Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейОзначенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии.
Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности.
Летом 1942г. Абаканский Учительский институт приступил к очередному набору студентов на очные отделения института.
Не смотря на сложную обстановку на фронтах Великой Отечественной войны набор состоялся. 1 Плановый учебный год начался с опозданием на месяц т.к. в сентябре студенты работали на полях колхозов и совхозов области.i
Заседание ученого совета состоялось чуть позже обычного. Основным вопросом, рассматриваемым на заседании, стало два пункта:
Подготовленность к началу учебного года аудиторий и педагогического коллектива.
Мониторинг подготовленности поступивших абитуриентов.
Всеми присутствующими на заседании, отмечалось, что учебный год начинался с большего развертывания работы, чем предыдущий 1941г.
О данном факте, свидетельствовало, увеличившееся количество студентов.
Причем, акцентировалось внимание, на то обстоятельство, что, на исторический факультет зачислено – 57 человек, так же на литературный -57 человек, на физмат- 37ii.
Увеличилось число поступивших в институт, на обучение, представителей коренной национальности- хакасов.
При этом отмечался качественный состав, поступивших студентов, он значительно улучшился в сравнении с прошлыми годами, соответственно 1939 и 1940гг.
Большинство поступивших абитуриентов окончили 10 классов, или педучилище, причем 38 человек не имели оценок «посредственно»iii, что должно было свидетельствовать о «высоких знаниях» поступивших.iv
Администрация Учительского института не была едина в оценке качественного состава студенчества, т.к. первый месяц в стенах АГУИ показал, что « Студенты не одинаковы, кто-то добросовестно работает, а кто-то не уделяет должного внимания работе».Качественный уровень преподавательского состава был улучшен, за счет эвакуированных преподавателейv, при институте образуется ная элита включающая пять доцентов и одного профессора. vi
Подготовка здания института к новому учебному году оставляла желать лучшего.
Не было запасено в достаточном количестве топлива. Поэтому в помещениях с момента наступления зимы стаял невыносимый холод. Столовая работала с перебоями, не в надлежащем порядке содержались уборные.
Как следствие, бытовых проблем катастрофическими, становятся срезы посещаемости студентов учебных аудиторий, лучше всего дела обстояли на физмате-93% посещаемости, хуже всего на историческом факультете. В качестве тревожного сигнала приводился негативный пример- студентка Панина на один декабрь прогуляла 44 часаvii.
По- мимо всего прочего, сообщалось о низкой культуре студентов, многие из которых, употребляли не нормативную лексику и не здоровались с преподавателями.viii
Было бы неправильно во всех смертных грехах винить студенчество, поэтому попытаемся разобраться в острых моментах военной действительности.
Так как, уже в марте 1942г. силами тех же студентов было сделано следующее:
1 Отчислено в помощь Красной Армии 10000 рублей.
2. Проведен воскресник.
3. Проведен ремонт госпиталя.
4. Выпущено 24 медсестры.
5 .Сданы нормы ПВХО и пожарной безопасности.
6. 10 человек участвовало в ночных дежурствах, в прикрепленном к институту, госпитале.
7.Студенты активно включились в изучение трактора.ix
Не отставал от студенчества и преподавательский состав 30 преподавателей института участвовали в политика - воспитательной работе.
За год было прочитано 79 лекций. Для населения города Абакана.
Проведено 49 тематических вечеров для студенчества. x
С некоторой горечью директор института В.Г Дубов отмечалось что, преподавательский состав отстал в сдачи норм ПВХО, тогда как студенты сдали все.xi
«Нужно привлекать студентов делом, а не только словом» - говорил, Венедикт Григорьевич обязывая, всех преподавателей подтянуться, и все-таки сдать нормы ПВХО.
1942г. был невыносимо тяжел для всей страны, шли тяжелые бои на фронтах.
Несмотря на стабилизацию, военного положений под Москвой до положительного исхода было очень далеко, что порождало определенную тревогу среди населения.
По данным известного абаканского исследователя В.Н. Тугужековой за весь период войны, из Хакасии, в ряды Красной армии было призвано 62 тысячи человек, из них 19600 погибли. «Не вернулся с фронта, каждый третий призваний».xii
Сражались на фронтах ученый-археолог П.И. Каралькин, ушедший в армию, с первых же дней войны.xiii
Воевал на Калининском и Северо-Западном направлении будущий студент физмата Д.А. Полынцев , будущий филолог, а в годы войны телефонистка М.П. Орешкова.
Восстанавливал заводы в Томске , Свердловске и Нижнем Тагиле студент исторического факультета К.А. Шулбаев.xiv
Воспитанные на подвигах своих сверстников, выпускника педагогического училища Георгия Суворова, жителя Абакана Евдокима Леонова, медсестры Тани Кучендаевой студенты 40-х годов просто не могли оставаться безучастными к суровой военной действительности.
Исходя из данной реальности, перестраивает свою работу, педагогический коллектив института, каждый случай прогула лекций и занятий студентами начинает рассматриваться индивидуально, отдельно выясняются причины прогулов.
Картина, сформированная после тщательного анализа проблемы, оказывается немного другой, нежели представлялось, основными причинами прогулов являлись социальные проблемы, как- то отсутствие одежды или обуви, выход на дополнительную работу, болезнь.
Были случаи халатного отношения к обучению так студентка Андреева не посещала занятия по русскому языку потому что, предполагала, что все -равно напишет диктант на «два». С ней были проведены специальные, индивидуальные занятия, после чего ситуация выровнялась, девушка продолжила обучение.
Со многими студентами приходилось проводить дополнительные беседы для поднятия морального духа и веры в победу.xv
После проведенных профилактических мероприятий в виде разъяснительных бесед, социальной помощи статистика прогулов значительно снизилась.xvi Был установлен дополнительный контроль за часто опаздывающими студентами.xvii
После нового года педагогический коллектив института начинает активно вести, подготовительную работу к сдаче сессии.
В ходе этого проводиться плановый срез по результатам грамотности на факультетах.
В качестве проверки, был проведен диктант, средней трудности. Результат оказался ошеломляющим.
Всего по институту писало диктант 81 человек из них 12 человек, т. е 14,8% написали «посредственно».
Оценку «хорошо» получили 2 человека, т.е. 2,4 % .
Остальные 67 человек, т.е. 82,8% получили «неудовлетворительно».
Подводя итог проделанной работы, преподаватели филологического факультета сделали малоутешительный вывод « Студенты не знают правописания наречий, падежных окончаний, правописания иностранных слов. Такое положение может привести к бесконечной безграмотности».xviii
Вместе с тем были намечены меры по ликвидации неграмотности.
Организованы дополнительные занятия по ликвидации неграмотности.
Не желающие заниматься дополнительно исключались из института.
Проводились лекции по орографии.
Предполагалось в коллективе, создать обстановку заботы о культуре языка.xix
Дополнительно к указанным мерам планировалось, проверять конспекты лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного чтения научную и художественную литературу, а так же писать сочинения на свободные темы.
Студенты не одинаково, реагировали на проведение дополнительных мероприятий, но большинство осознавало их необходимость и значимость.
Еще в 1941г. кандидат филологических наук, доцент Прасковья Петровна Немирова метко подмечала, что многие студенты стесняются своей безграмотности. xx
Летняя сессия обещала быть «жаркой». Экзамены планировались по нескольким дисциплинам. К каждому факультету подходили индивидуально.
На историческом факультете экзаменационными стали следующие дисциплины - «История СССР», « Педагогика», « Военное – санитарное дело».
Литераторы сдавали «Педагогику», «Военное – санитарное дело», «Историю», «Русский язык, литературу».
Физмат так, же отчитывался по нескольким дисциплинам.
После начала экзамена В.Г. Дубов комментировал его ведение следующим образом « Экзамен идет в сложной обстановке. Готовим одного студента по двум, трем специальностям : тракторист, медсестра и прочее».
«Студенты отвечают не только по билетам, но и по дополнительным вопросам»».xxi
Летняя сессия было сдана. Во многом благодаря тому, что трудности по борьбе с безграмотностью преодолены.
В качестве итога работы института, за 1942г. целесообразно привести высказывания преподавателя, проводившего педагогическую практику Смоличевой. Она положительно отзывалась о полученных результатах после проведения практики, за месяц до сессии: «Студенты показали лучшие результаты, чем от них ожидали. Показали больше чем им дали. Некоторые провели очень хорошие уроки.xxii
Не изменила своего мнения Смоличева и после проведения сессии на итоговом совещании ученого совета она говорила «Студенты провели большую работу, чем мы им давали».xxiii
Во избежание, зависимости от субъективного мнения одного человека, хочется добавить высказывание по поводу сдачи сессии, директора института В.Г. Дубова: «Студенты должны уметь справляться с трудностями». xxiv
Таким образом, можно сформулировать вывод плановые мероприятия, проводимые АГУИ по ликвидации безграмотности среди студентов, сформировали базовую основу квалифицированного кадрового состава Хакасии. Улучшили подготовку учителей в области. А так же позволили поднять уровень образования и культуры в регионе.
Примечание.
i НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л.96.
ii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л.96.
iii Там же.
iv Там же.
v Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. .Монография// Е.Н Данькин. Абакан. Изд.« Бригантина»-2011г. С.35.
vi
vii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 108.
viii Там же.
ix НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 120.
x Там же.
xi НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 121.
xii Тугужекова В.Н. Актуальные проблемы истории Хакасии ( 1917- начало 2000-х гг.)/ Тугужекова В.Н. Абакан. Хакасское книжное издательство.-2010г. С.87.
xiii Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. .Монография// Е.Н Данькин. Абакан. Изд.« Бригантина»-2011г. С.30.
xiv Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее / Ултургашев С.П. .Абакан. 1996. -.С. 35.
xv НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 121.
xviТам же
xvii Там же.
xviii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 123.
xix Там же.
xx Там же.
xxiНАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 120.
xxii НАРХ. Ф. 528. Оп. 1 Д. 15. Л. 124.
xxiii Там же
xxiv Там же.