Не смотри на себя — соблазнишься, не смотри на людей — усомнишься, смотри на Христа — укрепишься.
(Русская пословица)
Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит? Этот вопрос я задавала себе, когда стала размышлять о человеческих взаимоотношениях. Сложно остаться достойным человеком, когда судьба проверяет тебя трудными испытаниями. Кто-то ломается, кто-то изменяет своим принципам… А кто-то силой своего характера учит других быть выше всего мелкого и ничтожного. Кому-то достаточно совета в трудную минуту, кого-то нужно вытаскивать. А кто-то становится примером и светит другим людям через много лет после своей смерти. К таким светилам относится преподобный Иосиф Волоцкий. Имя его не так известно, как имена Сергия Радонежского, Ксении Петербургской, Матроны Московской. Но готовясь к конкурсу, я поняла, что Иосиф Волоцкий достоин того, чтобы о нём знали. В чём кроется причина его таланта и подвига? Об этом я попробую рассказать в своём сочинении.
До принятия монашества Иосиф Волоцкий имел имя Иван Санин. Ещё в детстве отличался от остальных детей - не любил сквернословия и беспричинного смеха, был очень серьёзным. В 8 лет пошёл в учение к старцу Арсению. В 20 лет принимает постриг. Более 18 лет провёл в монастыре Пафнутия Боровского, который стал его самым лучшим учителем. Учил быть скромным не через слова, а через поступки. Работал наравне со всеми монахами, не гнушался никакой работой. Молитва – постоянная спутница учителя. Таким и хотел стать Иосиф в дальнейшей жизни. С большим старанием он выполнял любую работу - пёк хлеб, готовил пищу, ухаживал за немощными больными. И во всём этом ему помогала молитва и любовь к людям. После смерти Пафнутия, своего учителя, Иосиф покидает монастырь.
Трудной была его дальнейшая дорога. Искал монастыри с наиболее строгим уставом, убеждал своих современников в том, что жить надо в строгой вере и молитве. Многие не понимали и не принимали его, некоторые отворачивались и проклинали. Всё это выдержал Иосиф. Верными помощниками его стали семь иноков – верных друзей в вере в Бога. Он вернулся в свои родные места - с детства любимые леса Волоколамска для того, чтобы основать новую обитель со строгим уставом. Князь Борис Васильевич радушно принял его и разрешил поселиться в пределах его княжества. Место было выбрано красивое - на слиянии рек Струги и Сестры. Существует легенда, что при избирании места иноками налетела буря, которая повалила лес, как бы расчищая место для храма. По примеру своего учителя Пафнутия Боровского, Иосиф Волоцкий пилил, рубил, валил лес. Он не боялся никакой работы. Одет он был в рубище, на ногах были древесные лапти. Раньше всех вставал, шёл молиться в церковь. 15 лет, изо дня в день, ухаживал за своим болеющим отцом. Дневной труд оставлял мало сил, но ночь он посвящал молитве. Деревянный храм был построен за короткие летние месяцы 1479 года. Иосиф требовал строгой жизни от своих иноков. В монастыре много занимались хозяйством, сельскохозяйственной работой. Отдельно велась работа по переписке церковных книг. Так было собрана одна из лучших монастырских библиотек. Постепенно монастырь благоустраивался и вскоре был построен каменный храм, который расписывали Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. Строительство и дальнейшее развитие монастыря стало главной, но не единственной идеей жизни Иосифа Волоцкого. Помимо организации лучшего монастыря, он занимался просветительской деятельностью, издал несколько книг, доказал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Постепенно он стал духовным отцом многим жителям Волоколамской земли. Ему открывали свои души, спрашивали совета и даже просто просили выслушать. Всем кто обращался к нему, преподобный открывал Божию волю, молился за них. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. А это стоит очень дорогого - ведь люди открывают тебе свою душу, сердце. Для каждого человека находились подходящие слова, давался мудрый совет. За всех переживал преподобный Иосиф Волоцкий, к каждому сердцу подбирал ключи. С его именем связано несколько легенд. Все они заставляют верить в его исключительность и избранность. Но чего здесь больше – силы его таланта или веры людей в его безграничные возможности? Никто не сможет дать точного ответа. Но я знаю точно – преподобный Иосиф Волоцкий помог многим людям поверить в Бога и стать лучше.
В русском языке есть похожие слова – «святой» и «светлый». Люди, которые стали праведниками словно начинают светиться изнутри. Этот свет идёт от сердца, от души, от безграничной веры в Бога. Он постепенно передаётся и другим людям – всё больше людей становятся верующими и живут по Божиим законам. 7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
Православная энциклопедия /под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том 25. Церковно-научный «Православная энциклопедия», 750 с., Москва. 2010 г.
Православие. Словарь-справочник, изд. 2-е, исправленное и дополненное, - Москва, «Даръ», 2007.- 960 с.
Раздел: История России Дата публикации: 12.01.2015 10:28:56
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)
Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .
История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..
Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей
Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .
Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..
История развития российской денежной системы с древнейших времен до 1917 года
С древних времен для покупки и продажи товаров использовались различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури, кожаные деньги и пушнина. Изучение отечественной денежной системы дает возможность раскрыть многие пробелы в истории, определить хронологию событий, восстановить данные политики, экономики, культуры..
Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .
Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2
Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..
В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет..