↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Макарова Светлана Сергеевна

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии.

Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности.

Летом 1942г. Абаканский Учительский институт приступил к очередному набору студентов на очные отделения института.

Не смотря на сложную обстановку на фронтах Великой Отечественной войны набор состоялся. 1 Плановый учебный год начался с опозданием на месяц т.к. в сентябре студенты работали на полях колхозов и совхозов области.i

Заседание ученого совета состоялось чуть позже обычного. Основным вопросом, рассматриваемым на заседании, стало два пункта:

  1. Подготовленность к началу учебного года аудиторий и педагогического коллектива.

  2. Мониторинг подготовленности поступивших абитуриентов.

Всеми присутствующими на заседании, отмечалось, что учебный год начинался с большего развертывания работы, чем предыдущий 1941г.

О данном факте, свидетельствовало, увеличившееся количество студентов.

Причем, акцентировалось внимание, на то обстоятельство, что, на исторический факультет зачислено – 57 человек, так же на литературный -57 человек, на физмат- 37ii.

Увеличилось число поступивших в институт, на обучение, представителей коренной национальности- хакасов.

При этом отмечался качественный состав, поступивших студентов, он значительно улучшился в сравнении с прошлыми годами, соответственно 1939 и 1940гг.

Большинство поступивших абитуриентов окончили 10 классов, или педучилище, причем 38 человек не имели оценок «посредственно»iii, что должно было свидетельствовать о «высоких знаниях» поступивших.iv

Администрация Учительского института не была едина в оценке качественного состава студенчества, т.к. первый месяц в стенах АГУИ показал, что « Студенты не одинаковы, кто-то добросовестно работает, а кто-то не уделяет должного внимания работе».Качественный уровень преподавательского состава был улучшен, за счет эвакуированных преподавателейv, при институте образуется ная элита включающая пять доцентов и одного профессора. vi

Подготовка здания института к новому учебному году оставляла желать лучшего.

Не было запасено в достаточном количестве топлива. Поэтому в помещениях с момента наступления зимы стаял невыносимый холод. Столовая работала с перебоями, не в надлежащем порядке содержались уборные.

Как следствие, бытовых проблем катастрофическими, становятся срезы посещаемости студентов учебных аудиторий, лучше всего дела обстояли на физмате-93% посещаемости, хуже всего на историческом факультете. В качестве тревожного сигнала приводился негативный пример- студентка Панина на один декабрь прогуляла 44 часаvii.

По- мимо всего прочего, сообщалось о низкой культуре студентов, многие из которых, употребляли не нормативную лексику и не здоровались с преподавателями.viii

Было бы неправильно во всех смертных грехах винить студенчество, поэтому попытаемся разобраться в острых моментах военной действительности.

Так как, уже в марте 1942г. силами тех же студентов было сделано следующее:

1 Отчислено в помощь Красной Армии 10000 рублей.

2. Проведен воскресник.

3. Проведен ремонт госпиталя.

4. Выпущено 24 медсестры.

5 .Сданы нормы ПВХО и пожарной безопасности.

6. 10 человек участвовало в ночных дежурствах, в прикрепленном к институту, госпитале.

7.Студенты активно включились в изучение трактора.ix

Не отставал от студенчества и преподавательский состав 30 преподавателей института участвовали в политика - воспитательной работе.

За год было прочитано 79 лекций. Для населения города Абакана.

Проведено 49 тематических вечеров для студенчества. x

С некоторой горечью директор института В.Г Дубов отмечалось что, преподавательский состав отстал в сдачи норм ПВХО, тогда как студенты сдали все.xi

«Нужно привлекать студентов делом, а не только словом» - говорил, Венедикт Григорьевич обязывая, всех преподавателей подтянуться, и все-таки сдать нормы ПВХО.

1942г. был невыносимо тяжел для всей страны, шли тяжелые бои на фронтах.

Несмотря на стабилизацию, военного положений под Москвой до положительного исхода было очень далеко, что порождало определенную тревогу среди населения.

По данным известного абаканского исследователя В.Н. Тугужековой за весь период войны, из Хакасии, в ряды Красной армии было призвано 62 тысячи человек, из них 19600 погибли. «Не вернулся с фронта, каждый третий призваний».xii

Сражались на фронтах ученый-археолог П.И. Каралькин, ушедший в армию, с первых же дней войны.xiii

Воевал на Калининском и Северо-Западном направлении будущий студент физмата Д.А. Полынцев , будущий филолог, а в годы войны телефонистка М.П. Орешкова.

Восстанавливал заводы в Томске , Свердловске и Нижнем Тагиле студент исторического факультета К.А. Шулбаев.xiv

Воспитанные на подвигах своих сверстников, выпускника педагогического училища Георгия Суворова, жителя Абакана Евдокима Леонова, медсестры Тани Кучендаевой студенты 40-х годов просто не могли оставаться безучастными к суровой военной действительности.

Исходя из данной реальности, перестраивает свою работу, педагогический коллектив института, каждый случай прогула лекций и занятий студентами начинает рассматриваться индивидуально, отдельно выясняются причины прогулов.

Картина, сформированная после тщательного анализа проблемы, оказывается немного другой, нежели представлялось, основными причинами прогулов являлись социальные проблемы, как- то отсутствие одежды или обуви, выход на дополнительную работу, болезнь.

Были случаи халатного отношения к обучению так студентка Андреева не посещала занятия по русскому языку потому что, предполагала, что все -равно напишет диктант на «два». С ней были проведены специальные, индивидуальные занятия, после чего ситуация выровнялась, девушка продолжила обучение.

Со многими студентами приходилось проводить дополнительные беседы для поднятия морального духа и веры в победу.xv

После проведенных профилактических мероприятий в виде разъяснительных бесед, социальной помощи статистика прогулов значительно снизилась.xvi Был установлен дополнительный контроль за часто опаздывающими студентами.xvii

После нового года педагогический коллектив института начинает активно вести, подготовительную работу к сдаче сессии.

В ходе этого проводиться плановый срез по результатам грамотности на факультетах.

В качестве проверки, был проведен диктант, средней трудности. Результат оказался ошеломляющим.

Всего по институту писало диктант 81 человек из них 12 человек, т. е 14,8% написали «посредственно».

Оценку «хорошо» получили 2 человека, т.е. 2,4 % .

Остальные 67 человек, т.е. 82,8% получили «неудовлетворительно».

Подводя итог проделанной работы, преподаватели филологического факультета сделали малоутешительный вывод « Студенты не знают правописания наречий, падежных окончаний, правописания иностранных слов. Такое положение может привести к бесконечной безграмотности».xviii

Вместе с тем были намечены меры по ликвидации неграмотности.

  1. Организованы дополнительные занятия по ликвидации неграмотности.

  2. Не желающие заниматься дополнительно исключались из института.

  3. Проводились лекции по орографии.

  4. Предполагалось в коллективе, создать обстановку заботы о культуре языка.xix

Дополнительно к указанным мерам планировалось, проверять конспекты лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного чтения научную и художественную литературу, а так же писать сочинения на свободные темы.

Студенты не одинаково, реагировали на проведение дополнительных мероприятий, но большинство осознавало их необходимость и значимость.

Еще в 1941г. кандидат филологических наук, доцент Прасковья Петровна Немирова метко подмечала, что многие студенты стесняются своей безграмотности. xx

Летняя сессия обещала быть «жаркой». Экзамены планировались по нескольким дисциплинам. К каждому факультету подходили индивидуально.

На историческом факультете экзаменационными стали следующие дисциплины - «История СССР», « Педагогика», « Военное – санитарное дело».

Литераторы сдавали «Педагогику», «Военное – санитарное дело», «Историю», «Русский язык, литературу».

Физмат так, же отчитывался по нескольким дисциплинам.

После начала экзамена В.Г. Дубов комментировал его ведение следующим образом « Экзамен идет в сложной обстановке. Готовим одного студента по двум, трем специальностям : тракторист, медсестра и прочее».

«Студенты отвечают не только по билетам, но и по дополнительным вопросам»».xxi

Летняя сессия было сдана. Во многом благодаря тому, что трудности по борьбе с безграмотностью преодолены.

В качестве итога работы института, за 1942г. целесообразно привести высказывания преподавателя, проводившего педагогическую практику Смоличевой. Она положительно отзывалась о полученных результатах после проведения практики, за месяц до сессии: «Студенты показали лучшие результаты, чем от них ожидали. Показали больше чем им дали. Некоторые провели очень хорошие уроки.xxii

Не изменила своего мнения Смоличева и после проведения сессии на итоговом совещании ученого совета она говорила «Студенты провели большую работу, чем мы им давали».xxiii

Во избежание, зависимости от субъективного мнения одного человека, хочется добавить высказывание по поводу сдачи сессии, директора института В.Г. Дубова: «Студенты должны уметь справляться с трудностями». xxiv

Таким образом, можно сформулировать вывод плановые мероприятия, проводимые АГУИ по ликвидации безграмотности среди студентов, сформировали базовую основу квалифицированного кадрового состава Хакасии. Улучшили подготовку учителей в области. А так же позволили поднять уровень образования и культуры в регионе.

 

 

Примечание.

 

i НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л.96.

ii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л.96.

iii Там же.

iv Там же.

v Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. .Монография// Е.Н Данькин. Абакан. Изд.« Бригантина»-2011г. С.35.

vi

vii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 108.

viii Там же.

ix НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 120.

x Там же.

xi НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 121.

xii Тугужекова В.Н. Актуальные проблемы истории Хакасии ( 1917- начало 2000-х гг.)/ Тугужекова В.Н. Абакан. Хакасское книжное издательство.-2010г. С.87.

xiii Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. .Монография// Е.Н Данькин. Абакан. Изд.« Бригантина»-2011г. С.30.

xiv Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее / Ултургашев С.П. .Абакан. 1996. -.С. 35.

xv НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 121.

xviТам же

xvii Там же.

xviii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 123.

xix Там же.

xx Там же.

xxiНАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 120.

xxii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 124.

xxiii Там же

xxiv Там же.


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 13:14:10
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Память - храним

Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Мой прапрадедушка – пропавший без вести солдат

В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..

Читать

БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВА - СПАСИТЕЛЯМ РОССИИ

2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг..

Читать

Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

Читать

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..

Читать

Оренбургское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг.

Количественный состав оренбургского казачества и его роль в ведении войны против Японии в 1904-1905гг..

Читать

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы.

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы. .

Читать

Коллективизация нашего села

Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..

Читать

Посвящается к 255- летию города Кыштым

Все в мире прекрасно и удивительно. Удивительная природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди в проявлении своих душевных качеств и чувств. Удивителен и красив по своему среди необъятных просторов мой любимый город Кыштым, в котором я родилась..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter