Первым историком (или как говорят, "отцом истории") по обыкновению принято считать древнегреческого историка ГеродотаГаликарнасского (годы жизни: 484-425 до н. э.). Так его называют за то, что он написал первое полномасштабное историческое произведение "История". Отцом истории впервые его назвал Цицерон.
Геродот Галикарнасский
Но стоит ли называть отцом истории только за то, что он написал данную работу? На мой взгляд нет. "История" Геродота - это простое повествование, пересказ известных ему событий. Это своеобразная сказка, очень красивая, в которой переплетается правда и вымысел и многое зависит от божественных сил. Что не умаляет достоинства данной работы как исторического источника. Крайне важно, что это первое полностью сохранившееся историческое произведение. Его ценность не только в повествовании о греко-персидских войнах, но и географические, этнографические, литературные сведения.
"Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом."
Геродот. "История". Фрагмент книги VIII, папирус , II век.
Однако первым настоящим историком, по всей видимости, стоит считать другого древнегреческого историка - Фукидида (годы жизни: 460 - 399 до н.э.).
В своём произведении "История Пелопоннесской войны" он уже не просто пересказывает события прошлого, а пытается анализировать, выявлять причинно - следственные связи, стремиться к точному хронологическому изложению.
"Фукидид афинянин написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга. Приступил он к труду своему тотчас с момента возникновения войны в той уверенности, что война эта будет войною важною и самою достопримечательною в сравнении со всеми предшествовавшими."
Фукидид, в отличие от Геродота, не считает, что сверхъестественные силы и события влияют на исторический процесс, учитывая при этом их психологическое влияние на поведение людей. Он стремится придать истории научный характер.
Фукидид
К наиболее важным заслугам Фукидида можно отнести применение критики источников. Так, например, он пишет: «Вот какого рода бедствие обрушились на афинян и угнетало их в то время, когда и внутри города умирали люди, и за стенами его опустошались поля. В несчастье, что естественно, вспоминали и о следующем стихе, по словам стариков, с древнего времени звучавшем так: «Наступит дорийская брань и чума вместе с нею». Между людьми возник спор, что в этом стихе названа не чума, а голод. При настоящих обстоятельствах, разумеется, одержало верх то мнение, что в стихе названа чума, потому что люди приурочивали свои воспоминания к переживаемым бедствиям. Я же полагаю, что если когда - нибудь после этой войны вспыхнет другая дорийская война и с нею совпадет голод, то , по всему вероятию, так и будут читать этот стих» (Фукидид, 2, 54).
Важно и то, как Фукидид относился к фактам - с максимальной беспристрастностью, добросовестностью и педантичностью, старался всегда быть объективным и не утаивать факты в угоду кому-то или исходя из литературного замысла. Его труд получился не таким занимательным, как "История" Геродота: менее художественным, но более научным.
Таким образом, зарождение истории как науки начинается именно с Фукидида т.к. научные сведения - это прежде всего осмысление событий, критика, анализ, а не простой пересказ. Формально, Геродот является "отцом истории" и первым историком, однако отцом истории как науки следует считать Фукидида.
Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами
В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.
Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.
Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..
Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..
История города Улисс: как город перенесли в другое место
Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.
Аджария. Батуми. Многие исторические лица посещали этот регион. Их воспоминания, путевые заметки, научные изыскания, наблюдения содержат интереснейший информационный материал о г. Батуми и его окрестностях. Он больше напоминает летопись временных лет, нежели просто заметки путешественников и ученых - исследователей..
Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..
В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..