Первым историком (или как говорят, "отцом истории") по обыкновению принято считать древнегреческого историка ГеродотаГаликарнасского (годы жизни: 484-425 до н. э.). Так его называют за то, что он написал первое полномасштабное историческое произведение "История". Отцом истории впервые его назвал Цицерон.
Геродот Галикарнасский
Но стоит ли называть отцом истории только за то, что он написал данную работу? На мой взгляд нет. "История" Геродота - это простое повествование, пересказ известных ему событий. Это своеобразная сказка, очень красивая, в которой переплетается правда и вымысел и многое зависит от божественных сил. Что не умаляет достоинства данной работы как исторического источника. Крайне важно, что это первое полностью сохранившееся историческое произведение. Его ценность не только в повествовании о греко-персидских войнах, но и географические, этнографические, литературные сведения.
"Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом."
Геродот. "История". Фрагмент книги VIII, папирус , II век.
Однако первым настоящим историком, по всей видимости, стоит считать другого древнегреческого историка - Фукидида (годы жизни: 460 - 399 до н.э.).
В своём произведении "История Пелопоннесской войны" он уже не просто пересказывает события прошлого, а пытается анализировать, выявлять причинно - следственные связи, стремиться к точному хронологическому изложению.
"Фукидид афинянин написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга. Приступил он к труду своему тотчас с момента возникновения войны в той уверенности, что война эта будет войною важною и самою достопримечательною в сравнении со всеми предшествовавшими."
Фукидид, в отличие от Геродота, не считает, что сверхъестественные силы и события влияют на исторический процесс, учитывая при этом их психологическое влияние на поведение людей. Он стремится придать истории научный характер.
Фукидид
К наиболее важным заслугам Фукидида можно отнести применение критики источников. Так, например, он пишет: «Вот какого рода бедствие обрушились на афинян и угнетало их в то время, когда и внутри города умирали люди, и за стенами его опустошались поля. В несчастье, что естественно, вспоминали и о следующем стихе, по словам стариков, с древнего времени звучавшем так: «Наступит дорийская брань и чума вместе с нею». Между людьми возник спор, что в этом стихе названа не чума, а голод. При настоящих обстоятельствах, разумеется, одержало верх то мнение, что в стихе названа чума, потому что люди приурочивали свои воспоминания к переживаемым бедствиям. Я же полагаю, что если когда - нибудь после этой войны вспыхнет другая дорийская война и с нею совпадет голод, то , по всему вероятию, так и будут читать этот стих» (Фукидид, 2, 54).
Важно и то, как Фукидид относился к фактам - с максимальной беспристрастностью, добросовестностью и педантичностью, старался всегда быть объективным и не утаивать факты в угоду кому-то или исходя из литературного замысла. Его труд получился не таким занимательным, как "История" Геродота: менее художественным, но более научным.
Таким образом, зарождение истории как науки начинается именно с Фукидида т.к. научные сведения - это прежде всего осмысление событий, критика, анализ, а не простой пересказ. Формально, Геродот является "отцом истории" и первым историком, однако отцом истории как науки следует считать Фукидида.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Характер Елизаветы Тюдор
Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия.
Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги
Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.
Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..
Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада
Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..
Сапфо была учредительницей мусического кружка девушек, где те обучались игре на музыкальных инструментах, пению и танцам. С ними Сапфо, прежде всего, связывали поэтические и музыкальные интересы, но не только они – в их отношения проникала и любовь, о чём Сапфо упоминала в стихотворениях..
История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях..
Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.
Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..
Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений
Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .