↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Памяти митрополита Антония посвящается…

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Марков Дмитрий

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно». Слова великого поэта, как никогда, актуальны.

Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии.

Митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), уроженец Спасского уезда, родился в 1846 году в бедной семье приходского священника Тамбовской губернии. Примечателен тот факт, что в детстве, когда его отца, бедного провинциального священника, посетил правящий архиерей епископ Феофан Затворник, он сугубо благословил именно младенца Александра, и это стало в семье знамением, что его ожидает особая судьба.

Александру легко давалось учение. В 1860 году Александр закончил Тамбовское Духовное училище и поступил в Тамбовскую Духовную Семинарию.  

В 1866 году, будучи 20 лет от роду, Александр поступил в Казанскую Духовную Академию. Семья его была бедна, его приняли казенным стипендиатом. Учился он весьма успешно и в 1870 году, заканчивая Академию, защитил диссертацию магистра.

В 1871 году он остался доцентом на этой кафедре. Одновременно Александр работает не только как преподаватель, но и как ученый, и как редактор солидного журнала «Православный собеседник». Начался его путь академического профессора.

В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской. Брак этот был уникален. Молодой 28-летний доцент взял на себя тяжелый крест — его жена была тяжело больна туберкулезом, и он знал, что она обречена на смерть. Прожили они счастливо в браке 7 лет. После смерти жены Александр Васильевич воспитывал двух детей, вел преподавательскую деятельность, но его постигло еще одно страшное испытание. Однажды вечером к нему пришел сотрудник журнала   «Православный   собеседник». Они беседовали о журнальных делах, журналист тот был очень грустный, сказал, что у него дома дети болеют дифтеритом. Он ушел, а через несколько дней оба ребенка Александра Васильевича Вадковского заболели дифтеритом, и один за другим умерли. Это случилось в 1882 году. Ему было всего лишь 36 лет, он уже вдовец и человек, потерявший детей. Александр Вадковский для себя сделал выбор очень определенный — он решил принять монашеский постриг.

4 марта 1883 года его постригли с именем Антония Печерского в память об очень уважаемом им Казанском архиерее Антонии (Амфитеатрове). Он остался преподавателем. И 6 марта отец Антоний уже иеромонах.

14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был возведен в архимандриты и стал настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, но продолжал оставаться профессором Духовной Академии.  В 1884 году отец Антоний стал инспектором Казанской Духовной Академии,  3 мая 1887 года был поставлен в епископы Выборгские и назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии,

Через 5 лет, в 1892 году, он получил свою первую кафедру — стал архиепископом Финляндским. За короткий промежуток пребывания его на кафедре число приходов в Финляндии возросло с 23 до 37 , было создано два журнала на русском и на финском языках, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык. Антоний создал первый женский монастырь в Финляндии, успешно создавались церковно-приходские школы (Было создано 70 школ на 37 приходов), начался процесс постепенного обращения финнов в Православие.

В 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории. 
А 14 мая 1896 награжден панагией (это небольшая икона с изображением Богоматери, которая носится епископами на груди), украшенной драгоценными камнями.

В 1897 году состоялся исторический визит архиепископа Антония в Англию. Приглашение было по случаю шестидесятилетия королевы Виктории. Его личность произвела очень благоприятное впечатление, архиепископ Антоний получил докторские степени Кембриджского и Оксфордского университетов, самых главных университетов в Англии.
25 декабря 1898 года Антоний возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 

Покои владыки были открыты для любого, кто в чем-то нуждался. Он отменил парадные выезды и роскошные архиерейские трапезы. Приезжая на приходы, он не только давал верующим пастырский совет, но и оказывал материальную помощь. Размеры его благотворительности были колоссальными. Все свое жалование он отдавал нуждающимся. Размеры состояния, оставленные первенствующим митрополитом после смерти, поражают — всего семь рублей медью. Он был открыт и доступен всем — от высокопоставленного священника до простого прихожанина. Во всех жизненных ситуациях владыка оставался прежде всего человеком, а уже потом — профессором, величественным священником. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души.

Известна одна, чрезвычайно показательная, история. По делу о заговоре с целью покушения на Александра III, где проходил Александр Ульянов, проходил и один из студентов Духовной Академии Новорусский (у него хранился динамит). Его приговорили не к смертной казни, а к длительному сроку заключения в Шлиссельбургской крепости. Митрополит Антоний знал его еще по Академии, он посетил его в крепости и, побеседовав с ним, пришел к выводу, что он раскаялся, и тогда владыка Антоний обратился к Императору с просьбой о помиловании Новорусского. Просьба эта была удовлетворена. Новорусский, освобожденный  из крепости,   приехал  в  Петербург, провел несколько дней в покоях митрополита Антония, а потом отправился в Выборг и жил жизнью мирного обывателя, никаких предосудительных действий он уже не совершал.

Одновременно митрополит Антоний осуществлял очень большую деятельность в сфере социальной благотворительности. Он являлся председателем совета Императорского человеколюбивого общества, председателем Попечительства Марии Александровны о слепых, участвовал в деятельности созданного под покровительством императрицы Александры Феодоровны Братства во имя Царицы Небесной. Нужно сказать, что эта благотворительная деятельность митрополита Антония была колоссальных масштабов. В частности он пожертвовал книги нашей Спасской публичной библиотеке через своего брата – врача Спасской земской больницы Я.В.Вадковского.

Приведу пример из доклада «Как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестнике Святейшего Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., № 5-6, стр. 15: ) слова митрополита Вениамина, председателя Святейшего Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 г.

«Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным».

Ему довелось стоять у кормила Русской Православной Церкви в очень тяжелый и сложный период не только для самой Церкви, но и для всего русского государства. В официальных изданиях русской церкви вполне ожидаемо говорилось о мудрости. Один из проповедников делает следующий вывод: «Во дни недавней смуты, когда взволновался океан народной жизни, и самому кораблю церковному волны угрожали потоплением, люди малодушные и маловерные осуждали тебя, требовали, чтобы ты развернул хоругвь и повел народ… Куда? Против кого? На междуусобие? Нет, ты был спокоен и в твоем спокойствии обретали покой и другие». Ему вторит другой проповедник: «Нужно было провести корабль Церкви в этой буре и среди этих подводных камней на широкий и безопасный путь. И это сделал умелою и спокойною рукою владыка Антоний».

25 декабря 1898 года он награжден белым клобуком (головной убор) и крестом из драгоценных камней. 

С 1898 года - постоянный член Святейшего Синода. 
6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре (головной убор). 

9 июня 1900 назначен первенствующим членом Святейшего Синода. 
22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета. 
Скончался Антоний Вадковский 2 ноября 1912.

Погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию. 

Все митрополиты второй половины XIX века были погребены в особой усыпальнице. Митрополит Антоний завещал похоронить его в очередной могиле на братском кладбище среди иноков лавры. Почивший архипастырь просил похоронить его в простом деревянном гробу и на могиле поставить простой деревянный крест.

В погребении приняли участие большое количество священнослужителей. Такого количества иерархов при отпевании владык, по словам одного из современников, никогда еще не было.

5 ноября 2012 года в Санкт – Петербурге отмечали 100 - летие после смерти выдающегося человека. "Это один из самых выдающихся архиереев Русской Церкви… - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.

Да, мы не должны забывать прошлого, людей, которые жили, необходимо уважать нашу старину, ценить и приумножать культурное достояние.  Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, ибо без памяти прошлого нет настоящего и тем более не будет будущего.

Надеюсь, что данная статья будет интересна всем, кто интересуется историей своей малой Родины.

 

  

Литература:

  1. Забродина Н.И., Шаракин В.М. Вехи времени: Хронограф земли Спасской. 17-20 вв.-Пенза, 2002.-228 с.

  2. Забродина Н.И. Краеведческие записки. Пенза, 2003.-143 с.

  1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/antoni_vadkov.php

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%EE%ED%E8%E9_(%C2%E0%E4%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9)

  3. http://church.necropol.org/antoniy-vadkovskiy.html

  4. http://ricolor.org/history/ka/period/4/mitrofanov_book/5/

  5. http://www.zubova-poliana.ru/ant-vadkovsky.htm

  6. http://www.telenir.net/istorija/georgii_mitrofanov_istorija_russkoi_pravoslavnoi_cerkvi/p3.php

  7. http://hrampetr.ucoz.ru/publ/svetilniki_pravoslavija/antonij_vadkovskij_1846_1912_mitropolit_sankt_peterburgskij_i_ladozhskij/14-1-0-27


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 16:43:48
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Советская армия накануне войны.

Анализ состояния советской армии накануне войны на основе статистических данных по развитию военно-промышленного комплекса и комплектованию армии.

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Шотландские военные специалисты на русской службе в раннее новое время (XVII – начало XVIII вв.)

Войны Московского государства с западными соседями в XVI веке способствовали знакомству русских военных с европейской воисковой моделью и создавали предпосылки для её заимствования. Во время Смутного времени стало заметно отставание русской армии от европейских по организации и вооружению..

Читать

Она прошла сквозь огонь и воду

Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

Читать

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..

Читать

Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии (февраль – март, 1918 г.)

Одной из героических, но трагичных страниц в истории России стал знаменитый первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии от Ростова-на-Дону до Екатеринодара, который начался 22 февраля 1918 года. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Вещное право в рамках советской государственно-правовой системы

Одной из важнейших проблем современной России является построение стройной государственно-правовой системы. В последние годы наметилась тенденция изменений действующей базы российского права, в частности в июле 2008 года был издан указ президента № 1108 «О совершенствовании гражданского кодекса РФ». Идут изменения и в уголовный кодекс, всё это говорит о внесении изменений в государственно-правовую систему РФ. .

Читать

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter