Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейПервым историком (или как говорят, "отцом истории") по обыкновению принято считать древнегреческого историка Геродота Галикарнасского (годы жизни: 484-425 до н. э.). Так его называют за то, что он написал первое полномасштабное историческое произведение "История". Отцом истории впервые его назвал Цицерон.
Геродот Галикарнасский
Но стоит ли называть отцом истории только за то, что он написал данную работу? На мой взгляд нет. "История" Геродота - это простое повествование, пересказ известных ему событий. Это своеобразная сказка, очень красивая, в которой переплетается правда и вымысел и многое зависит от божественных сил. Что не умаляет достоинства данной работы как исторического источника. Крайне важно, что это первое полностью сохранившееся историческое произведение. Его ценность не только в повествовании о греко-персидских войнах, но и географические, этнографические, литературные сведения.
"Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом."
Геродот. "История". Фрагмент книги VIII, папирус , II век.
Однако первым настоящим историком, по всей видимости, стоит считать другого древнегреческого историка - Фукидида (годы жизни: 460 - 399 до н.э.).
В своём произведении "История Пелопоннесской войны" он уже не просто пересказывает события прошлого, а пытается анализировать, выявлять причинно - следственные связи, стремиться к точному хронологическому изложению.
"Фукидид афинянин написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга. Приступил он к труду своему тотчас с момента возникновения войны в той уверенности, что война эта будет войною важною и самою достопримечательною в сравнении со всеми предшествовавшими."
Фукидид, в отличие от Геродота, не считает, что сверхъестественные силы и события влияют на исторический процесс, учитывая при этом их психологическое влияние на поведение людей. Он стремится придать истории научный характер.
Фукидид
К наиболее важным заслугам Фукидида можно отнести применение критики источников. Так, например, он пишет: «Вот какого рода бедствие обрушились на афинян и угнетало их в то время, когда и внутри города умирали люди, и за стенами его опустошались поля. В несчастье, что естественно, вспоминали и о следующем стихе, по словам стариков, с древнего времени звучавшем так: «Наступит дорийская брань и чума вместе с нею». Между людьми возник спор, что в этом стихе названа не чума, а голод. При настоящих обстоятельствах, разумеется, одержало верх то мнение, что в стихе названа чума, потому что люди приурочивали свои воспоминания к переживаемым бедствиям. Я же полагаю, что если когда - нибудь после этой войны вспыхнет другая дорийская война и с нею совпадет голод, то , по всему вероятию, так и будут читать этот стих» (Фукидид, 2, 54).
Важно и то, как Фукидид относился к фактам - с максимальной беспристрастностью, добросовестностью и педантичностью, старался всегда быть объективным и не утаивать факты в угоду кому-то или исходя из литературного замысла. Его труд получился не таким занимательным, как "История" Геродота: менее художественным, но более научным.
Таким образом, зарождение истории как науки начинается именно с Фукидида т.к. научные сведения - это прежде всего осмысление событий, критика, анализ, а не простой пересказ. Формально, Геродот является "отцом истории" и первым историком, однако отцом истории как науки следует считать Фукидида.