↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3 | 4

Самозванцы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гусев Александр Иванович

   Во внешней политике Годунов проявил себя талантливым дипломатом. В 1595 году он заключил мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590-1593 годов. По договору Россия получила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу, т. е. вернула себе все земли, потерянные Иваном Грозным в неудачной Ливонской войне, завершенной в 1583 году.

   Наследником престола при жизни бездетного царя Федора был его сводный младший брат Дмитрий, сын Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. В мае 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. По первоначальному заключению комиссии Шуйского, Дмитрий случайно закололся ножом во время приступа “падучей” (эпилепсии). Однако потом В. Шуйский заявил, что вывод комиссии был продиктован Годуновым, пытавшимся скрыть свою причастность к убийству царевича. Свои показания Шуйский менял многократно, поэтому невозможно узнать, когда он лгал, а когда говорил правду. Истина была неизвестна и современникам.

   В 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он уверил многих историков XX века в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

   В январе 1598 года царь Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей полностью пресеклась. Завещания Фёдор тоже не оставил. Все государство признало власть вдовы его Ирины, но она отказалась от престола и постриглась. Открылось междуцарствие. Было 4 кандидата на престол: Федор Никитич Романов, Борис Федорович Годунов, князь Федор Иванович Мстиславский и Богдан Яковлевич Бельский. В феврале 1598 г. был созван Земский собор, включавший представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. По своему составу собор был скорее неблагоприятен для Бориса Годунова, так как главной опоры Бориса - простых служилых дворян - на нем было мало, а всего полнее были представлены те слои аристократического московского дворянства, которые не особенно благоволили к Годунову. На соборе, однако, царем был избран Борис, причем сохранившаяся документация Земского собора однозначно подтверждает правильность и законность избрания Годунова. Кандидатуру Бориса от имени немногих духовных лиц предложил патриарх Иов. Близкое свойство к покойному царю перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Ещё более важным явилось то, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Федора, и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти. В сентябре 1598 года Борис был венчан на царство в Успенском соборе Кремля.

   Избрание Бориса Годунова на царство было полностью законным с юридически-правовой точки зрения и соответствовало византийской традиции престолонаследия.

   Если правление Годунова при царе Фёдоре было весьма успешным, то его собственное царствование оказалось менее удачным. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий (Романовых, Шуйских) вызывали скрытую вражду и глухое недовольство в придворных кругах.

   В 1601 году по доносу о попытке отравить царя были арестованы и сосланы пятеро братьев Романовых (сыновья Никиты Романова-Захарьина). Старший из братьев Романовых, Фёдор Никитич, один из конкурентов Годунова в борьбе за трон, был сослан в Антониево-Сийский монастырь и пострижен в монахи под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Заонежский погост, а их малолетнего сына их Михаила (будущего царя) отправили на Белоозеро. Вместе с Романовыми были сосланы их родственники князья Черкасские, Сицкие, Шестуновы, Карповы, Репины.

   Огромный урон стране и авторитету Годунова нанес вызванный неурожаями голод 1601-1603 годов.

   Но самой большой угрозой власти Годунова стало появление в Польше самозванца, выдававшего себя за погибшего царевича Дмитрия. Агенты самозванца усиленно распространяли на Руси версию о его чудесном спасении от рук убийц, подосланных Годуновым, и доказывали законность его права на отчий престол. Это привело к смятению умов и замешательству во всех слоях общества. Самозванец обосновался в Польше при дворе Юрия Мнишека. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты, вставшие под знамена Лжедмитрия I. В итоге к осени 1604 г. из отрядов поляков и казаков образовалась достаточно мощная армия, которая в середине октября двинулась на Москву. Но в январе 1605 года правительственные войска разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии отступил в Путивль.

   Ситуация для Годунова осложнилась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях. Беспокоясь о судьбе своего наследника сына Фёдора, Борис Годунов незадолго до кончины заставил бояр целовать крест на верность Фёдору. В апреле 1605 года Борис Годунов скоропостижно умер.

   Царём стал сын Бориса Фёдор, по воспоминаниям современников образованный и умный юноша.

   В конце мая 1605 года по Москве разнесся слух о приближении войск самозванца. 31 мая в десятке километров от Москвы оказался казачий отряд донского атамана Андрея Корелы, сторонника самозванца, а на следующий день в окружении казаков в Китай-город проникли послы самозванца Г. Пушкин и Н. Плещеев. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный сторонниками Лжедмитрия, которые арестовали патриарха Иова и сослали его в монастырь. Иова устранили не только за преданность Годуновым, но и потому, что в бытность дьяконом самозванец Отрепьев служил патриарху и был хорошо ему известен. Вместе с сосланным патриархом было устранено последнее препятствие к физическому уничтожению Фёдора Годунова. Традиционная истерия москвичей во время мятежа лучше всего описана А. С. Пушкиным [14]:

“Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!”

   10 июня 1605 года заговорщики Василий Васильевич Голицын (не нужно путать его с полным тезкой В. В. Голицыным, фактическим главой русского правительства в более поздний период - во время регентства царевны Софьи в 1682-1689 годах), Василий Михайлович Масальский-Рубец и другие удушили 16-летнего царя Фёдора и его мать Марию. Снова слово А. С. Пушкину:

Мосальский -

Народ! Мария Годунова и её сын Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует.”

Династия Годуновых прекратила существование. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву.

 

 

Смутное время

   Откуда взялся первый самозванец? Борис Годунов, узнав о появлении самозванца, приказал создать следственную комиссию по выяснению его личности. Комиссия, состоявшая из дьяков Посольского приказа и патриаршей канцелярии, установила, что царевичем назвался “Юшка Богданов сын Отрепьева” (Юрий, в монашестве – Григорий), беглый монах Чудова монастыря, состоявший писцом при патриархе Иове. Под именем Григория Отрепьева самозванец и вошел в историю. Борис, не скрывая своих подлинных чувств, сказал в лицо боярам, что появление самозванца - их рук дело и задумано, чтобы свергнуть его.

   Действительно, реальной силой самозванческой интриги были московские боярские кланы и в первую очередь Романовы, на службе у которых до 1600 года находился Юрий Отрепьев. После ссылки Романовых Отрепьев постригся в монахи. Есть немало доказательств причастности Романовых к выдвижению самозванца. Например, в феврале 1605 года пристав Воейков сообщает в Москву о необычном поведении сосланного в монастырь Федора Романова, постриженного в монахи под именем Филарета: “Живет старец Филарет не по монастырскому чину, … говорит про мирское житье, про птиц ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, бранит их и бить хочет, и говорит им: Увидите, каков я вперед буду!” Кем же видит себя монах Филарет - царем или патриархом? И откуда такая спесь? Дело в том, что Филарет знает – идет на Москву не просто его бывший холоп Юшка, а его ставленник.

   А. С. Пушкин, имевший доступ к российским государственным архивам почти 200 лет назад, по-видимому, обнаружил в них явные свидетельства причастности Романовых к заговору против Годунова и к появлению первого самозванца. На это указывает малоизвестная сцена “Ограда монастырская” [14, с.281-282], до сих пор не вошедшая в канонический текст трагедии “Борис Годунов”. В короткой (всего 2 страницы) сцене приведен разговор Григория Отрепьева с неким “злым чернецом”, который предлагает Отрепьеву назваться Дмитрием:

Чернец -

Слушай: глупый наш народ

Легковерен: рад дивиться чудесам и новизне;

А бояре в Годунове помнят равного себе;

Племя древнего варяга и теперь любезно всем.

Ты царевичу ровесник… если ты хитер и тверд…

Понимаешь?

Григорий

Понимаю.

Чернец

Что же скажешь?

Григорий

Решено!

Я - Димитрий, я – царевич.

Чернец

Дай мне руку: будешь царь.”

   Риторический вопрос – кто же этот злой чернец, чье имя не названо, и текст о котором не вошёл ни одно издание “Бориса Годунова”, напечатанное в России в царское время?

   Когда столица была захвачена, единственными московскими боярами, награжденными самозванцем, становятся срочно возвращенные из ссылки Романовы. По указу Лжедмитрия I рядового монаха Филарета возводят в сан Ростовского митрополита, его брата Ивана Никитича Романова делают боярином. Что касается других бояр, то ещё в Туле, где самозванца встретил цвет московского боярства (князья Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, князь Мстиславский, князь Воротынский и др.), Лжедмитрий I принял их очень грубо, "наказываше и лаяше", и показал боярам, что им при нём не жить. 20 июня самозванец приехал в Москву, а уже 30 июня состоялся суд над Шуйскими, которые с запозданием попытались воспрепятствовать воцарению самозванца.

   Самозванцу не долго удалось удержаться на троне. Засилье поляков, их пренебрежение древними русскими обычаями, непочтительное отношение к православной церкви и женитьба Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек вызывали недовольство в общественных кругах. Подготовка восстания против самозванца началась в конце 1605 года и тянулась полгода. В середине мая 1606 года около 200 бояр и дворян ворвались в Кремль. Самозванец был убит. Во главе правления очутилась старая боярская партия. Братья Шуйские, В. В. Голицын с братьями, Ив. С. Куракин и И. М. Воротынский, сговорившись между собой, привели князя Василия Шуйского на лобное место и оттуда провозгласили царем. Избрание на престол В. Шуйского произошло без совета всей русской земли, и он получил прозвище “боярского” царя. Народ и второстепенное боярство (Романовы, Нагие, Бельский, М. Г. Салтыков и др.), служилое дворянство, население других русских городов не приняли “выкрикнутого” царя. Смута продолжилась.

   Шуйский поспешил венчаться на царство, не дождавшись даже патриарха: его венчал новгородский митрополит Исидор. Понимая шаткость своего положения, Василий Шуйский счел необходимым разъяснить народу, почему избран он, а не кто другой. Причину своего избрания он мотивировал происхождением от Рюрика, исходя из принципа, что старшинство “породы” дает право на старшинство власти.

   Для борьбы с узурпатором В. Шуйским собралось новое повстанческое войско во главе с князем Григорием Петровичем Шаховским и его воеводой Иваном Болотниковым. На соединение с ними пришел с Волги еще один самозванец - царевич Петр, назвавшийся сыном царя Федора. В октябре 1606 года войска повстанцев начали осаду Москвы, но были отбиты и отступили в Тулу.

   Летом 1607 года с огромным войском Василий Шуйский лично пошел на Тулу и осадил ее, усмиряя по дороге восставшие города и тысячами уничтожая мятежников. Тулу удалось взять только тогда, когда на реке Упе устроили плотину и затопили город. Шаховского сослали на Кубенское озеро, Болотникова утопили во время каргопольской ссылки, Лжепетра повесили.

   Но уже в августе 1607 года в городе Стародубе появился новый лжецарь Дмитрий. Кто назвался его именем, так и осталось исторической загадкой. Современники называли его “человеком незнаемым”. Внешне он ничем не походил на Лжедмитрия I, поэтому мало кто сомневался в том, что он самозванец. Чтобы укрепить его авторитет среди простых людей, Марина Мнишек признала его подлинным Дмитрием, стала его женой и даже родила сына Ивана. Вокруг нового самозванца, Лжедмитрия II, стало собираться войско. Главную ударную силу в нем составили польские шляхтичи и донские казаки. Летом 1608 г. войско самозванца подошло к Москве и расположилось в Тушине. Отсюда прозвище Лжедмитрия II - “Тушинский вор”. Сил у второго самозванца было мало и он не мог взять Москву, а Шуйский и его сторонники не могли разбить войска самозванца. Оба царя имели свой двор, Боярскую думу и патриарха (у Василия таковым был бывший казанский митрополит Гермоген, у Лжедмитрия II – конечно же, Филарет (Ф. Романов). Народ развращался и, забыв о долге, совести и чести, служил попеременно то одному, то другому.

   В 1608 году В. Шуйский послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского за помощью к шведам в обмен на уступку Швеции города Корелы с провинцией. Летом 1609 года пятнадцатитысячное войско во главе со Скопиным-Шуйским и шведом Яковом Делагарди двинулось из Новгорода для освобождения Москвы. По пути были очищены от поляков Торжок, Тверь, Калязин, в марте 1610 г. снята осада Троице-Сергиева монастыря. Успехи М. Скопина привели к распаду Тушинского лагеря. Самозванец бежал в с небольшим числом приверженцев.

   Летом 1610 года в Москве праздновали победу. В разгар торжества освободитель Москвы 20-летний М. Скопин-Шуйский внезапно умер. Смерть всеми любимого полководца окончательно подорвала авторитет царя в народных массах. Недовольство его правлением стало всеобщим, и в июле 1610 года Василии Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть в столице перешла к Боярской думе. Новое правительство получило название “семибоярщина”.

   Между бывшими тушинцами и московскими боярами было достигнуто соглашение об избрании на русский престол польского королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. В конце августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. В осажденный Сигизмундом Смоленск с договором об избрании Владислава русским царем было послано посольство во главе с Филаретом и князем В. В. Голицыным. Но посольство не имело успеха, так как Сигизмунд сам хотел занять московский престол. Многие члены посольства, включая Филарета и Голицына, были арестованы и находились в польском плену с 1611 по 1619 год. “Что такое был этот “плен” – насильственное задержание или род эмиграции?”, – задает вопрос Ф. Л. Гримберг [3].

   В конце сентября 1610 года Москву заняли войска польских интервентов. Действия поляков вызвали всеобщее возмущение и недовольство. Этим воспользовался “тушинский вор” Лжедмитрий II, пытаясь объединить антипольское движение вокруг себя. Но в декабре 1610 года самозванец был убит на охоте. Во главе антипольского движения встали рязанский воевода Прокопий Ляпунов, князья Д. Пожарский и Д. Трубецкой. К борьбе с иноземцами призывали патриарх Гермоген и троицкие монахи. Вскоре в руках ополченцев оказалась почти вся столица за исключением Китай-города и Кремля - там, в осаде, оставались интервенты в их пособники. Разногласия в рядах ополченцев привели к убийству П. Ляпунова и отступлению.

   Центром второго ополчения стал Нижний Новгород. Во главе хозяйственной организации был поставлен Козьма Минин, а власть над войском вручили князю Дмитрию Пожарскому. В марте 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, а летом - из Ярославля на Москву. Там в это время находились остатки войск первого ополчения во главе с Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Узнав о приближении войска Минина и Пожарского, И. Заруцкий бежал в Коломну, где находилась Марина Мнишек с сыном Иваном (Ворёнком), и далее отступил в Астрахань. Трубецкой же вошел в союз с Пожарским и Мининым. В октябре 1612 года был взят Китай-город, а через несколько дней сдался Кремль. Москва была освобождена от польских оккупантов. По взятии Москвы Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 года съехались выборные. Этот Земский собор был один из самых многолюдных и наиболее полных. Выставлено было четыре основных кандидата: В. И. Шуйский, Воротынский, Трубецкой и М. Ф. Романов. Марина Мнишек предложила Земскому собору кандидатуру двухлетнего царевича Ивана Дмитриевича, своего и Лжедмитрия II сына. Следует отметить, что еще в 1611 году, вскоре после рождения Ивана Дмитриевича, население крупных русских городов Казани, Калуги и Хлынова (переименованного в Вятку в 1780 году) присягнули ему как царю. Выборы были очень бурные.

   В ходе обсуждений собор первоначально отклонил кандидатуру Михаила Романова. Шестнадцатилетний юнец не внушал особых симпатий. Очевидец государева избрания, Федор Боборыкин писал, что земские чины и бояре не чувствуют уважения к Михаилу. Современники не забыли, что боярин Иван Никитич Романов всегда действовал заодно с Мстиславским и энергичнее других настаивал на приглашении наемников в Кремль. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился при дяде в Кремле в течение всей осады. Он смертельно боялся народа и не помышлял о борьбе с польскими захватчиками. Трубецкой, Пожарский и другие руководители собора решительно отвергли кандидатуру Романова. Но среди земских воевод были и сторонники Михаила. В его пользу выступала многочисленная романовская родня - воевода князь Иван Борисович Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Федорович Троекуров, дворяне Михалковы.

   Находившийся в это время в Польше Филарет указывал на своего сына Михаила Федоровича Романова как на самого подходящего кандидата. По Анастасии, первой жене Ивана Грозного, Филарет (Федор Никитич Романов) был двоюродным братом царя Федора Иоанновича. Поэтому сын Филарета Михаил доводился царю Федору двоюродным племянником. Тем самым, хотя и весьма косвенно, сохранялся принцип передачи русского престола по наследству. Избрание состоялось в первых числах февраля, но официальное объявление отложили до конца месяца, чтобы за это время выведать, как примет нового царя народ. В это время Михаил вместе с матерью, старицей Марфой, находился в Ипатьевском монастыре близ Костромы, и прибыл в Москву только летом.

   Заметим, что в работе [3, с.22-30] избрание Романовых вообще подвергается сомнению. Интересно, что в известном сатирическом стихотворении А. К. Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” строфа, посвященная избранию М. Романова царем, тоже звучит довольно двусмысленно:

Свершилося то летом;
Но был ли уговор -
История об этом

Молчит до этих пор.

   Краткая хроника русских событий конца XVI - начала XVII веков описана в шести вступительных главах известного “Сказания Авраамия Палицына” [15], написанного непосредственным наблюдателем и даже участником этих событий хранителем казны Троице-Сергиева монастыря А. Палицыным.

   С чего же начал царствование новоизбранный Михаил Романов? С казни в 1614 году “царевича Ивана Дмитриевича” - трехлетнего ребенка Ивана, сына “тушинского вора” Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Чтобы мальчик, когда подрастет, не мог претендовать на престол, Романовы его повесили. Палач донес малютку до виселицы завернутым в шубу, продел головкой в петлю и задушил. Сосланная в монастырь, Марина Мнишек была тихо удушена двумя подушками – а ведь не так давно при активном участии бояр Романовых она венчалась на царство в Москве. Многие говорили, что после такого злодеяния новой династии не будет счастья, мало кто из Романовых умрет своей смертью, а закончат они тем же, чем начали – гибелью своих детей.

   Известно, что Романовы ненавидели своего предшественника Годунова и постарались уничтожить всю положительную информацию о нём и отрицательную информацию о себе, своём происхождении и пути к власти. Так, при царе Федоре Алексеевиче, старшем брате Петра I, в 1682 году в Москве были публично сожжены [16, 17] так называемые “Разрядные книги”, которые велись с 1475 года и содержали росписи назначений на высшие должности и сведения о происхождении русских боярских родов. Считается, что это было сделано для борьбы с местничеством, т. е. для того, чтобы русские бояре, не имея документальных подтверждений своего происхождения, не могли “спорить о местах” [17, с.26]. Но Романовы уничтожали подлинную древнюю генеалогию, чтобы освободить место для своей новой династии. Династия Романовых активно занималась созданием благоприятной для себя версии русской истории.

   Тем не менее, с избранием царя Михаила Федоровича Романова смута кончилась, так как теперь была власть, которую признавали все или почти все. Но последствия смуты сказывались долго.

 

От Михаила до Екатерины I (1613-1725 годы)

   В 1613 году царем стал Михаил, первый из династии Романовых. Один из бояр Федор Иванович Шереметев писал находившемуся вместе с Филаретом в польском плену князю В. В. Голицыну: “Миша Романов молод, разумом ещё не дошел и нам будет поваден” (цитируется по [18, с.227]). Однако мотивы избрания были несколько глубже – за спиной “недошедшего разумом” Миши, который и в зрелые годы не отличался особенно глубоким умом, стоял его отец изворотливый интриган Филарет (Федор Никитич Романов). Именно Филарет оказался удобным для всех – с одной стороны, родня первой жены Ивана IV и активный участник опричнины, с другой стороны, пострадавшие от опричнины считали его своим, так как среди романовской родни были казненные в период опричного террора.

   В момент выборов Романовы устраивали всех – таково свойство посредственности.

   Присяга Земского собора избранному царю Михаилу распространялась и на его будущего наследника. Уже первые Романовы избавились от процедуры переизбрания и установили передачу престола по наследству. Царю Алексею Михайловичу удалось вернуться к традиционному для Московского государства способу передачи трона по старшинству – от отца к сыну, от сына к внуку.

   Слабый характером и здоровьем, Михаил Федорович не мог самостоятельно управлять государством, и первоначально им руководила мать инокиня Марфа и её родственники Салтыковы, а с 1619 по 1633 год – его отец патриарх Филарет, официально носивший титул “великий государь”.

   Михаил Федорович был дважды женат – первый раз на княжне Марии Долгоруковой, а после её смерти – на Евдокии Стрешневой. Первый брак был бездетным, во втором браке родилось десять детей. Третий ребенок, он же старший сын Алесей Михайлович стал наследником и будущим царем.

   Михаил Федорович умер в феврале 1645 года, и на престол вступил его сын Алексей Михайлович. Первые годы царствования Алексея Михайловича государством фактически управлял его воспитатель “дядька” Б. И. Морозов. В результате московского восстания 1648 года Морозов был отстранен от власти и сослан в монастырь, а его сподвижники Леонтий Плещеев и Петр Траханиотов на глазах царя были убиты толпой.

   Непосредственное участие в управлении страной молодой царь стал принимать с 1650 года. Алексей Михайлович стал первым из русских царей, собственноручно подписывающим наиболее важные документы и указы, он непосредственно участвовал во многих военных походах и руководил политическим переговорами.

   В 1651 году царь сблизился с новгородским митрополитом Никоном, который на следующий год стал патриархом. Никон приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь к введению единообразия церковной службы и централизации церковного управления, что соответствовало интересам самодержавного государства. В течение шести лет Никон властно вмешивался в светские и государственные дела, претендуя на титул “великого государя”, который ранее носил патриарх Филарет, дед царя Алексея. В 1658 году царь Алексей Михайлович указал, что считает оскорбительным для себя использование Никоном титула “великий государь”. Пытаясь оказать давление на царя, Никон покинул патриарший престол и уехал в Воскресенский монастырь. Этим воспользовались царь и недовольные Никоном церковные иерархи. В 1666 году они созвали церковный собор, пригласили Александрийского и Антиохийского патриархов и лишили Никона патриаршего сана. Но в то же самое время были утверждены все церковные нововведения Никона и преданы анафеме их противники. С того времени русская православная церковь разделилась на господствующую никонианскую и старообрядческую.

   Наиболее крупным политическим успехом Алексея Михайловича стало воссоединение Украины с Россией в 1654 году. В Сибири были основаны новые города Нерчинск, Иркутск, Селенгинск.

   В 1648 году Алексей Михайлович женился на Марии Милославской. В этом браке родилось 13 детей, в том числе будущие цари Федор (1661 г. рожд.) и Иван V (1666 г. рожд.) и правительница Софья (1657 г. рожд.). В 1671 году, через два года после смерти первой жены, Алексей женился на Наталье Нарышкиной. В этом браке родились трое детей, в том числе в 1672 году - будущий царь и император Петр I.

Автор: Гусев Александр Иванович
Раздел: История России
Дата публикации: 27.01.2012 00:37:24

1 | 2 | 3 | 4
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

Причины поражения России в Ливонской войне

На мой взгляд, на поражение России в Ливонской войне повлияло множество факторов. Приводя их, я хотела бы описать альтернативные варианты развития этой войны..

Читать

Мой дедушка – герой.

В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке,  его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..

Читать

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Дорога домой

Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter