↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Красницкая Т.А., Шмелёва О.Е.
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Частью воспитательного процесса в церковных школах  в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных образовательных учреждениях духовного ведомства  были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки. Заранее разрабатывалась программа этого мероприятия. Дети участвовали в его подготовке. Накануне оформлялось место проведения праздника. Так, в 1904 г. в Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской губернии в зале, где проходила елка, была поставлена эстрада, задрапированная еловыми ветвями. Установленная елка освещалась «пороховыми нитками» [1]. В программу рождественского праздника входило чтение стихотворений, басен, хоровое пение, постановка музыкальных пьес и т. д. Церковно-школьное управление настаивало на том, чтобы праздник был «отзвуком церковного торжества в память Рождества Христова». В конце праздника дети, как и в современных школах, получали гостинцы. Чаще всего это были «сласти». Учащимся учительских церковных школ вручались более практичные подарки (камертоны, микроскопы, подзорные трубки, карандаши, чернильницы и ручки и др.).

Елки устраивались на средства попечителей, учителей, заведующих школами, родителей и другие частные пожертвования. На рождественском празднике присутствовали родители, учителя, в том числе и соседних школ, окрестное духовенство, члены церковно-школьного управления, местное население. Елки оставляли «массу отрадных воспоминаний на долгое время».

Рождественский праздник был самым любимым у детей. В военное время дети даже отказывались от него. Известно, что в 1905 г. ученики Абакумовской церковной школы Покровского уезда Владимирской губернии вместо елки произвели сбор "разными вещами" в пользу раненых воинов. В число «разных вещей» входило: 1 пачка колотого сахара, 40 кусков мыла, 7 фунтов табаку, 5000 спиц, 46 кисетов, 8
сорочек, 6 кальсон, 2 нагрудника, 8 полотенец, 8 пар шерстяных носков, 22 платка и 14 портянок [2].

Традиционным праздничным днем в православных школах был  день памяти святых Кирилла и Мефодия. Во всех духовно-учебных заведениях в этот день ученики освобождались от занятий. 11 мая в церквях проводились литургии и молебны в честь святых Мефодия и Кирилла, причём учащиеся во время богослужений принимали участие в чтении и пении. После обеда проводились торжественные собрания, где ученики читали  о великих подвигах Мефодия и Кирилла. Школьные помещения, где проходили торжества окончания учебного года, украшались флагами, зеленью, искусственными цветами, лентами. Портреты императора и императрицы обрамлялись гирляндами, венками из полевых, древесных цветов. В церковных школах 11 мая стало также днем выдачи свидетельств и наград для окончивших курс обучения. Наградами служили картины и книги духовно-нравственного содержания.

Учащиеся церковных школ принимали участие в государственных праздниках: воспоминание о войне 1812 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля), 300-летие  Дома Романовых. Программа мероприятий была традиционна: богослужение в храмах и акты в школах. На школьном торжестве проходили чтения «относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами». В школах, где был хор, исполнялся народный гимн «Славься, славься ...» и другие песнопения. Эти торжественные воспоминания являлись воспитательным средством «воздействия на умы и сердца учащихся».

Общим для всех церковных школ Российской империи было празднование 25-летия существования школ духовного ведомства в 1909 г.[3, c. 143]

В православных учреждениях отмечали и местные храмовые праздники. В этот день после Божественной литургии служили молебен, на котором присутствовали все учителя и учащиеся школы. В первый день  праздника, после обеда, все учащиеся собирались в школу на назидательные чтения, проводимые учителем, на них пелись церковные гимны и песнопения, после чего в тех школах, где это было возможным, детям раздавались гостинцы или книжки. На второй день праздника учащиеся освобождались от занятий до обеда, а после обеда проводились пения и чтения, потом проводились игры на открытом воздухе под руководством учителя [4, с. 130-133].

Традиции праздневств в церковных школах дореволюционной России, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, основаны были на принципе «преданности Православной церкви и престолу». Они являлись по сути частью воспитательного процесса, считавшегося главным в содержании образования школ ведомства православного исповедания, направленного на укрепление идеи самодержавия, особо пошатнувшейся в начале XX вв. После закрытия учебных заведений духовного ведомства школьные традиции не исчезли бесследно, часть из них, спустя десятилетия, претерпев некоторую трансформацию, возродились вновь.

Литература

  1. Владимирские епархиальные ведомости. - 1904. - 3 №.- С. 139.
  2. Владимирские епархиальные ведомости. - 1905 . - № 3. - С. 98.
  3. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России.XIX-начало XX вв. ( на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.
  4. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания. / Сост. Д.И. Тихомиров. - СПб., 1903.

Раздел: История России
Дата публикации: 14.01.2014 20:23:53
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

История появления кукол на кубанской земле

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

Моя героиня

4 сентября 1922 года в деревне Русская Луговая Марийской АССР в семье сельских тружеников Стекольщиковых Фёдора Ивановича (1897 г.р.) и Анны Степановны (1896 г.р.) родилась вторая девочка. Дочку назвали Ниной. Родители Нины были колхозниками, трудились не покладая рук, вели домашнее хозяйство, ухаживали за садом-огородом, держали кое-какую живность. Между супругами всегда был лад да согласие, жили они мирно, друг другу были помощниками..

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter