↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Красницкая Т.А., Шмелёва О.Е.
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Частью воспитательного процесса в церковных школах  в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных образовательных учреждениях духовного ведомства  были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки. Заранее разрабатывалась программа этого мероприятия. Дети участвовали в его подготовке. Накануне оформлялось место проведения праздника. Так, в 1904 г. в Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской губернии в зале, где проходила елка, была поставлена эстрада, задрапированная еловыми ветвями. Установленная елка освещалась «пороховыми нитками» [1]. В программу рождественского праздника входило чтение стихотворений, басен, хоровое пение, постановка музыкальных пьес и т. д. Церковно-школьное управление настаивало на том, чтобы праздник был «отзвуком церковного торжества в память Рождества Христова». В конце праздника дети, как и в современных школах, получали гостинцы. Чаще всего это были «сласти». Учащимся учительских церковных школ вручались более практичные подарки (камертоны, микроскопы, подзорные трубки, карандаши, чернильницы и ручки и др.).

Елки устраивались на средства попечителей, учителей, заведующих школами, родителей и другие частные пожертвования. На рождественском празднике присутствовали родители, учителя, в том числе и соседних школ, окрестное духовенство, члены церковно-школьного управления, местное население. Елки оставляли «массу отрадных воспоминаний на долгое время».

Рождественский праздник был самым любимым у детей. В военное время дети даже отказывались от него. Известно, что в 1905 г. ученики Абакумовской церковной школы Покровского уезда Владимирской губернии вместо елки произвели сбор "разными вещами" в пользу раненых воинов. В число «разных вещей» входило: 1 пачка колотого сахара, 40 кусков мыла, 7 фунтов табаку, 5000 спиц, 46 кисетов, 8
сорочек, 6 кальсон, 2 нагрудника, 8 полотенец, 8 пар шерстяных носков, 22 платка и 14 портянок [2].

Традиционным праздничным днем в православных школах был  день памяти святых Кирилла и Мефодия. Во всех духовно-учебных заведениях в этот день ученики освобождались от занятий. 11 мая в церквях проводились литургии и молебны в честь святых Мефодия и Кирилла, причём учащиеся во время богослужений принимали участие в чтении и пении. После обеда проводились торжественные собрания, где ученики читали  о великих подвигах Мефодия и Кирилла. Школьные помещения, где проходили торжества окончания учебного года, украшались флагами, зеленью, искусственными цветами, лентами. Портреты императора и императрицы обрамлялись гирляндами, венками из полевых, древесных цветов. В церковных школах 11 мая стало также днем выдачи свидетельств и наград для окончивших курс обучения. Наградами служили картины и книги духовно-нравственного содержания.

Учащиеся церковных школ принимали участие в государственных праздниках: воспоминание о войне 1812 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля), 300-летие  Дома Романовых. Программа мероприятий была традиционна: богослужение в храмах и акты в школах. На школьном торжестве проходили чтения «относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами». В школах, где был хор, исполнялся народный гимн «Славься, славься ...» и другие песнопения. Эти торжественные воспоминания являлись воспитательным средством «воздействия на умы и сердца учащихся».

Общим для всех церковных школ Российской империи было празднование 25-летия существования школ духовного ведомства в 1909 г.[3, c. 143]

В православных учреждениях отмечали и местные храмовые праздники. В этот день после Божественной литургии служили молебен, на котором присутствовали все учителя и учащиеся школы. В первый день  праздника, после обеда, все учащиеся собирались в школу на назидательные чтения, проводимые учителем, на них пелись церковные гимны и песнопения, после чего в тех школах, где это было возможным, детям раздавались гостинцы или книжки. На второй день праздника учащиеся освобождались от занятий до обеда, а после обеда проводились пения и чтения, потом проводились игры на открытом воздухе под руководством учителя [4, с. 130-133].

Традиции праздневств в церковных школах дореволюционной России, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, основаны были на принципе «преданности Православной церкви и престолу». Они являлись по сути частью воспитательного процесса, считавшегося главным в содержании образования школ ведомства православного исповедания, направленного на укрепление идеи самодержавия, особо пошатнувшейся в начале XX вв. После закрытия учебных заведений духовного ведомства школьные традиции не исчезли бесследно, часть из них, спустя десятилетия, претерпев некоторую трансформацию, возродились вновь.

Литература

  1. Владимирские епархиальные ведомости. - 1904. - 3 №.- С. 139.
  2. Владимирские епархиальные ведомости. - 1905 . - № 3. - С. 98.
  3. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России.XIX-начало XX вв. ( на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.
  4. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания. / Сост. Д.И. Тихомиров. - СПб., 1903.

Раздел: История России
Дата публикации: 14.01.2014 20:23:53
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Жилищный вопрос в СССР

После Великой Отечественной войны жилищный вопрос в нашей стране сильно обострился. Еще при И.В. Сталине начали разрабатываться проекты решения жилищного вопроса с помощью строительства многоэтажных домов..

Читать

Листая семейный архив…

Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .

Читать

Наши люди

В истории каждой семьи отражается история нашей страны, области: Великая Отечественная война, подъем целины, годы перестройки, репрессии и т.д. А хотелось бы мне начать с небольшой предыстории. Мой прадедушка, Плотников Михаил Григорьевич, родился ещё в Западно-Сибирском крае. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. До конца дней он сохранил ясный ум и хорошую память. Был интересным человеком и удивительным рассказчиком, писал стихи..

Читать

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

Милый сердцу Нижнеудинск

XVII век - период интенсивного освоения Сибири. Именно в это время снаряжаются морские и сухопутные экспедиции. Путь последних лежит по непроходимым дебрям тайги, по рекам. Что двигало желанием землепроходцев? Рассказы о том, что за Уралом несметные богатства и удивительные люди..

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

От древней Руси к единой России.

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .

Читать

Войну я просто ненавижу

Войну я просто ненавижу. Война это страшное, что может быть в жизни мирных людей. .

Читать

Воспоминания ветерана войны

Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .

Читать

Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»

В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter