А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно». Слова великого поэта, как никогда, актуальны.
Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии.
Митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), уроженец Спасского уезда, родился в 1846 году в бедной семье приходского священника Тамбовской губернии. Примечателен тот факт, что в детстве, когда его отца, бедного провинциального священника, посетил правящий архиерей епископ Феофан Затворник, он сугубо благословил именно младенца Александра, и это стало в семье знамением, что его ожидает особая судьба.
Александру легко давалось учение. В 1860 году Александр закончил Тамбовское Духовное училище и поступил в Тамбовскую Духовную Семинарию.
В 1866 году, будучи 20 лет от роду, Александр поступил в Казанскую Духовную Академию. Семья его была бедна, его приняли казенным стипендиатом. Учился он весьма успешно и в 1870 году, заканчивая Академию, защитил диссертацию магистра.
В 1871 году он остался доцентом на этой кафедре. Одновременно Александр работает не только как преподаватель, но и как ученый, и как редактор солидного журнала «Православный собеседник». Начался его путь академического профессора.
В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской. Брак этот был уникален. Молодой 28-летний доцент взял на себя тяжелый крест — его жена была тяжело больна туберкулезом, и он знал, что она обречена на смерть. Прожили они счастливо в браке 7 лет. После смерти жены Александр Васильевич воспитывал двух детей, вел преподавательскую деятельность, но его постигло еще одно страшное испытание. Однажды вечером к нему пришел сотрудник журнала «Православный собеседник». Они беседовали о журнальных делах, журналист тот был очень грустный, сказал, что у него дома дети болеют дифтеритом. Он ушел, а через несколько дней оба ребенка Александра Васильевича Вадковского заболели дифтеритом, и один за другим умерли. Это случилось в 1882 году. Ему было всего лишь 36 лет, он уже вдовец и человек, потерявший детей. Александр Вадковский для себя сделал выбор очень определенный — он решил принять монашеский постриг.
4 марта 1883 года его постригли с именем Антония Печерского в память об очень уважаемом им Казанском архиерее Антонии (Амфитеатрове). Он остался преподавателем. И 6 марта отец Антоний уже иеромонах.
14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был возведен в архимандриты и стал настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, но продолжал оставаться профессором Духовной Академии. В 1884 году отец Антоний стал инспектором Казанской Духовной Академии, 3 мая 1887 года был поставлен в епископы Выборгские и назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии,
Через 5 лет, в 1892 году, он получил свою первую кафедру — стал архиепископом Финляндским. За короткий промежуток пребывания его на кафедре число приходов в Финляндии возросло с 23 до 37 , было создано два журнала на русском и на финском языках, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык. Антоний создал первый женский монастырь в Финляндии, успешно создавались церковно-приходские школы (Было создано 70 школ на 37 приходов), начался процесс постепенного обращения финнов в Православие.
В 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории. А 14 мая 1896 награжден панагией (это небольшая икона с изображением Богоматери, которая носится епископами на груди), украшенной драгоценными камнями.
В 1897 году состоялся исторический визит архиепископа Антония в Англию. Приглашение было по случаю шестидесятилетия королевы Виктории. Его личность произвела очень благоприятное впечатление, архиепископ Антоний получил докторские степени Кембриджского и Оксфордского университетов, самых главных университетов в Англии. 25 декабря 1898 года Антоний возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
Покои владыки были открыты для любого, кто в чем-то нуждался. Он отменил парадные выезды и роскошные архиерейские трапезы. Приезжая на приходы, он не только давал верующим пастырский совет, но и оказывал материальную помощь. Размеры его благотворительности были колоссальными. Все свое жалование он отдавал нуждающимся. Размеры состояния, оставленные первенствующим митрополитом после смерти, поражают — всего семь рублей медью. Он был открыт и доступен всем — от высокопоставленного священника до простого прихожанина. Во всех жизненных ситуациях владыка оставался прежде всего человеком, а уже потом — профессором, величественным священником. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души.
Известна одна, чрезвычайно показательная, история. По делу о заговоре с целью покушения на Александра III, где проходил Александр Ульянов, проходил и один из студентов Духовной Академии Новорусский (у него хранился динамит). Его приговорили не к смертной казни, а к длительному сроку заключения в Шлиссельбургской крепости. Митрополит Антоний знал его еще по Академии, он посетил его в крепости и, побеседовав с ним, пришел к выводу, что он раскаялся, и тогда владыка Антоний обратился к Императору с просьбой о помиловании Новорусского. Просьба эта была удовлетворена. Новорусский, освобожденный из крепости, приехал в Петербург, провел несколько дней в покоях митрополита Антония, а потом отправился в Выборг и жил жизнью мирного обывателя, никаких предосудительных действий он уже не совершал.
Одновременно митрополит Антоний осуществлял очень большую деятельность в сфере социальной благотворительности. Он являлся председателем совета Императорского человеколюбивого общества, председателем Попечительства Марии Александровны о слепых, участвовал в деятельности созданного под покровительством императрицы Александры Феодоровны Братства во имя Царицы Небесной. Нужно сказать, что эта благотворительная деятельность митрополита Антония была колоссальных масштабов. В частности он пожертвовал книги нашей Спасской публичной библиотеке через своего брата – врача Спасской земской больницы Я.В.Вадковского.
Приведу пример из доклада «Как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестнике Святейшего Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., № 5-6, стр. 15: ) слова митрополита Вениамина, председателя Святейшего Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 г.
«Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным».
Ему довелось стоять у кормила Русской Православной Церкви в очень тяжелый и сложный период не только для самой Церкви, но и для всего русского государства. В официальных изданиях русской церкви вполне ожидаемо говорилось о мудрости. Один из проповедников делает следующий вывод: «Во дни недавней смуты, когда взволновался океан народной жизни, и самому кораблю церковному волны угрожали потоплением, люди малодушные и маловерные осуждали тебя, требовали, чтобы ты развернул хоругвь и повел народ… Куда? Против кого? На междуусобие? Нет, ты был спокоен и в твоем спокойствии обретали покой и другие». Ему вторит другой проповедник: «Нужно было провести корабль Церкви в этой буре и среди этих подводных камней на широкий и безопасный путь. И это сделал умелою и спокойною рукою владыка Антоний».
25 декабря 1898 года он награжден белым клобуком (головной убор) и крестом из драгоценных камней.
С 1898 года - постоянный член Святейшего Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре (головной убор).
9 июня 1900 назначен первенствующим членом Святейшего Синода. 22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета. Скончался Антоний Вадковский 2 ноября 1912.
Погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.
Все митрополиты второй половины XIX века были погребены в особой усыпальнице. Митрополит Антоний завещал похоронить его в очередной могиле на братском кладбище среди иноков лавры. Почивший архипастырь просил похоронить его в простом деревянном гробу и на могиле поставить простой деревянный крест.
В погребении приняли участие большое количество священнослужителей. Такого количества иерархов при отпевании владык, по словам одного из современников, никогда еще не было.
5 ноября 2012 года в Санкт – Петербурге отмечали 100 - летие после смерти выдающегося человека. "Это один из самых выдающихся архиереев Русской Церкви… - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.
Да, мы не должны забывать прошлого, людей, которые жили, необходимо уважать нашу старину, ценить и приумножать культурное достояние. Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, ибо без памяти прошлого нет настоящего и тем более не будет будущего.
Надеюсь, что данная статья будет интересна всем, кто интересуется историей своей малой Родины.
Литература:
Забродина Н.И., Шаракин В.М. Вехи времени: Хронограф земли Спасской. 17-20 вв.-Пенза, 2002.-228 с.
Забродина Н.И. Краеведческие записки. Пенза, 2003.-143 с.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Революция 1917 г. и национальный вопрос
Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..
История развития российской денежной системы с древнейших времен до 1917 года
С древних времен для покупки и продажи товаров использовались различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури, кожаные деньги и пушнина. Изучение отечественной денежной системы дает возможность раскрыть многие пробелы в истории, определить хронологию событий, восстановить данные политики, экономики, культуры..
Рассмотрена история смены правящих династий в России и престолонаследия со времени Ивана IV до 1917 года: от Рюриковичей к Годуновым, от Годуновых к Романовым и Голштейн-Готторпам. Обсуждена законность появления Романовых на русском престоле. .
Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..
Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.
Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..
Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..
Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы
В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .
Глава VIII. Взаимоотношения Чечни с Россией, восточными государствами и кавказскими соседями в XVIII веке // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Основным фактором, воздействовавшим на ситуацию в крае в XVIII столетии, являлось все возрастающее значение России в политической судьбе Чечни, как и всего Кавказа. Известную роль играла также политика Ирана, Османской империи с ее вассалом Крымским ханством и, собственно взаимоотношения кавказских феодальных и государственных образований. Взаимодействие политики трех великих держав и местных образований в регионе и определяли политическую картину на всем Кавказе, в т.ч. и в отношении Чечни. В свою очередь, следует учитывать и тот немаловажный фактор, что в XVIII в. на Северо-Восточном Кавказе завершается процесс национальной консолидации такого крупного народа, как чеченцы, что также вносило изменения в политические процессы на Кавказе..
Навечно в памяти народной (к 112-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина)
Шестьдесят восемь лет прошло с тех трагических дней, когда вся страна с напряжением вслушивалась в тяжелые размеренные слова: «От Советского Информбюро…» - но память о героях Великой Отечественной войны, славных сынах Отечества, тех, чьи имена вписаны в Книгу бессмертия, жива в нас, потомках славных победителей. Николай Федорович Ватутин … Это имя дорого для любого человека, живущего на Белгородщине, не менее дорого и значимо, чем имена Суворова и Кутузова. .
Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.