 school8

Домнина Ева Терентьевна (слева) с подругами.

Около 1940 года.

После сдачи выпускных экзаменов и получения  аттестатов и удостоверений, молодые учителя получали распределения по новым местам работы. Выпускники семёновского училища получали распределения по следующим районам: Залесный, Борский, Большемурашкинский, Тоншаевский, Семёновский, Тонкинский, Уренский, Воскресенский. Молодые учителя уезжали на новые места работы, чтобы самим учить и воспитывать подрастающее поколение.

Семёновское педагогическое училище за годы своего существования существенно пополнило ряды учителей начальных классов. Но школам катастрофически не хватало учителей-предметников. Каждый год открывались новые школы. Горьковский педагогический институт не выпускал достаточного количества учителей. В конце 30-х годов встал вопрос об открытии на базе Семёновского педагогического училища педагогического института.

В 1940 году такое решение было принято и началось формирование педагогического института. Приказом от 5 августа 1940 года был освобождён от занимаемой должности директор училища Петухов И.М., а директором назначен Желтов А.К., который по совместительству был назначен ещё и директором педагогического института. В первый год институт студентов не набирал. А в 1941 году было принято решение о прекращении работы педагогического училища. К концу июля 1941 года училище закрыли. Студентов, переведённых в третий класс училища, перевели в Ветлужское педагогическое училище. А вместо училища в здании состоялось открытие Семёновского государственного педагогического института. Всё уже было готово к приёму первых студентов, но начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война внесла свои коррективы. И теперь все силы народа были направлены на борьбу с фашистами, на достижение скорой Победы. Многие преподаватели ушли на фронт и институт так и не начал свою работу.

Хотелось бы немного рассказать о моей прабабушке, жизнь которой тоже связана с училищем.

Носкова (Домнина) Ева Терентьевна родилась 16 апреля 1924 года в селе Безводное Семёновского района. По окончании 7 классов школы в 1938 году Ева поступила в Семёновское педагогическое училище. 21 июня 1941 года состоялся выпускной Евы, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

Распределение Ева Терентьевна получила в школу деревни Захарово, где проработала 8 лет. В 1949 году Ева Терентьевна вернулась в Семёнов и до 1961 года 12 лет проработала в начальной школе, располагавшейся на улице Суворова, на перекрёстке с улицей 50 лет Октября. С 1961 по 1964 год Ева Терентьевна проработала в средней школе №1. И в 1964 году, с открытием нового здания школы №2, Ева Терентьевна перешла работать туда. В школе №2 она проработала учителем начальных классов до выхода на пенсию в1979 году. В общей сложности Ева Терентьевна проработала учителем 38 лет. Ученики Евы Терентьевны с благодарностью вспоминают свою учительницу как очень умного и талантливого педагога.

 school9

Первый класс Евы Терентьевны. Деревня Захарово. Начало войны.

 

 

Эвакуационный госпиталь № 1030.

1941 – 1945

 

 school10

Табличка на здании гимназии.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Всё было отдано на борьбу в фашистами, но враг наступал. Наша армия несла большие потери. Уже к осени 1941 года встал вопрос об открытии глубоко в тылу эвакогоспиталей, занимавшихся лечением раненых, поступающих с фронта. Осенью 1941 года в нашем городе было открыто сразу 4 госпиталя. Первым, открывшимся в Семёнове, был госпиталь № 1030.

Госпиталь № 1030 был организован 28 июня 1941 года в городе Сумы (Украина). Его профиль – общехирургический. Численность – 200 коек. Начальником был майор медицинской службы майор Каневский Е.И. Начальником медицинской части – Лют Георгий Трофимович. 6 июля госпиталь принял первых раненых, а через несколько дней был целиком заполнен.

К середине августа 1941 года обстановка на фронте резко изменилась – враг быстрыми темпами продвигался на восток. Госпиталь получил распоряжение о подготовке к эвакуации. 25 августа раненых поместили в эшелон и отправили в восточные районы страны в другие госпитали. Вскоре эвакуировали и сам госпиталь. Было решено отправить его в Горьковскую область. 2 сентября в эшелон стали грузить имущество госпиталя, который на следующий день отошёл в сторону Харькова. Движение по железной дороге было медленным, только 16 сентября эшелон прибыл на Казанский вокзал города Горького.

Имущество госпиталя из эшелона было выгружено. В отношении его новой дислокации ничего определённого не было известно. Для решения вопроса потребовалось целых 10 дней. Наконец, новым местом дислокации госпиталя определили наш город. В Семёнов выехали комиссар госпиталя Сазонов и хирург Абраменко Сергей Харитонович, которые с местными властями решили вопрос о размещении. Под госпиталь были отданы средняя школа № 1 и неполная средняя школа № 2 (в настоящее время красное здание школы №1).

29 сентября в Семёнов прибыло имущество госпиталя. Стоял пасмурный дождливый день. Для перевозки выделили автомашины и солдат из артиллерийской части. К вечеру всё имущество было перевезено в здания школ. Под пищеблок было отведено отдельно стоящее здание, располагавшееся в полукилометре от основного здания госпиталя, так называемый "поповский дом". Лаборатория, аптека и красный уголок располагались в деревянном здании около основного здания госпиталя. Мастерские и общежитие для персонала находились в деревянном здании пионерского клуба, в котором позже находился ЗАГС. Склады и прачечная находились в красном кирпичном здании рядом с пионерским клубом. Здания школ представляли собой одноэтажные кирпичные здания без воды и канализации. На обустройство госпиталю отвели 10 дней. За это время его работники, не считаясь со временем, подготовили помещения к приёму раненых. Большую помощь им оказали местные предприятия и организации, которые выделили разную мебель: тумбочки, столы, стулья, шкафы, шахматные столики. Органы Советской власти обеспечили госпиталь топливом. И к 11 октября он был развернут. Первую группу раненых – 17 человек – госпиталь принял 17 октября. В последующем количество коек довели до 207, а к 25 октября все они были заняты.

На фронтах шли ожесточённые бои. Эвакогоспитали были переполнены. Пришлось открывать новые госпитали. Поэтому к концу октября 1941 года в нашем городе действовали уже 4 госпиталя. Госпитали № 1030 и № 3456 – были эвакуированы с Украины. А госпитали № 2868 и № 2870 – были госпиталями местного формирования. В здании педагогического института был размещён госпиталь № 2870, его начальником назначили врача районной больницы Егорову Н.Е. Это было здание с хорошим санпропускником, хорошим операционным блоком (лучшее здание в Семёнове, приспособленное под госпиталь). Врачебные кадры его были относительно молодые. Ведущий хирург, проводивший операции в то время, был один на несколько госпиталей. Им был Абраменко Сергей Харитонович. Два дня в неделю он работал в госпитале № 2870, остальное время – в госпитале № 1030. Госпиталь № 2868 размещался в здании гостиницы на площади Ленина, его начальником стал Н.Я. Абрамов. Госпиталь № 3456 занял одно из зданий техникума механической обработки древесины.

С октября 1942 года начали производить укрупнение госпиталей. Приказом № 119 от 2 октября 1942 года госпиталь № 2868 присоединили к госпиталю № 1030. Теперь госпиталь № 1030 стал на 300 штатных коек больше.

С 15 ноября 1942 года приказом за № 139 к госпиталю 1030 был присоединён эвакогоспиталь № 2870, расположенный в здании учительского института. Передача госпиталя тянулась очень долго – более 2 месяцев. Начальник госпиталя капитан медслужбы Н.Е. Егорова не торопилась, а облздравотдел не особо и напоминал об ускорении присоединения госпиталя. Но организационные вопросы были решены, и в здании института теперь располагался госпиталь № 1030. После присоединения коечная численность госпиталя № 1030 составляла 500 коек.

С апреля 1943 года на базе госпиталя было открыто отделение для выздоравливающих на 70 мест, которое располагалось в РКШ (районная колхозная школа).

Весной 1943 года госпиталь № 3456 был эвакуирован из Семёнова, а на его месте открыли госпиталь № 2850, начальником назначили Н.Е. Егорову. Госпиталь был рассчитан на 400 коек. Госпиталь № 2850 работал до августа 1943 года, после чего был перебазирован. На его месте стал формироваться госпиталь № 2825, который вскоре присоединили к госпиталю № 1030. Таким образом, после объединения он имел 1000 штатных коек. При этом госпиталь имел штат обслуживающего персонала в количестве 400 человек.

Госпиталь имел хирургическую направленность. Раненые прибывали из эвакогоспиталей, находящихся близко к линии фронта, уже обработанные хирургически, но в сравнительно короткие сроки – 35-40 дней от момента ранения. Госпиталь был хорошо оснащён и организовывал комплексное лечение как тыловой госпиталь.

В госпитале проводилось много хирургических операций. Количество оперативных вмешательств составляло от 21,3% в первый год работы его в Семёнове, до 64,6% от числа лечившихся раненых в 1944 году. В 1945 году, с удалением фронта и прохождением ранеными нескольких этапов эвакуации, количество оперативных вмешательств снизилось.

Несмотря на то, что врачебными кадрами госпиталь был укомплектован на 50%, и каждый врач курировал по 100-120 больных, а на 1000 коек был один ведущий хирург, все раненые не были обделены врачебным и сестринским вниманием и получали лечение и уход в полном объёме.

Бесперебойную работу обеспечивали врачи госпиталя:

Автор: Носков Валерий
Раздел: История России
Дата публикации: 09.12.2014 12:21:01

1 | 2 | 3 | 4
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Преподобный Иосиф Волоцкий

Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит?.

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

Великая Отечественная война на примере моей семьи

С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..

Читать

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам..

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

Некрополь Свято-Донского монастыря. Смерть после смерти

.

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter