Мы получили от прошлых поколений определённое материальное и духовное наследие, которое дополняется с учётом нашего опыта. Жизнь бежит, а на наших глазах отмирает старое, рождается новое. Естественно, что человек пытается разобраться в происходящем. В этом ему помогает история. История- наука точная, требующая точного знания хронологии дат, событий. Однако учёные интерпретируют те или иные факты абсолютно по-разному. На одно событие существует множество различных точек зрения. Порой нам трудно разобраться в том, что происходило относительно недавно, например, десять, двадцать лет назад. Как же понять логику событий тысячелетней давности?
Все мы начинали учить историю нашей страны с древнейших времён. И определяли, что Древнерусское государство - одно из самых больших государств средневековой Европы, сложившееся в результате внутреннего развития восточнославянских племён (полян, ильменских славян, кривичей, радимичей и др.). Наравне с «Древнерусским государством» употребляется термин «Киевская Русь». Но возникает вопрос: «почему Русь Киевская?». «Повесть временных лет» начинает последовательное изложение истории Киева как столицы Древнерусского государства с 862 года. Однако и сам летописец пытался найти ответ на вопрос: «Откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…».Важно отметить, что почти все досоветские историки однозначно рассматривали Киев как столицу древнерусского государства. Основоположником этой идеи считается выдающийся российский историк Н.М.Карамзин. Он первым увидел в Киеве столицу Руси во времена правления князя Владимира Святого, а в последствии и Ярослава Мудрого. Похожие точки зрения имели С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов. Но с начала XX века по поводу этого вопроса начинают активно высказываться такие ученые как А.Е.Пресняков, И.Я.Фроянов, А.В.Назаренко. И они рассматривают статус Киева с совершенно противоположной стороны. Поэтому можно сделать вывод о том, что проблема столичного статуса Киева не является новой для современной науки. Проблема происхождения Киева постоянно привлекала к себе внимание ученых, которые приходили к самым противоречивым выводам. Нам представляется, что без уточнения статуса Киева в XI-XII веках, изучение и исследование различных вопросов развития древнерусской государственности достаточно проблематично.
Мы поставили перед собой цель выяснить какой статус имел Киев в восприятии современников в XI-XII веках. Объектом исследования стала столично-статусная принадлежность Киева в XI-XII веках. А предметом исследования - научная литература и мнения историков по данному вопросу.
В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха.
Мы ознакомились с научной литературой по данной теме, составили собственное мнение о статусе Киева, на основе проанализированных исторических трудов составили доказательную базу для собственной гипотезы. Рассмотрев политическое положение города, его экономическую составляющую, положение среди всех русских земель, сравнив Киев с другими городами ( в частности с Новгородом), мы пришли к выводу, что представления о преимуществах Киева по отношению к другим городам очень сильно преувеличены. Не случайно, поэтому в современной научной литературе идет речь о двух центрах Древней Руси ― Киеве и Новгороде как основных системообразующих единицах древнерусской государственности. И в административно-политическом смысле Киев XI-XII веков являлся центром только лишь для земель днепровского правобережья. Но общерусский статус город все-таки удерживал. А именно своим положением религиозной столицы Русской земли. Ведь, как известно, Киев являлся митрополией константинопольского патриарха, и в связи с этим имел ряд преимуществ по отношению к другим городам Руси. Также необходимо отметить, что положение города определялось как «старейшая митрополия». И данное представление современников о Киеве нашло упоминание на страницах «Повести временных лет». Следовательно, состояние источников даёт возможность предположить, что столичный статус Киева в XI-XII веках обусловлен совсем не межкняжескими отношениями, а религиозным статусом, то есть тем, что город являлся резиденцией митрополита. В истории Киева целую эпоху составляет время правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Во время их правления Киев перешагнул свои первоначальные границы и быстро расширился во всех направлениях. Эта деталь позволила Киеву сохранить свой общерусский статус до монгольского нашествия.
Раздел: История России Дата публикации: 14.02.2013 16:57:18
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Александр Невский: мифы и реальность
Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..
Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков
В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .
В этой статье предпринята попытка систематизировать самую сложную и запутанную, как показывает опыт, часть табличечно-тепловозной истории - Луганские таблички..
Навечно в памяти народной (к 112-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина)
Шестьдесят восемь лет прошло с тех трагических дней, когда вся страна с напряжением вслушивалась в тяжелые размеренные слова: «От Советского Информбюро…» - но память о героях Великой Отечественной войны, славных сынах Отечества, тех, чьи имена вписаны в Книгу бессмертия, жива в нас, потомках славных победителей. Николай Федорович Ватутин … Это имя дорого для любого человека, живущего на Белгородщине, не менее дорого и значимо, чем имена Суворова и Кутузова. .
Русское православие в первые десятилетия советской власти (на примере епархий Среднего Поволжья)
В год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы все чаще обращаем свой взор на события начала XX века, на период масштабных, долгих и непрерывных гонений на Русскую Православную Церковь со стороны Советской власти. .
Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .
Страницы истории моего родного города – Апшеронска
Я родилась и живу в самом красивом крае России, Краснодарском! В маленьком городе Апшеронске. Являюсь студенткой ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз – техникум». Моя будущая профессия –техник по воспроизводству лесов Увлекаюсь историей своей страны и непосредственно историей своего родного города. Мой город является районным центром с численностью населения около 40 тысяч человек. Апшеронск расположен в южной части Краснодарского края на северо-восточных склонах отрогов Большого Кавказа. Нынешний Апшеронск это один из самых впечатляющих и живописных уголков Краснодарского края. Он считается перспективным центром для развития оздоровительных центров и туризма. .
В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….
Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)
Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..
Женщина и война – эти понятия не совместимы. Женщина, которая дарит человеку жизнь, на войне вынуждена убивать. Женщина взялась за оружие, потому что наша Родина столкнулась со смертельной опасностью. Беда была настолько велика, что под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода, будущее страны. Поэтому естественной реакцией всех было желание дать отпор врагу..