Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Скифский всадник
Для начала обратимся к библейской традиции: в Книге Бытия говорится, что у Ноя было 3 сына: Хам, Сим и Иафет. У Иафета или Япета (арийца), как считают праотца всех индоевропейцев было множество сыновей, одним из которых был Киммериец или Гомер. У Киммерийца был старший сын по имени Ашкеназ или Скиф, от которого и произошли все скифы, но это всего лишь библейская легенда и в неё сложно поверить. Но всё же из неё можно сделать вывод, что киммерийцы и скифы родственные друг другу народы. В тоже время если обратиться к творчеству древнегреческого поэта Геосида, мы увидим что в своих сказаниях о Геракле он упоминает скифа Тевтара, учителя Геракла в стрельбе из лука. Деятельность Геракла относится примерно к 13 веку до н. э., из чего следует, что уже тогда грекам были известны скифы, Гомер тоже упоминает скифов в своей поэме Илиада под названием «гиппемолгов» или доителей кобылиц. Если исходить из их упоминаний можно сделать вывод, что скифы и киммерийцы были хорошо известны грекам в начале I тысячелетия до н. э. и вероятнее всего жили по соседству уже тогда, но это не окончательный вывод. Теперь обратимся к «Истории» Геродота. В своей работе он приводит 3 теории происхождения скифов.
1 теория происхождения скифов: «5. По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если ктонибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть изза летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а этото и мешает зрению».
2 теория происхождения скифов: «8. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттудато Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя — змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где - нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщиназмея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков. Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу)».
3 теория происхождения скифов: «11. Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной».
Геродот также упоминает 4 теорию, которую он приписывает Аристею из Проконнеса:
«13. Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах».
Этот Аристей жил примерно в 8-7 в. до н. э. и оставил сочинение «Аримаспея», повествующее о его странствиях. И так теперь можно сделать вывод из этих теорий. 1-я теория основывается на легенде рассказанной самими скифами, может быть за ней и скрываются реальные факты, но всё же ей доверять не стоит. 2-я теория принадлежит грекам, и вероятнее всего это просто один из мифов о Геракле. 3-я теория принадлежит Геродоту и в ней он говорит о войне сначала массагетов со скифами, а потом скифов с киммерийцами. Возможно массагеты действительно вытеснили скифов из Средней Азии и те были вынуждены обогнуть Каспийское море и пересечь Аракс, такая река действительно есть в Азербайджане, и поселиться в степи до реки Дон, потому что за Доном в Причерноморье жили киммерийцы, и вероятно потом описываются реальные события войны киммерийцев и скифов, победу в которой одержали скифы. 4-я теория в чём-то похожа на 3, но в ней находятся новые элементы: война аримаспов и исседонов, а потом исседонов и скифов, но нет упоминания о массагетах и их войне со скифами. Т. е. он говорит, что скифы пришли из Южной Сибири. Помимо версии Геродота о появлении в Северном Причерноморье существует версия Диодора Сицилийского. Согласно Диодору, скифы:
«XLIII. …Они сначала занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и были презираемы за своё бесславие; но ещё в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежье Океана и Меотийского озера и прочие области до реки Танаиса. Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них рождённая землёй дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя – змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвёл сына по имени Скифа, который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами».
Эта теория чем-то напоминает 2-ю теорию Геродота. После он говорит о том, что они распространили своё владычество до Нила, но это мало вероятно. В общем и Геродот и Диодор говорят о том, что скифы пришли в Северное Причерноморье примерно в 7 в. до н. э. из Азии. Теперь можно подвести вывод под всем выше сказанным, мы натыкаемся на 3 противоположные версии о том откуда скифы пришли в Причерноморье. Согласо Геосиду и Гомеру уже в начале 1 тыс. до н. э. скифы и киммерийцы жили по соседству друг с другом и границей между ними был Дон и это подтверждает в кой-то мере 1-я теория Геродота, истинно скифская. В тоже время согласно Геродоту, и Диодору Сицилийскому они пересекли р. Аракс. Есть такая река в Азербайджане, но нельзя не учитывать, что Геродот Араксом могли называть какую-нибудь другую реку. Аристей, чей рассказ повествуется Геродотом говорит, что они были вытеснены исседонами, но мне кажется, что в этой теории есть недостающее звено, как и есть недостатки в остальных. Гомер и Геосид упоминают в своих поэмах скифов, но в тоже время они вполне могли перепутать киммерийцев со скифами и упоминаемые им скифы вполне могли быть на самом деле киммерийцами, поэтому эту версию я откину. И остановлюсь на версиях Геродота, Диодора и Аристея. Тут на помощь в определении истины мне пришли археология и лингвистика. Лингвистами сторонниками иранской теории происхождения скифов установлено, что скифы принадлежали к иранской языковой семье, также как и их восточные соседи савроматы и следующие за ними среднеазиатские саки. Близость их культур отметила археология. Но потом выяснилось, что однородные археологические памятники простираются далеко на восток, в области неизвестные средиземноморскому античному миру. Сходные с северочерноморскими и среднеазиатскими археологические памятники открыты в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах, в Минусинской котловине и даже в Центральной Азии вплоть до Северного Китая, в Ордосе. Не случайность этого сходства подтверждают древнекитайские исторические сочинения. Китайцам в древности был известен народ юэчжи, являющийся частью народа сэ, предположительно саков. Таким образом оказывается, что саки жили не только в Средней Азии, но и на восток в степях за Тянь-Шанем, в пустынях Северо-Западного Китая – Джунгарии и Западной Монголии, а временами доходили до Северного Китая – Ордоса. Из этого вытекает, что и в других областях распространения скифской или скифо-сибирской культуры о которой не осталось письменных данных обитали родственные скифам и сакам ираноязычные народы. Это подтверждается в частности топонимикой. В Южной Сибири такие названия встречаются вплоть до Енисея. И вот теперь я подхожу к выводу который я сделал. У упомянутых авторов встречаются следующие названия народов: гипербореи, аримаспы, исседоны, массагеты (саки), скифы, киммерийцы. Гипербореи – полулегендарный народ, по Аристею живёт на границе с морем, за это море я возьму озеро Байкал, следовательно они обитали на берегах Байкала. Аримаспы и исседоны жили неподалёку от гипербореев и я предположу, что это был юг современной западно-сибирской низменности. И вот с этого момента начинаются трудности, которые связаны с определением какая же река называется Араксом. Существует 3 версии: Волга (Ф. Вестберг, Р. Хеннинг), Амударья (А. Германн) или Сырдарья, Аракс современный. Давайте рассмотрим все 3 версии. Волга как возможный Аракс версия вполне правдоподобная, но обычно Волгу в древности называли как Оар. Некоторые учёные предполагают, что Дарий 1 в своём походе дошёл до неё и если предположить, что Геродот под Оаром предполагал именно Волгу, то эта версия отпадает. Но есть одно доказательство в пользу того, что эта всё-таки Волга. В историографии выдвигалось мнение, что существовал древний торговый путь от греческих городов Причерноморья к исседонам. Если обратиться уже к истории Киевской Руси, то мы увидем, что существовал торговый путь из Киева в Булгар. Киев стоит на Днепре, т. е. Борисфене, а Булгар стоял на Волге, т.е. Араксе. А почему бы такому пути не существовать в древности и не идти дальше ведь за Волгой и Уралом находятся похожие на скифские вещи и почему бы скифам поэтому пути не прийти в Причерноморье. Вот такова первая версия.
Теперь обратимся к Амударье, её древнее название Окс. Тут во многом за неё говорят сведения оставленные Геродотом. Он говорит, что река начинается в горах, там же где начинается и река Гинд. Название Гинд вполне созвучно с названием Инд. И если посмотреть на карту, то мы увидем, что истоки Инда и Амударьи находятся неподалёку. Но дело в том, что геродотовский Гинд подвластен Персии и под ним подразумевают приток Тигра р. Диялу. Геродот, оставивший сведения об Араксе, в своих странствиях как предполагают добрался до города Экбатаны. Экбатаны – бывшая столица мидийского царства и современный город Хамадан. Именно у Хамадана находится исток р. Диялы. Следовательно он вполне осознано говорил о р. Диялы как о р. Гинд. Именно в этом городе он наверное и услышал об р. Аракс. Но при этом он не говорил по-персидски и вполне мог неправильно истолковать сказанное ему название. Если говорить о Сырдарье то она начинается так же неподалёку от Инда и в пользу него есть ещё один аргумент. Древнее название реки Яксартэс, что вполне созвучно с Араксом. Теперь перейдём к последней версии. Аракс современный течёт через Турцию, Иран, Азербайджан и Армению. В подтверждение этой теории можно сказать, что эта река известна с древности и очень давно так называется. И так, какая же река Аракс. Тут я думаю стоит привести данные оставленные Геродотом об этой реке:
«По рассказам некоторых, Аракс больше Истра; другие же, напротив, считают эту реку меньше. На Араксе, как передают, много островов величиной с Лесбос. На этихто островах живут люди, летом питающиеся разными кореньями, выкапываемыми из земли. В летнюю же пору они собирают спелые плоды с деревьев и затем сохраняют их про запас. Там есть будто бы также и другие деревья, приносящие особого рода плоды. Собравшись толпой в одно место, массагеты зажигают костер и затем усаживаются вокруг и бросают эти плоды в огонь. От запаха сжигаемого плода они приходят в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянеют от вина. Чем больше плодов они бросают в огонь, тем сильнее их охватывает опьянение; пока наконец они не вскакивают, пускаются в пляс и начинают петь песни. Так рассказывают об образе жизни этого племени. Река же Аракс берет начало в Матиенских горах, откуда течет и Гинд, который Кир разделил на 360 упомянутых выше каналов. Аракс извивается, [образуя] 40 рукавов, из которых все, кроме одного, теряются в болотах и топях. В этихто болотах, по рассказам, обитают люди, питающиеся сырой рыбой и обычно носящие одежду из тюленьих шкур. Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности, [впадая] в Каспийское море. Каспийское же море — это замкнутый водоем, не связанный ни с каким другим морем. Ведь море, по которому плавают эллины, именно то, что за Геракловыми Столпами, так называемое Атлантическое и Красное море, — все это только одно море».
И так для окончательного вывода приведём некоторые параметры: длина, острова на реке, впадение в Каспийское море, болота в дельте, название. И так чему соответствует каждая река: Волга – длина, острова, впадение в Каспийское море; Амударья – существует древнее высохшее русло этой реки под названием «Узбой», впадающее в Каспийское море; Сырдарья – длина, острова, болота; Аракс – впадение в Каспийское море, название. Больше всего пунктов находится у Волги и Сырдарьи. Хотя и Геродот пишет, что Аракс впадает в Каспийское море нельзя не учитывать, что многие авторы путали Каспийское и Аральское моря и плюс к этому Аристей не пишет о том, что он пересекал реку под названием Аракс и не говорит о массагетах, которые ему были неизвестны. Из этого следует, что они жили несколько южнее его пути к исседонам. Последнюю ясность в этот вопрос вносит то, что на ней живут массагеты, а массагеты жили в Средней Азии. Следовательно геродотовский Аракс – Сырдарья. Теперь можно восстановить полную картину так называемого «переселения ираноязычных племён» границ 8-7 вв. до н. э. Война аримаспов и исседонов за территорию в Южной Сибири, исседоны её проигрывают. Потом они направляются на юг и теснят массагетов, те в свою очередь теснят скифов и те возможно перейдя 2 Аракса: Сырдарью и современный Аракс, а затем перейдя Дон нападают на киммерийцев и их покоряют.
Список литературы.
Источники:
Геродот История. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2004. – 436 с.
Гомер Илиада. Одиссея. – М.: Художественная литература, 1967. – 586 с.
Диодор Сицилийский Историческая библиотека. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 755 с.
Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе//Вестник Древней Истории. – 1947. - №1. – с. 253 – 316; №2. – с. 247 – 332; №3. – с. 235 – 315; №4. – с. 169 - 289; 1948. - №1. – с. 221 – 315; №2. – с. 213 – 314; №3. – с. 217 – 330; №4. – с. 225 – 298; 1949. - №1. – с. 185 – 295; №2. – с. 271 – 356; №3. – с.203 – 308; №4. – с. 227 – 305.
Страбон География. – М.: Наука, 1964. – 938 с.
Литература:
Алексеев А. Ю. Хронография европейской Скифии. – С.–П.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. – 209 с.
Артамонов М. И. Киммерийцы и Скифы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1974. – 154 с.
Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. – М.: Наука, 1975. – 336 с.
Граков Б. Н. Скифы. – М.: Издательство МГУ, 1971. – 201 с.
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. – М.: Наука, 1982. – 455 с.
Дьяконов И. М. История древнего мира. Т.2. – М.: Наука, 1989. – 570 с.
Жебелев С. А. Северное Причерноморье. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1953. – 388 с.
Каллистов Д. П. Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи. – Л.: Издательство ЛГУ, 1949. – 287 с.
Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Астрель, 2009. – 320 с.
Лызлов А. И. Скифская история. – М.: Наука, 1990. – 327 с.
Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. – М.: Наука, 1982. – 238 с.
Петухов Ю. Д., Васильева Н. И. Русы Великой Скифии. – М.: Вече, 2008. – 417 с.
Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. – М.: Наука, 1979. - 242 с.
Соловьёв С. М. Сочинения. Т. 1 – М.: Голос, 1993. – 1993. – 751 с.
Смирнов А. П. Скифы. – М.: Наука, 1966. – 201 с.
Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. – Алматы: Дайк – Пресс, 2002. – 604 с.
Хазанов А. М. Социальная история скифов. – М.: Наука, 1975. – 336 с.
Храпунов И. Н. От Киммерийцев до Крымчаков. – Симферополь.: Доля, 2007. – 288 с.
Связанные статьи:
Общественное устройство скифского государства.
Территория и население Скифского государства.