Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
Нет никакой разницы между иудеем и греком;
Ибо тот самый Господь для всех.
Послание к Римлянам 10,12
В советской исторической науке распространено разделение всемирной истории на ряд формаций. По этой периодизации с началом Великой Английской буржуазной революции (1640 г.) начинается период капитализма в истории человечества. Некоторые сомнения вносит Великая Французская буржуазная революция (1789р.). Ленин утверждал, что с началом Великой Октябрьской социалистической революции человечество вошло в социалистический этап своего развития [12, с. 161]. На фоне русской революции, недооценивается значение младотурецкой революции (1908 г.), и вообще странно как-то выглядит Иранская революция (1978 г.), какую часть исследователей считает буржуазной и многие чрезмерно акцентируют на её эпитете «исламская» [3, 9-18 ]. Но по логике вещей как может после социалистической революции происходить еще какая-то буржуазная (капиталистическая) революция. Что это - регресс в развитии человечества? Данная статья ставит своей целью дать ответы на эти вопросы, распутать клубок противоречий, который возник в формационном подходе к изучению истории. Для этого мы проанализируем Турецкую и Иранскую революции. Турецкую революцию исследовали историки. Ю. Петросян, И. Фадеева, Д.Еремеев, М. Мейер, Миллер. Среди них следует отметить книгу Г. С. Алиева «Турция в период правления младотурок» [4]. В настоящее время вышли переводы трудов английских историков Кинросс Лорд, К Финкель и коллектива турецких исследователей во главе с Э. Ихсаноглу, в которых уделено определенное внимание младотурецкой революции. С новейших публикаций для нас важнейшая монография Н.Г. Киреева «История Турции. XX века »[10] в которой мы видим Турецкую революцию наиболее целостной, посколько прослеживаем ее предпосылки, ход и последствия, а у других авторов распад Османской империи - это непреодолимый барьер.
Тема иранской революции имеет еще большее количество исследователей, как одно из величайших событий современности. Историографию этой революции исследовал В. Максименко. Для нас наибольший интерес представляет работа коллектива авторов «Иран. Очерки новейший истории », которая доведена только до начала 70-х гг. [7], публикации С. Л. Агаева, в которых он рассмотрел суть, природу Иранской революции, ее периодизацию а также жизнь и деятельность лидера этой революции - Хомейни [1, 2]. Е. Дорошенко исследовал иранское духовенство и его роль в Исламской революции. Социально-экономическим аспектам этой революции посвящены труды С. Арабаджян. Из новейших работ следует отметить труд С. Алиева «История Ирана. XX века », в которой он исследует общественно-политическую жизнь этой страны прошлого века и обычно не обходит ключевого события его истории т. с. «Исламской революции» [3].
В предыдущей статье мы доказывали, что в т. н. капитализма каждая группа народов объединенных по языковому признаку, с доминированием определенной религии приходит отдельно, а не весь мир вместе, и каждая из трех революций Английский (1640), Французская (1789) и Российская (1917), ознаменовали собой новый период в истории соответственно английская - у германских народов, французская - в романских народов, а российская - у славянских народов. Осуществляя сравнительный анализ трех крупных европейских революций было указано на ряд общих черт присущих именно им. На время революций каждая из этих стран была самой мощной среди стран своей языковой группы. Каждая из этих стран имела многовековой период независимости до революций. Указывалось на то, что протестантизм доминирует в германских народов, католицизм в романских, а православие у славян [12, с.166]. Для дальнейшего анализа возьмем Турцию, главную государство тюркских народов, в которых доминирует суннитский вариант ислама и Иран доминирующую державу среди иранских народов, в которой царит шиизм. Часто мы будем сравнивать иранцев и турок только с русскими, поскольку аналогичные явления в их развитии близки во времени.
В статье используется метод сравнения. Сравнение не будет формальным - что было в каждой стране в один и тот же год или век. Мы сравним подобные или аналогичные процессы и события в исследуемых государствах.
Осуществляя сравнительный анализ вышеуказанных народов, мы ставим себе целью показать, что европейские народы не являются чем-то особенным, что для всех народов действуют одинаковые исторические законы развития и революции в Турции (1908 г.) и Иране (1978 г.) тождественны по значению до трех Великих европейских революций.
Теоретико-методологическим основанием исследования является мнение П. Сорокина, что каждый революционный период обязательно распадается на две стадии, которые неразрывно связаны между собой. Первый - собственно революция, а второй – диктатура, стадия «реакции» или «укрощения» революции. Только тогда, когда «реакция» заканчивается, когда общество вступает в фазу нормальной эволюции, только тогда можно считать, что революция закончена [14].
Так же, как три европейские страны Турция и Иран прошли через период абсолютной монархии.
Период модернизации и краха Абсолютизма: Англия (1603 - 1642), Франция (1715-1789), Россия (1856-1917), Турция (1839-1908), Иран (1905-1978). В России, Турции и Иране он включал в себя отмену крепостного права, судебную, военную, административную и образовательную реформы. Например, в России крепостное отменено в 1861г., а в Турции ликвидировано военно-ленную систему в 2 четверти Х1Х в. и в 1858 г. запрещена торговля рабами, в Иране в 1906 г. отменены тиули (феодальное землевладение). Всеобщая воинская повинность в Турции была введена в 1843 г., в России в 1874 г., в Иране в 1927 г. Повсюду в этих странах доступ к военной службе для иноверцев был закрыт, либо сильно ограничен. Именно в этот период в этих трех государствах впервые публикуется государственный бюджет: в 1862 г. в России, в Турции в 1864 г., в Иране в 1906г. Логическим завершением периода вынужденной модернизации стал упадок и крушение абсолютизма: Англия, Карл Стюарт (1625 - 1649), Франция, Людовик ХV1 (1774 - 1792), Россия Николай11 (1894-1917), Турция Абдул-Хамид 11 (1876-1908) , Иран Моххамед Реза Пехлеви (1941-1979) [3, с.57-420, 4, с.7-94, 7, с.70-75, 145, 10, с. 36-75, 12, с.162, 30].
Так же, как в трех европейских странах, в Турции и Иране период утверждения абсолютизма совпадает с подчинением церкви государству, превращение церкви в часть государственного аппарата. В Турции Селим 1 провозглашен халифом всех мусульман в 1517р. При династии Сефевидов, родоначальник которой в 1502 г. сделал шиизм государственной религией, власти шахматам долгое время не ставилась под сомнение духовными лидерами Ирана. Подобно к троим вышеупомянутым европейским странам в Турции и Иране распространенное чувство единства с представителями своих религиозных и этнических групп. В Турции доминировали доктрины панисламизма (единство всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа), османизма (единство всех жителей Османской империи - фактически отуречевание всех народов империи) и идея пантюркизма (единство всех тюркских народов под главенством Турции). От 1502 г., когда Исмаил Сефевид объявил шиизм государственной религией, Иран был оплотом шиизма в мире. Одновременно правители Ирана предпринимали неоднократные попытки покорить все народы иранской языковой группы [4, с. 23-25, 10, с.12-14, 85-90, 12, с. 162].
Подобно упомянутым троим европейским государствам в Турции и Иране до революции доминируют дворяне, которые являются опорой монархической власти. Дворянство делилось на т. н. «новых» (в Турции это были «новые османы» или «младотурки», а в Иране главным образом выходцы из торгово-ростовщической среды и большое и среднее шиитское духовенство, которое формировалось в основном выходцами из торгово-предпринимательских кругов, поскольку духовные лица имели там возможность заниматься любой формой деятельности, включая торговлю, не платя при этом никаких налогов) и «старых» [12, с. 59-60, 7, с. 23-24, 36, 10, с. 76-90, 12, с. 163]. Так же в Турции и Иране до революции большинство земель принадлежит дворянам. В Турции в кон Х1Х - нач. ХХ в. 65,5% принадлежало помещикам [4, с. 7-8]. В Иране в начале 1960-х гг помещикам принадлежало почти 70% всех обрабатываемых земель, но аграрная реформа резко уменьшила его долю [17, с.413, 12, с.163]. Также интересы торгово-промышленной буржуазии, несмотря на ее экономическую силу, учитываются гораздо меньше, чем интересы дворян [4, с. 16-18, 7, с.41, 146].
Аналогично Англии, Франции и России революции в этих двух странах стимулируют рост городского населения, в Турции перед революцией составляет 23%, а в 2001 г. - 64,9% от всей численности населения [10, с. 5, 178]. В Иране в 1977 в городах проживало 47% населения страны, а в 1992г. выросло до 57% [4, с. 20, 432; 12, с.163].,
Подобно троим европейским государствам крестьяне Турции и Ирана к революциям уже были лично свободными людьми. В них также идет дифференциация внутри крестьянства, растут объемы аренды и продажи земли, идет процесс обезземеливания крестьян, в первую очередь за счет общинных земель. [7, с.21-22, 223, 298, 9, с.263, 4, с. 7-15, 12, с.163]. Если в Турции в начале ХХ ст. около 10% крестьян были безземельными [4, с.7-8], то в России в то же время (в Европейской части) таких было 16,3% [13], а в Иране в результате с /х реформы количество безземельных крестьян уменьшилась до 22% [11, с. 260].
Аналогично к указанным европейским странам Турция и Иран перед революциями несмотря на значительный скачок в развитии экономики оставались аграрными странами. Особенно быстро развивались добывающие отрасли, в частности в Турции угольная, а в Иране нефтедобывающая). Большое значение приобретает металлургия. Также есть государственные предприятия, в частности те, которые связаны с военным делом. Важную позицию занимает текстильная промышленность, особенно ковроткачество. Набирает обороты внешняя торговля. Также наблюдается бурное развитие путей сообщения: в Турции первую морские перевозки и железные дороги, а в Иране шоссейные и железные дороги. В промышленности и торговли доминируют монополии, которые напрямую связаны с местными монархическими режимами, которые совместно тормозят экономическое развитие. В Турции был распространен пресловутый режим капитуляций и связанные с ним неравноправные договоры с иностранными государствами, что создавало прекрасные условия для развития не своего, а иностранного монополистического капитализма. Всюду развивается банковская сфера. Особенностью банковской сферы Турции было то, что там было засилье иностранных банков и государств до самой революции, а Иран сумел преодолеть эту чрезмерную зависимость создав в 1928 г. Национальный банк Ирана в противовес Шахиншахскому банку. Засилье иностранного капитала в Турции и Иране до революции вроде России. Россию выгодно отличало то, что у неё было введено высокие ввозные пошлины. [3, с.320-408, 4, с. 7-28? 303-326, 7, с. 64-139, 286-303, 350-354, 10, с.72-97, 12, с.163 - 164].
По данным таблицы № 1 мы можем проследить динамику изменения структуры экономики трех государств. Если до революции доминирует с /х, то в послереволюционный период возрастает роль занятых в сфере услуг, что означает переход страны в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется тем, что сектор услуг превышает 50% от стоимости ВВП. [5, 6, 8, с.406, 10, с.178, 13, 15, с.241].
Таблица № 1 Изменения в структуре экономики
Струк-тура еконо-мики |
До революции % |
Після революції у %** |
||||
сельское и лесное хозяйство |
Промишленость и строительствово |
Сфера услуг |
сельское и лесное хозяйство |
Промишленость и строительствово |
Сфера услуг |
|
Россия |
75 |
9 |
12 |
4,7 |
37,3 |
58 |
Турция |
81,6 |
5,6 |
11,8 |
8,9 |
30,8 |
59,3 |
Иран * |
46,2 |
26,3 |
25,2 |
11 |
45 |
44 |
* В Иране в 1963 г. в начале форсированной индустриализации и аграрной реформы в с / х занято ¾ населения, с /х давало 80% национального дохода [9, с. 263].
** В Иране на сегодняшний день еще не закончился революционный период
Во всех трех европейских странах в предреволюционный период доверие к официальной церкви падает, распространяются новые взгляды, подрывающие доверие к существующим порядкам [12, с.164]. Роль революционной идеологии в Турции принадлежала идеологии младотурок, которые имели большое влияние в армии [10, с.76-89], а в Иране - панисламизму. К. Маркс называл младотурок пуританской партией, опирающейся на Коран [4, с. 32-33]. Руководство в панисламистскойм движении захватило шиитское духовенство, которое было тесно связано с торгово-предпринимательскими кругами. Идея теократии и связанная с ней шиитская традиция о незаконности светской власти до прихода "скрытого имама» позволяет иранской духовной верхушке открыто или тайно претендовать на власть. Центром оппозиционного движения в Иране стала мечеть, которая веками была для шиитов одновременно религиозным, культурным и политическим центом. Забота об обездоленных, приоритет бедных над богатыми, которые были присущи пуританской и марксистской идеологиям, ярко проявились также в Иране, где простые люди видели в независимых духовных шиитских лидерах своих единственных защитников перед государством. Относительно общности имущества то такие лозунги выдвигали в Иране еще в середине Х1Х века бабиды, а перед революцией 1978 Али шариат, лидер исламских прогрессистов призвал к построению бесклассового общества и отмены частной собственности [1, с.95].
В каждой из этих пяти стран одинакова динамика развития революционных событий. Сначала доминирование сторонников конституционной монархии: Англия (1640-1648), Франция (1789-1791), Россия (март - июль 1917 г.), Турция (1908-1922), Иран (1978-февраль 1979).
Существовала республика: Англия (1648-1653), Франция (1792-1799), Россия (1917-1929), Турция (1923 г - 1927), Иран (апрель 1979-1983). А дальше, как логическое продолжение начатого, в каждой из этих пяти государствав наступает период диктаторов (овладение революции): Англия (1653-1660), Франция (1799-1814), Россия (1929-1991), Турция Мустафа Кемаль Ататюрк ( 1927 -1939) и Исмет Иненю (1939 - 1950), Иран Хомейни (1983-1989) и его преемники до наших дней [2, с. 45 -50, 3, с. 436-533, 10, с.76-281].
Так же, как в троих европейских государствах в Турции и Иране идет создание новой элиты. В Иране имама Хомейни удалось добиться относительной сплоченности различных групп духовенства, которые занялись активной коммерческой деятельностью и превратились в господствующий слой бюрократически-капиталистического типа. В Турции базой новой элиты стали младотурки, которые с роспуском своей партии в 1918 г. не утратили своего влияния, в частности в армии, они же составили костяк новой бюрократии, партийной и хозяйственной [1, с. 95; 10, с. 119, 180, 207-216, 12, с. 165].
Подобно троим европейским странам в Турции проявления нетерпения к официальной церкви во время революции. Мустафа Кемаль упразднил халифат. В 1928 г. из Конституции Турции был изъят пункт, что ислам является государственной религией. Были закрыты школы для низшего духовенства и теологический факультет Стамбульского университета. В Иране ситуация особая. Там само шиитское духовенство сознательно или бессознательно совершает секуляризацию иранского общества хотя и под исламскими лозунгами. В январе 1988 г Хомейни заявил, что власть государства не может быть ограничена рамками божественных предписаний. Государственное управление важнее всех других религиозных обязанностей, включая молитвы, пост, паломничество и т. д. Если выполнение этих обязанностей придет в противоречие с «интересами ислама», то государство может наложить на них запрет, поскольку власть правительства важнее «исламского закона ». Получалось, что правительство может действовать вне шариата и даже вопреки ему [1, с. 99-100, 11, с. 82 - 84, 12, с. 165].
Повсюду в троих европейских государствах диктаторы отказываются от революционных крайностей в своей политике, чтобы достичь стабильности и прекратить углубления революции. Каждый из диктаторов заботился о развитии промышленности [27, с. 166]. Кемаль провел ряд реформ для укрепления экономики, усилил контроль государства над ней [10, с.178 -187, 194-208] Исмет Иненю в Турции пошёл в 1950 г. на либеризацию общественной жизни страны. Больше всего это коснулось религии [10, с.270-281]. В Иране с декабря 1982 г. имам открыто говорит о начале периода «стабильности и строительства», «мира и безопасности». С позволения имама многие из национализированных до того промышленных и других предприятий, а также земельных владений были возвращены их прежним владельцам. С конца 1981 г. Прекращено «политику блестящей изоляции», и начато установление и расширение связей с внешним миром. Тайно ввозилась оружие из США и Израиля – и это в то время. когда официальная иранская пропаганда проклинала «империализм» и «сионизм» [1, с. 95-96, 3, с. 514-533].
Таким образом, на основе вышеприведенных фактов и сделанных сравнений является закономерным признать, что кроме трех Великих европейских революций были также Большая Турецкая революция (1908 г.) и Большая Иранская революция (1978 г), которые в своих культурно-религиозных группах народов также начали переход от аграрного к индустриальному обществу, переход к доминированию городского населения над сельским, от монархии к республике. Эти революции знаменовали также расделение государственно-политического и религиозно-духовной жизни, отделение церкви от государства. Это еще раз подтверждает, что все народы подчинены одинаковым законам исторического развития и у каждого свое время. Пришло время уделить больше внимания изучению групп народов, объединенных по языковому и религиозному признаку. Полученные результаты можно использовать в политологических исследованиях при моделировании политических и социально-экономических процессов на постсоветском пространстве и в Турции. Также можно прогнозировать завершение революционного периода в Иране и окончательный переход к т.н. капиталистическому периоду развития. Для сравнения конечно же надо брать послереволюционные Англию, Францию, а не их настоящее.
Литература
1. Агаев С. Л. Рухолла Мусави Хомейни// Вопросы истории. – 1989. - № 6. - с. 79 - 100.
2. Агаев С. Л. Зигзаги иранской революции // Вопросы истории. - 1985. – №1 - с. 41 -59.
3. Алиев С. М. История Ирана. XX век / Алиев Салех Мамедоглы; Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - 468 с.
4. Алиев Г.З Турция в период правления младотурок / Г.З. Алиев. - М.: «Наука», 1972.- 505.
5. Экономика Турции[Електронний ресурс].
6. Экономика Ирана [Електронний ресурс].
7. Иран. Очерки новейшей истории. – М.: «Наука», 1976. – с.468.
8. Иран // Большая Советская Энциклопедия. – трете издание глав ред. А. М. Прохоров. - т. 10. - М.: Изд «Советская энциклопедия», 1972. – с. 406 – 413.
9. Иран // Ежегодник БСЭ за 1964год. – М., 1964. – с. 262-264.
10.Киреев Н.Г.История Турции XX век / Н.Г. Киреев. - Москва: ИВ РАН:Крафт+, 2007. – 608 с.
11. Козицький А. М. Новітня історія Азії та Африки. Посібник для студентів історичних і гуманітарних факультетів університетів. – Львів: «Афіша», 2003. - 430 с.
12. Павлів А. Роль Англійської, Французької та Російської революцій в історії Європи і світу. // Політичний менеджмент. - № 4 (49). – 2011. – с. 160 - 169.
13.Россия [Електронний ресурс].
Автор: Павлив Андрей
Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 03.07.2012 09:00:38