Обычаи, принятые во времена Российской империи, обладали крайне противоречивым характером. С одной стороны, крестьяне и мещане старались придерживаться вековых правил, царивших в деревне и городах, а, с другой стороны, аристократия всё время смотрела на Европу, пытаясь придумать что-то своё.
В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. Кроме того, представления российских дворян о европейских брачных обычаях во многом черпались из романов, что вело к искажению реальности.
Среди аристократии стандартной процедурой сватовства было знакомство молодых людей, чаще всего это происходило на балах или в рамках дружеских визитов, наносимых семьями, как в том же романе "Анна Каренина". Молодые люди приглядывались друг к другу, после чего молодой человек спрашивал разрешения жениться у отца девушки, после чего, получив согласие, делал предложение по всем правилам, признаваясь в любви. Конечно, порой молодые люди сначала признавались друг другу в чувствах, но это считалось пошлым и нежелательным, так как родители предпочитали внимательно наблюдать за детьми, чтобы избежать невыполнения обязательств.
Особенности помолвки в дворянских семьях
Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)
Среди русского дворянства царствовала некоторая свобода, навеянная идеями гуманизма и посвящения. Молодые люди были относительно вольны в выборе невест, но иногда их матери могли сосватать сына ради выгодного альянса. Помолвка - это в первую очередь обязательство, невыполнение которого навлекало к позору, что было сродни социальному самоубийству. Мужчина, который отказывался от своих слов взять женщину замуж без серьёзных на то причин, считался бесчестным, а женщина, которая давала обещания другому покрывалась позором. Социальные нормы, распространяющиеся на брак, были крайне сильными.
С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)
Династические браки не пользовались особой популярностью, если речь не заходила о действительно влиятельны людях, их брак всегда представлял собой политическое действие, а не акт доброй воли. Например, члены царской семьи не были вправе выбирать себе супруга или супругу самостоятельно, тоже самое касалось детей высших чинов.
Особенности помолвки в крестьянских семьях
А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)
В отличие от дворянства, в российских деревнях жену сыну чаще всего выбирали родители, волю которых невозможно было оспорить. Вопросы брака несли исключительно практическое значение: плата подушного налога за сына, которого можно было бы женить, после чего он бы сам себя обеспечивал, необходимость продления рода и рабочей силы, средняя продолжительность жизни около сорока лет.
Конечно, далеко не всегда крестьянскими мужиками руководил банальный расчёт, тут многое зависело от региона, в каждом из которых были свои индивидуальные обычаи. В одних селах было принято полностью доверяться воле родителей, в других мужчине разрешалось выбрать себе жену самостоятельно.
Женщин из аристократических семей не готовили к настоящей брачной жизни и отношениям, в то время как жители деревни знали об этом гораздо больше, чем можно было предполагать. Тем не менее, законы о незаконнорожденных детях были такими же строгими для крестьян, как и для дворян. И в первом, и во втором случае, институт брака регулировала церковь, а не государство, из-за чего даже в аристократических семьях почти не встречались случаи развода, а незаконнорожденные дети выдавались за племянников и племянниц.
В целом, очень многое зависело от исторического периода, региональных особенностей.
Кстати, если девушка совершала до брака "преступления против нравственности", то юридически это никак не наказывалось. Однако, ей предстояло пройти через так называемые "позорящие наказания" перед вступлением в брак. Жестокость данных наказаний, во многом, зависела от традиций региона.
Можно ли было развестись?
«И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет»
Одним из вариантов расторжения брака была смерть одного из супругов. К счастью, не обязательно в прямом смысле. Так, до Петра 1 довольно распространенным был обычай, когда один из супругов постригался в монастырь - мирская жизнь на этом заканчивалась. Кстати, Петр сам воспользовался данным обычаем, сослав первую жену в монастырь. Кроме того, он приравнял ссылку к гражданской смерти, что фактически также означало развод.
Официально разрешить развод мог разрешить только Святейший Синод. Но это случалось крайне не часто, т.к. наше законодательство в этом отношении было достаточно строго. Развод мог быть произведен в случаях:
-доказанного прелюбодеяния одного из супругов;
-добрачной неспособности к брачному сожитию;
-когда один из супругов сослан в Сибирь;
-в случае безвестного отсутствия супруга.
Важным было то, что по взаимному согласию развестись было нельзя. Однако крестьяне не смотря на запреты составляли так называемые "разводные письма", после чего вступали в новый брак. Хотя ни государством, ни, тем более, церковью это не признавалось.
Рекомендую почитать по теме:
1. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа. - Москва, 2016. - 397 с.
2. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже xix—XX вв // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1.
3. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала ХХ В. как следствие гендерной асимметрии // Вестник ТГЭУ. 2009. №3.
Раздел: История России Дата публикации: 25.07.2020 21:51:11