↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Биктина Рузиля
Научный руководитель: Батыршина Ляйля Нургалиевна

Казань - один из крупнейших экономических, политических, научных, культурных и спортивных центров России, самый крупный город Поволжского экономического района. Казанский кремль, входящий в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и тысячелетняя история делают Казань одним из наиболее посещаемых туристами городов России. Столица Татарстана имеет зарегистрированный бренд «третья столица России» до 2017 года. Неофициально и полуофициально именуется «столицей» российского федерализма и «столицей» всех татар мира. В 2005 году было отпраздновано Тысячелетие Казани, а в 2013 году в Казани пройдет XXVII Всемирная Летняя Универсиада, в 2018 году - Чемпионат мира по футболу.

В 1552 году Казань вошла в состав Российского государства. В ХVII веке в городе наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. В 1708 Казань стала столицей крупной Казанской губернии. С 60-х годов ХVIII века застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку. Всего в Казани к концу XVIII столетия проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья: в 1758 в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 — первые медресе, в 1791 появился постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804Казанского университета — третьего в России — закрепившего за городом статус крупного научного центра. Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появилось газовое (1874) и электрическое (1897) освещение, конка (1875) и электрический трамвай (1899), телеграф (1859) и телефон (1881).

Роль Казани в истории трудно оценить. Это город удивительной судьбы. При всем своем разнообразии Казань – воплощение единства различных культур.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы возрос научный интерес к проблемам социальной истории, история повседневности выделилась в отрасль исторического знания, а история повседневности российского города - в самостоятельное направление современной исторической науки. По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение ... «самого человека, как такового, его жизни, какой она была и какой стала»

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.

В центре внимания истории повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира», комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Именно поэтому изучение истории повседневности становится неотъемлемой частью исследования и так важно для комплексного понимания явления. Рассмотрение истории через детали обыденной жизни людей, их быта дает возможность для создания наиболее целостной и полной картины мира.

Целью данной работы является изучение особенностей повседневной жизни казанцев на рубеже столетий.

Объект исследования – повседневная жизнь Казани на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Предмет исследования – развитие в Казани кинематографического и театрального искусства на рубеже ХIХ-ХХ столетий.

Для наиболее полного раскрытия темы при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести обзор литературных источников, отражающих развитие культурной жизни города в конце ХIХ – начале ХХ веков.

  2. Определить особенности развития театрального и кинематографического искусства в городе.

Для достижения поставленных целей в качестве теоретической и методологической основы данного исследования были использованы труды отечественных авторов, среди которых особое место принадлежит Н.П. Загоскину, автору «Спутника по Казани» 1895 года выпуска.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты проведенного исследования могут быть широко использованы при разработке методических пособий для учащихся художественных и общеобразовательных школ, а также училищ и вузов. Выводы данной работы могут быть использованы при подготовке и чтении общих и специальных курсов, семинарских занятий, при создании очерков и учебных пособий по истории и культурологии.

В работе применены такие методы исследования, как   обработка и анализ научных источников,анализ научной литературы, учебников и пособий по истории и культуре повседневности, а также сравнительный метод.

Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Первая и вторая части содержат по два параграфа.

 

 Казань в конце ХIХ века

  Театры

К первой половине XIX века Казань приобретает черты европейского города. Кварталы в центральной части плотно застроены каменными 2-3 этажными зданиями, городские площади оформлены замкнутым периметром застройки. Дворец казанского губернатора построен в 40-е годы XIX века в так называемом псевдовизантийском стиле, и расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке — обер-комендантский дом.

Культурные достижения Казани в этот период были очень значительными. В период расцвета русский драматический театр вступает в 1803 – 1804 г.г. Это совпадает со временем основания Казанского университета. И хотя это совпадение было случайным, позднее оно оказалось весьма символическим: русский театр Казани, так же, как и университет, нес идеи просвещения. Казанский театр был “первым рядом” русского провинциального театра – сюда стремились почти все актеры широкой театральной провинции”.

После пожара 1842 года в раннее утвержденный план Казани 1836 года были внесены изменения, существенными моментами являлись восстановление въезда в город по Оренбургскому тракту, расширение границ города в районе Суконной слободы, а также объединение границ Старотатарской и Новотатарской слобод. Неточность топографической съемки при выполнении плана 1842 года потребовала внесения изменений, которые были выполнены в 1844 году. В мае 1845 года был утвержден новый план города Казани.

После пожара 1842 года городской театр горел неоднократно: в 1860, 1866, 1874 годах. В 1875 году его расширили почти в 1,5 раза против старого. Это был почти, что самый благоустроенный (после Варшавского и Одесского) провинциальный театр в России.

Казанский театр, несмотря на все трудности, стремился восстановить свой былой авторитет. И он действительно вскоре становится одним из лучших провинциальных театров. Этому способствовали частые гастроли крупных мастеров русской сцены. Со сцены Казанского театра начинается творческая биография ведущих – в будущем – артистов Александринского театра В.Н. Давыдова, К.А. Варламова, М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, М. И. Писарева, П.М. Медведева и др. Пришли в МХАТ В.И. Качалов, в Московский Малый театр – П. Садовский, Г.Таланов, Х.Таланова, А.Стрелкова, М.Решимов, М.Лентовский, А.Ленский.

Строительство в конце XIX века железнодорожной магистрали Москва – Екатеринбург (Свердловск) дает новый импульс экономического подъема города, значительно увеличивается объем инвестиций в секторе строительства промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений. Город быстро увеличивается в размерах за счет присоединения новых слобод и поселков.

В 1884 году утверждается новый план г. Казани, предусматривающий развитие города в юго-восточном направлении.

Численность населения Казани, увеличивается в два раза, с 63 тысяч в 1830 году до 130 тысяч в 1897 году.

В начале XX столетия Казань становится одним из крупнейших и быстро развивающихся городов России и третьим по значимости в общероссийском масштабе образовательным центром. К началу 1890 годов здесь было 101 учебное заведение.

Казань начала XX века – крупный торговый центр, входящий в пятерку самых крупных городов России. Население составляло более 130 тыс. человек. 26 октября 1917 года власть в Казани переходит к Советской Власти. В мае 1920 года образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) со столицей в городе Казань. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века был причинен большой ущерб культовым зданиям. Они были разграблены или уничтожены.

В начале ХХ века театры играли видную роль в жизни города. Об этом красноречиво свидетельствуют количество всевозможных театров и кинотеатров в Казани в этот период и большое разнообразие их репертуаров.

К началу 1914 года в распоряжении казанской публики находились три театра - Городской театр, Новый театр (при Новом клубе) и Театр Миниатюр. В конце 1914 года был сдан в эксплуатацию Большой театр, призванный выполнять двоякую функцию - традиционного театра и кинотеатра. Одновременно посетить его могли до 1040 человек.

Казанский театр к концу ХIХ столетия стал одним из лучших провинциальных театров.

С 1903 года начал свое существование «Гоголевский театр. В 1906 году был построен «Новый театр». В самом конце 1914 года был открыт казанский театр Григория.

Начало ХХ века ознаменовало собой и появление в Казани первых профессиональных национальных театров. Казань была крупным многонациональным городом, и естественно – многие национальности, проживавшие в этом городе, тоже стремились сохранять и развивать свои национальные традиции и культуру. Особым толчком для дальнейшего развития культурных традиций и новаторств послужили полученные народом в результате революции 1905-1907 годов свободы слова, собраний, печати и т.д. На этой волне и состоялось открытие 22 декабря 1906 года в Казани первого профессионального татарского театра. История татарского театра неразрывно связалась с деятельностью известного в Казани Восточного клуба. Этот клуб, со времени своего основания выполнявший своего рода роль “института культуры” для мусульманской общественности Казани, для “Сайяр” превратился в настоящую творческую лабораторию. Вплоть до осени 1914 года, когда в связи с начавшейся первой мировой войной помещение клуба было превращено в госпиталь для раненых и больных воинов, все свои зимние сезоны труппа татарского театра обосновывалась и работала именно в помещении этого клуба. Именно в этих стенах готовились и ставились новые спектакли.

Восточный клуб начал свою деятельность 1 декабря 1907 года. Первоначально он располагался в № 2 гостиницы “Болгар”. Затем переселился в один из домов, расположенных на берегу озера Кабан и принадлежавших Хайрулле Сабитову. Наконец, обосновался на втором этаже дома, принадлежащего Кариму Апанаеву (современный адрес этого дома - улица Татарстан, дом № 8). Клуб занял весьма приличное по тем временам, вместительное помещение: имел зрительный зал на 150 - 160 человек с небольшой сценой, с помещением для игры в лото на 100 человек, библиотекой, где имелась литература на татарском, русском, азербайджанском, тюркских языках, с комнатой для чаепития (буфетной) - все это было удобно и уютно обустроено. Со временем клуб обогатился хорошим оборудованием, мебелью, декорациями, помещение его было несколько расширено - при учете всех сидячих и стоячих мест клуб мог теперь вмещать около 300 - 400 зрителей одновременно. Там проходили спектакли, концерты, лекции, детские новогодние ёлки и балы, вечера танцев.

После февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в Казани был основан первый профессиональный чувашский театр под управлением известного деятеля чувашской культуры, актера и режиссера Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского (1893-1975 г.г.)

После октябрьской революции в Казани возникли русские и татарские рабочие самодеятельные театральные коллективы. Размах театральной самодеятельности после октябрьской революции был необычайно велик. Некоторые их этих кружков дают начало рабочим театрам. Так, в конце 1917 года в Адмиралтейской слободе возник первый в Казани татарский рабочий театр. В состав труппы вошли главным образом рабочие завода.

Таким образом, Казань в конце Х1Х века была крупным и развитым городом, в котором активно развивалась наука и строительство, появилось большое количество новых театров. Культурные достижения Казани в этот период были очень значительными. Этот период стал расцветом русского драматического театра. Русский театр Казани, нёс идеи просвещения.

 

Парки, места отдыха горожан

 

Культурный уклад жизни общества нашего края вплоть до конца XIX века не подразумевал развития развлекательной, массовой, популярной культуры.

Индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура стала появляться, когда возникли новые аспекты взаимоотношений между экономикой, искусствами и культурой в крупных городах XIХ века, связанные с развитием индустриальной эпохи.

В 1880 году в Адмиралтейской слободе Казани, около Петрушкина разъезда, было депо конки. Учредитель конки Густав Тальквист заложил сад для городских увеселений, названный «Тиволи» наподобие итальянских парков. Позже этот сад стал называться Андриевский, а в начале XX века он перешел в собственность купца Г. Дудорова, производителя кваса и кислых щей. И сад стал называться Дудоровский. Это было одно из самых популярнейших мест, куда казанцы ходили на танцы.

В конце 70-х годов инженер Густав Тальквист, организовал по своему почину и на средства спонсоров промышленную выставку предпринимателей региона - с большим успехом. А на 1890 год пришлось самое заметное выставочное событие предреволюционной жизни города - всероссийская научно-промышленная выставка.

 

Центром городских увеселений был платный Панаевский сад - «Панаевка», принадлежал г-ну Панаеву. В саду размещались закрытый театр на 755 зрителей, открытый театр с эстрадой и «раковиной» для оркестра, летние клубы – купеческий и шахматный, ресторан, множество киосков с мороженым и прохладительными напитками. В зимнее время заливали каток. Театр известен тем, что здесь начинал свою певческую карьеру Федор Шаляпин.

Уже в наше время старый цирк сгорел, и вместо него был выстроен новый – на Ярмарочной площади. Его здание в виде летающей тарелки было построено в 1967 году по проекту архитектора Г.Пичуева. Амфитеатр зрительного зала рассчитан на 2400 мест.

В Казани в течение мясопустной (масленица) ипасхальной недели происходили народные гулянья на Николаевской площади, где устраивались балаганы, карусели, качели и т.п. незатейливые увеселения для народа. Не обошли стороной Казань и традиции, согласно которым пасхальное крашеное яйцо означало новую жизнь, возрождение.

«Особенность казанской масленицы составляет огромный прилив на эту неделю в город из окрестных сел и деревень парных татар-катальщиков («татар», как сокращенно называют их здесь); в продолжение всей масленицы улицы города бывают буквально переполнены украшенными на спинках коврами рогожными санями этих «татар», с незатейливыми ленточками и бантиками в гривах и хвостах их большею частью заморенных лошадок. Катанье на этих «татарах» составляет одно из стариннейших и излюбленнейших масленичных увеселений казанцев» - пишет в своем «Спутнике» Загоскин.

Весенним народным гуляньем казанцев являлась так называемая биржа, или весенняя ярмарка, ежегодно устраиваемая в мае месяце в особых деревянных рядах, расположенных под кремлем, близ устья Булака. «В значительной степени утратив свое прежнее промышленно-экономическое значение, казанская «весенняя биржа» в настоящее время сохраняет для огромного большинства обывателей почти исключительный характер места гулянья, фланерства: для представителя как высшего и среднего обществ г. Казани, так и для простолюдина побывать весною «на бирже», купить себе здесь что-нибудь, начиная от грошовой «свистульки», фунта подсолнухов или жмачков и кончая гарднеровским сервизом или дорогими безделушками из уральских минералов, — составляет необходимый атрибут весны» - сообщает автор «Спутника по Казани». На время ярмарки на прилегающей к ней площади устраивались балаганы, качели, появлялись раешники, а иногда играла военная музыка.

Впрочем, еще до вскрытия своего Волга уже начинает привлекать интерес к себе казанцев: благодаря волжской линии конки, с ранней весны начинаются поездки казанцев на устье р. Волги, где «в ожидании ледохода образуются обширные гулянья, на время которых широко раскрывают свои гостеприимные двери приволжские трактиры, появляются торговцы апельсинами и другими сластями и даже мороженщики, и по праздничным дням вагоны конки не успевают перевозить сюда всех желающих воочию убедиться в совершающемся пробуждении Волги-матушки»...

Первые летние праздники — св. Троица и Духов день и соединяемые с ним Троицкие гулянья — всегда отличались в Казани традиционно разгульным характером.

Традиционным в Казани был праздник Семика, «справляемый обыкновенно в подгородных селениях (Аметево, Борисково и др.), с неизбежными хороводами, заплетанием березок и т.п. атрибутами этого древнего русского празднества, привлекающими туда немало и городских обывателей».

Утверждают, что праздник «сабан» началом своим восходит еще к языческой эпохе булгаро-татарской культуры, почему он и не пользуется симпатиями мусульманского духовенства. Праздник «Сабан», или более привычный для нас «Сабан-Туй», — праздник символический, совпадающий со временем наступления полевых работ («сабан» по-русски — плуг, соха); он справляется иногда раньше, иногда позже — смотря по погоде и другим обстоятельствам, — но всегда в промежуток времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю, от пятницы до пятницы.

Празднование Сабана носит в идее своей двойственный характер. С одной стороны — он является мирным земледельческим праздником, но с другой стороны — он носит и отпечаток праздника героического, подобный отпечатку классических олимпийских игр: борьба, конные ристалища, бега, состязания в силе и ловкости играют здесь главную, чтобы не сказать исключительную, роль. «Указание па праздник Сабана сохранилось до нас, кажется, еще от татарской эпохи истории Казани. И. действительно, в старину празднования его всегда происходили на Арском Поле, которое в то время, начинаясь от нынешних Николаевской и Театральной площадей, носило характер "большого луга", давая широкий простор для конных ристалищ и других атлетических состязаний. Долгое время оставалось Арское Поле местом празднования Сабана и в русской Казани, и только с той поры (с конца прошедшего века приблизительно), когда Арское Поле стало застраиваться и приобретать значение русского гульбища, татары вынуждены были искать другое место для отправления своего древнего праздника, каковое и было найдено ими верстах в 4 oт города, за Ново-Татарскою слободою, где Сабан ежегодно справляется и до наших дней» пишет профессор Загоскин.

Для туриста, пребывание которого в Казани совпадает с празднованием татарского Сабана, посещение этого последнего представит несомненный бытовой интерес».

Таким образом, главным источником информации о парках, развлечениях и народных гуляниях по праву может называться «Спутник по Казани». Знаменитая Русская Швейцария, Черное озеро или бесплатный для посещения Панаевский сад – неотъемлемая часть культурного портрета нашего города на рубеже Х1Х-ХХ столетий.

 

Казань в начале ХХ века

Первые кинотеатры в Казани

Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ века и почти не отличались от залов для собраний или концертов. Впрочем, слово «почти» не совсем точно: у каждого кинотеатра был зрительный зал со светоотражающим экраном, аппаратная, где размещался кинопроекционный аппарат, а также место для музыкального оркестра, под звуки которого на экране разворачивалось действие. Первое упоминание о публичном просмотре кинолент в Казани датируется июлем 1906 года. Первый постоянный кинотеатр заработал в сентябре 1907 года. К 1915 году количество кинотеатров в Казани достигло своего максимума за всю историю — 15 кинотеатров. Кинозалы стали открываться в специально спроектированных для этого зданиях. После революции их число стало уменьшаться.

На первоначальном этапе развития кинематографа под кинотеатры, как правило, приспосабливали несколько перестроенные жилые помещения. Так было в столичных городах России, так было и в Казани.
В 1908 году на имя казанского губернатора М. В. Стрижевского1 стали поступать прошения об открытии театров-кинематографов.

Первое такое прошение подала 11 марта 1908 года вдова надворного советника М. А. Котелова, решившая открыть кинотеатр под названием «ХХ век» на Рыбнорядской улице. Вслед за ней о том же ходатайствовал К. Г. Ишуков, желавший «открыть театр-кинематограф в доме Мухаметгалея Баширова», находившемся на Устьинской пристани г. Казани. Третье прошение поступило от коллежского советника М. Н. Аристова, который решил открыть электротеатр «Феникс» на Николаевской площади в доме Чукашева (бывший дом Юшкова).

На все три заявления строительное отделение Казанского губернского правления 7 апреля 1908 года сообщало казанскому полицмейстеру, что «с технической стороны не имеется препятствий к открытию театров-кинематографов». Так появились три первых кинотеатра города.
Несколько позже к числу владельцев кинотеатров присоединился казанский купец С. К. Степанов. Ему принадлежали дом «синематографа для публики» на Московской улице и кинотеатр «Буфф» на Воскресенской. Оба размещались в помещениях первых этажей жилых домов.
Вятский мещанин Г. А. Розенберг основал свой кинотеатр в арендуемом помещении городского пассажа. Отсюда и название синематографа — «Пассаж».

Провизор Ю. Ф. Гренинг открыл кинематограф в доме Красниковой на Большой Проломной улице. Неподалеку, на углу Большой Проломной и Поперечно-Воскресенской улиц, на первом этаже собственного дома, «приспособленном для демонстрации картин» устроил кинематограф «Урания» С. В. Соломин2. Решила не отставать от него О. Н. Веселицкая, хлопотавшая об открытии кинематографа в доме Стадлер на той же Проломной. Свое детище она вначале назвала в новорусском стиле «Иван», затем переименовала в «Общедоступный театр».

Очевидно, что организаторы синематографов стремились к тому, чтобы их зрелищные заведения располагались на бойких местах. Одним из таких мест были казанские пристани. Именно здесь открыли кинематографы купцы И. А. Сметанин и Н. Кузьмин. Зрительные залы были устроены прямо в зданиях принадлежащих им гостиниц.

Умножить доходы при помощи новинки культурной жизни попытался и казанский мещанин В. Г. Распопов, получивший разрешение на «демонстрирование кинематографа» в помещении, которое находилось в нижней части сада «Черное озеро». Свой путь выбрал владелец фотографии «Рембрандт» (ул. Воскресенская) А. Х. Зимсон: он решил совместить фотографическое искусство и кинематограф в принадлежавшем ему фотозаведении. Мещанин Н. Л. Перельштейн исхлопотал бумагу на устройство кинематографа на втором этаже собственного ресторана на Сенной площади. Наверное, не без оснований рассчитывали на дополнительный приток посетителей казанские мещане С. В. Владимирова и И. А. Ашаев, получившие разрешение показывать кинокартины в трактире и ресторанесоответственно. Оба заведения находились на Сенной площади.
Конкуренция между владельцами кинематографов была достаточно острой. Вот что писал 27 октября 1908 года в своем прошении на имя губернатора казанский мещанин С. Г. Калмыков: «В доме Плотникова на углу Университетской и Б. Проломной улицах я содержу трактирное заведение более 10 лет и в настоящее время несу громадные убытки от того, что публика, посещавшая мое заведение, большей частью посещает трактирные заведения, как, например, Макашина и Захарова, так как в означенных заведениях имеются кинематографы, что, конечно, и привлекает более публику». Увлекающему посетителей примеру следовали многие. Так, разрешение на устройство кинематографа в своем трактирном заведении на Георгиевской улице получил казанский мещанин С. Н. Садовников, на Рыбнорядской улице — мещанин А. С. Коноплев.

С 1908 года стационарные кинотеатры прочно вошли в жизнь казанцев. С марта по декабрь 1908 года в Казани было открыто восемь театров-кинематографов, и около двух десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин. Большая часть киноустановок находилась в центре Казани, меньшая (четыре) — на дальнем и ближнем Устье и еще одна — в Адмиралтейской слободе. Кроме того, сеансы кинематографа устраивались в новом летнем театре Купеческого собрания в садах «Эрмитаж», «Аркадия», «Русская Швейцария» и Панаевском саду.

В 1909 году стали меняться владельцы кинотеатров и как следствие — их названия. Так, кинотеатр «Общедоступный» становится «Олимпом» (в советское время это был второй по значимости кинотеатр города), театр «Фурор» на Московской улице получил новое название «Свет».
Пополнение казанские кинотеатры получили в 1911 году. Тогда открыли свои двери синематографы «Эдисон» (Воскресенская ул.), «Яр» (2-я Проломная ул.) и электротеатр в Ягодной слободе. Количество синематографов в Казани достигло девяти.

В последующие два года число казанских кинотеатров росло медленно. В 1912 году разрешение на открытие театра в Адмиралтейской слободе получил лишь Н. П. Ярцев.

Автор: Биктина Рузиля
Раздел: История России
Дата публикации: 08.04.2015 08:47:57

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Малый Сатурн

Во всех селениях на юге Воронежской области – от Осетровки до Кантемировки, от Новой Калитвы до Богучара, торжественно отмечают свой местный день Победы. Отсчёт ему начинается с декабря 1942 года. Тогда-то на тихом зимнем Дону ударила гроза - военная. Советская Армия в продолжение уже гремевшей на Волге Сталинградской битвы перешла в наступление в районе среднего течения Дона. В историю Великой Отечественной войны эта боевая операция занесена названиями «Сатурн» и "Малый Сатурн"..

Читать

Наши деды ковали победу

22 июня - 9 мая, две точки на оси русской истории, они существуют одновременно, между которыми прошли 4 года. Это потом, для истории - памятные даты. Для русского солдата – просто война. Страшная и незабываемая..

Читать

Зоя Космодемьянская - подвиг, шагнувшая в вечность.

29 ноября 1941 года затерялось среди многих и многих дат боев, побед и поражений. Современная молодежь вряд ли помнит имя той, чьим подвигом озарен этот день. Да и не каждый взрослый сможет сегодня рассказать о трагедии, подарившей страшную известность..

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

Исторические и культурные памятники родного города

В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter