– Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их?
– О, в самом деле! Как это было возможно?
– Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!
Пояснения:
Герман Геринг - рейхсминистр авиации, рейхсмаршал Великогерманского рейха. Его называли вторым человеком в НСДАП, после Гитлера.У него был огромный гардероб, чрезмерно заботился о своей внешности.
Йозеф Геббельс -министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха
Ялмар Шахт - президент Рейхсбанка (1933-1939 гг.), рейхсминистр экономики (1936-1937 гг.), рейхсминистр без портфеля (1937-1942 гг.). Его называли "финансовым чародеем". Успешно манипулировал финансами Третьего рейха (например, с целью финансирования вооружения были выпущены векселя МЕФО)
Анекдоты, шутки, карикатуры - всё это является специфической частью культуры. В юморе отражается не столько реальность, сколько восприятие людьми этой реальности. Причём в юморе отражается восприятие не всей действительности, а только тех событий, личностей, которые оставляют сильный эмоциональный отклик у человека.
О шутках в нацистской Германии периодически рассказывают различные СМИ. Однако часто приводится ограниченное количество шуток , вероятно, выбирают самые смешные. Поэтому для тех, кто хочет изучить данную тему подробнее хотелось бы порекомендовать книгу о подпольном юморе в нацистской Германии: "Hillenbrand F. K.M. Underground Humour in Nazi Germany, 1933-1945. New York, 1995."
В этой книге автор не просто собрал политические шутки, анекдоты и карикатуры Третьего Рейха, но и систематизировал их по темам, периодам и личностям, а также снабдил комментариями для лучшего понимания текста. Он считает, что юмор в нацистской Германии был одной из форм сопротивления. Не все исследователи с ним согласны. На мой взгляд можно согласиться с этим выводом лишь отчасти. Многие шутки отражают восприятие текущей ситуации в сознании немецкого населения.
Например, в середине 1930-х гг. не все считали А. Гитлера безусловным правителем Третьего Рейха:
Шутники в Берлине говорили: «Германия принадлежит Гитлеру, а Гитлер доктору Шахту»
Книга на английском языке, хотя большую часть шуток можно понять используя обычный переводчик. Она есть в свободном доступе в интернете, поэтому если кого заинтересует данная тема, сможет легко найти её.
Лично мне многие шутки показались не смешными, иногда даже чувствовалось отчаяние, чувство беспомощности. Возможно это специфика немецкого юмора, особенности исторического периода.
В книге много было шуток о А. Гитлере и его окружении. Так, например, немцы шутили о любимой позе Гитлера, когда он стоял на помосте и рассматривал марширующие мимо подразделения нацистов или солдат: сцепив руки чуть ниже пояса. Это придавало правдоподобие различным слухам о его необычной личной жизни:
- Почему Гитлер всегда держит руки на животе чуть ниже пояса?
- Потому что он хочет защитить последнего безработного.
А возможно дело в том, что трудно найти что-то смешное в Третьем Рейхе. Но ценность данной книги не в юморе, а в возможности посмотреть как немецкое население воспринимало те или иные события, что думало о Гитлере и его ближайших соратниках, о войне.
Например, анекдот о воздушных налетах на немецкие города.
Ситуация в бункере (погребе). Есть три категории людей:
1. Те, кто говорит: "Добрый вечер" - они еще не ложились спать;
2. Те, кто говорят: "Доброе утро" - они хорошо выспались;
3. Те, кто говорят: "Хайль Гитлер!" - ... они еще не проснулись.
В целом о войне:
Нацистский Блокляйтер произносит ободряющую речь перед членами семьи, собравшимися в подвале-бомбоубежище:
- "Где бы мы были, если бы у нас не было фюрера?"
- Отвечает голос из глубины подвала, - "в наших постелях".
Юмор - это защитная реакция. В Третьем Рейхе юмор служил, отчасти одной из форм пассивного сопротивления. Однако это говорит не о том, что все немцы были против текущей политики, а о том, что была часть населения, которая была критически воспринимала реальность, не одобряла внутреннюю и внешнюю политику.