↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Редакция

Обычаи, принятые во времена Российской империи, обладали крайне противоречивым характером. С одной стороны, крестьяне и мещане старались придерживаться вековых правил, царивших в деревне и городах, а, с другой стороны, аристократия всё время смотрела на Европу, пытаясь придумать что-то своё.

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. Кроме того, представления российских дворян о европейских брачных обычаях во многом черпались из романов, что вело к искажению реальности.

Среди аристократии стандартной процедурой сватовства было знакомство молодых людей, чаще всего это происходило на балах или в рамках дружеских визитов, наносимых семьями, как в том же романе "Анна Каренина". Молодые люди приглядывались друг к другу, после чего молодой человек спрашивал разрешения жениться у отца девушки, после чего, получив согласие, делал предложение по всем правилам, признаваясь в любви. Конечно, порой молодые люди сначала признавались друг другу в чувствах, но это считалось пошлым и нежелательным, так как родители предпочитали внимательно наблюдать за детьми, чтобы избежать невыполнения обязательств.

Особенности помолвки в дворянских семьях

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Среди русского дворянства царствовала некоторая свобода, навеянная идеями гуманизма и посвящения. Молодые люди были относительно вольны в выборе невест, но иногда их матери могли сосватать сына ради выгодного альянса. Помолвка - это в первую очередь обязательство, невыполнение которого навлекало к позору, что было сродни социальному самоубийству. Мужчина, который отказывался от своих слов взять женщину замуж без серьёзных на то причин, считался бесчестным, а женщина, которая давала обещания другому  покрывалась позором. Социальные нормы, распространяющиеся на брак, были крайне сильными.

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

Династические браки не пользовались особой популярностью, если речь не заходила о действительно влиятельны людях, их брак всегда представлял собой политическое действие, а не акт доброй воли. Например, члены царской семьи не были вправе выбирать себе супруга или супругу самостоятельно, тоже самое касалось детей высших чинов.

Особенности помолвки в крестьянских семьях

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

В отличие от дворянства, в российских деревнях жену сыну чаще всего выбирали родители, волю которых невозможно было оспорить. Вопросы брака несли исключительно практическое значение: плата подушного налога за сына, которого можно было бы женить, после чего он бы сам себя обеспечивал, необходимость продления рода и рабочей силы, средняя продолжительность жизни около сорока лет.
 
Конечно, далеко не всегда крестьянскими мужиками руководил банальный расчёт, тут многое зависело от региона, в каждом из которых были свои индивидуальные обычаи. В одних селах было принято полностью доверяться воле родителей, в других мужчине разрешалось выбрать себе жену самостоятельно.
 
Женщин из аристократических семей не готовили к настоящей брачной жизни и отношениям, в то время как жители деревни знали об этом гораздо больше, чем можно было предполагать. Тем не менее, законы о незаконнорожденных детях были такими же строгими для крестьян, как и для дворян. И в первом, и во втором случае, институт брака регулировала церковь, а не государство, из-за чего даже в аристократических семьях почти не встречались случаи развода, а незаконнорожденные дети выдавались за племянников и племянниц.
В целом, очень многое зависело от исторического периода, региональных особенностей.
 
Кстати, если девушка совершала до брака "преступления против нравственности", то юридически это никак не наказывалось. Однако, ей предстояло пройти через так называемые "позорящие наказания" перед вступлением в брак. Жестокость данных наказаний, во многом, зависела от традиций региона.
 
Можно ли было развестись?
«И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет»
Одним из вариантов расторжения брака была смерть одного из супругов. К счастью, не обязательно в прямом смысле. Так, до Петра 1 довольно распространенным был обычай, когда один из супругов постригался в монастырь - мирская жизнь на этом заканчивалась.  Кстати, Петр сам воспользовался данным обычаем, сослав первую жену в монастырь. Кроме того, он приравнял ссылку к гражданской смерти, что фактически также означало развод.
 
Официально разрешить развод мог разрешить только Святейший Синод. Но это случалось крайне не часто, т.к. наше законодательство в этом отношении было достаточно строго. Развод мог быть произведен в случаях:
-доказанного прелюбодеяния одного из супругов;
-добрачной неспособности к брачному сожитию;
-когда один из супругов сослан в Сибирь;
-в случае безвестного отсутствия супруга.
 
Важным было то, что по взаимному согласию развестись было нельзя. Однако крестьяне не смотря на запреты составляли так называемые "разводные письма", после чего вступали в новый брак. Хотя ни государством, ни, тем более, церковью это не признавалось.
 
Рекомендую почитать по теме:
1. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа. - Москва, 2016. - 397 с.
2. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже xix—XX вв // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1. 
3. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала ХХ В. как следствие гендерной асимметрии // Вестник ТГЭУ. 2009. №3. 

Раздел: История России
Дата публикации: 25.07.2020 21:51:11
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

История развития российской денежной системы с древнейших времен до 1917 года

С древних времен для покупки и продажи товаров использовались различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури, кожаные деньги и пушнина. Изучение отечественной денежной системы дает возможность раскрыть многие пробелы в истории, определить хронологию событий, восстановить данные политики, экономики, культуры..

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)

Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Петр I: Внешний вид, привычки и бытовые условия

Наружность, привычки и быт царя. Как Пётр отмечал праздники?.

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы

В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter