Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных образовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки. Заранее разрабатывалась программа этого мероприятия. Дети участвовали в его подготовке. Накануне оформлялось место проведения праздника. Так, в 1904 г. в Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской губернии в зале, где проходила елка, была поставлена эстрада, задрапированная еловыми ветвями. Установленная елка освещалась «пороховыми нитками» [1]. В программу рождественского праздника входило чтение стихотворений, басен, хоровое пение, постановка музыкальных пьес и т. д. Церковно-школьное управление настаивало на том, чтобы праздник был «отзвуком церковного торжества в память Рождества Христова». В конце праздника дети, как и в современных школах, получали гостинцы. Чаще всего это были «сласти». Учащимся учительских церковных школ вручались более практичные подарки (камертоны, микроскопы, подзорные трубки, карандаши, чернильницы и ручки и др.).
Елки устраивались на средства попечителей, учителей, заведующих школами, родителей и другие частные пожертвования. На рождественском празднике присутствовали родители, учителя, в том числе и соседних школ, окрестное духовенство, члены церковно-школьного управления, местное население. Елки оставляли «массу отрадных воспоминаний на долгое время».
Рождественский праздник был самым любимым у детей. В военное время дети даже отказывались от него. Известно, что в 1905 г. ученики Абакумовской церковной школы Покровского уезда Владимирской губернии вместо елки произвели сбор "разными вещами" в пользу раненых воинов. В число «разных вещей» входило: 1 пачка колотого сахара, 40 кусков мыла, 7 фунтов табаку, 5000 спиц, 46 кисетов, 8 сорочек, 6 кальсон, 2 нагрудника, 8 полотенец, 8 пар шерстяных носков, 22 платка и 14 портянок [2].
Традиционным праздничным днем в православных школах был день памяти святых Кирилла и Мефодия. Во всех духовно-учебных заведениях в этот день ученики освобождались от занятий. 11 мая в церквях проводились литургии и молебны в честь святых Мефодия и Кирилла, причём учащиеся во время богослужений принимали участие в чтении и пении. После обеда проводились торжественные собрания, где ученики читали о великих подвигах Мефодия и Кирилла. Школьные помещения, где проходили торжества окончания учебного года, украшались флагами, зеленью, искусственными цветами, лентами. Портреты императора и императрицы обрамлялись гирляндами, венками из полевых, древесных цветов. В церковных школах 11 мая стало также днем выдачи свидетельств и наград для окончивших курс обучения. Наградами служили картины и книги духовно-нравственного содержания.
Учащиеся церковных школ принимали участие в государственных праздниках: воспоминание о войне 1812 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля), 300-летие Дома Романовых. Программа мероприятий была традиционна: богослужение в храмах и акты в школах. На школьном торжестве проходили чтения «относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами». В школах, где был хор, исполнялся народный гимн «Славься, славься ...» и другие песнопения. Эти торжественные воспоминания являлись воспитательным средством «воздействия на умы и сердца учащихся».
Общим для всех церковных школ Российской империи было празднование 25-летия существования школ духовного ведомства в 1909 г.[3, c. 143]
В православных учреждениях отмечали и местные храмовые праздники. В этот день после Божественной литургии служили молебен, на котором присутствовали все учителя и учащиеся школы. В первый день праздника, после обеда, все учащиеся собирались в школу на назидательные чтения, проводимые учителем, на них пелись церковные гимны и песнопения, после чего в тех школах, где это было возможным, детям раздавались гостинцы или книжки. На второй день праздника учащиеся освобождались от занятий до обеда, а после обеда проводились пения и чтения, потом проводились игры на открытом воздухе под руководством учителя [4, с. 130-133].
Традиции праздневств в церковных школах дореволюционной России, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, основаны были на принципе «преданности Православной церкви и престолу». Они являлись по сути частью воспитательного процесса, считавшегося главным в содержании образования школ ведомства православного исповедания, направленного на укрепление идеи самодержавия, особо пошатнувшейся в начале XX вв. После закрытия учебных заведений духовного ведомства школьные традиции не исчезли бесследно, часть из них, спустя десятилетия, претерпев некоторую трансформацию, возродились вновь.
Литература
Владимирские епархиальные ведомости. - 1904. - 3 №.- С. 139.
Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России.XIX-начало XX вв. ( на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.
Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания. / Сост. Д.И. Тихомиров. - СПб., 1903.
Раздел: История России Дата публикации: 14.01.2014 20:23:53
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
История появления кукол на кубанской земле
Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..
Глава VIII. Взаимоотношения Чечни с Россией, восточными государствами и кавказскими соседями в XVIII веке // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Основным фактором, воздействовавшим на ситуацию в крае в XVIII столетии, являлось все возрастающее значение России в политической судьбе Чечни, как и всего Кавказа. Известную роль играла также политика Ирана, Османской империи с ее вассалом Крымским ханством и, собственно взаимоотношения кавказских феодальных и государственных образований. Взаимодействие политики трех великих держав и местных образований в регионе и определяли политическую картину на всем Кавказе, в т.ч. и в отношении Чечни. В свою очередь, следует учитывать и тот немаловажный фактор, что в XVIII в. на Северо-Восточном Кавказе завершается процесс национальной консолидации такого крупного народа, как чеченцы, что также вносило изменения в политические процессы на Кавказе..
Церковная и частная благотворительность в России XVII веке
Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..
Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.
В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..
Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .
Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В данной монографии автор, опираясь на достижения отечественной историографии, выходит на изучение Чечни и ее народа как целостного субъекта истории развивающегося в определенном естественно-географическом пространстве и этническом континууме. .
Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .
У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .