↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

«Сергий»

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Зверьева Анна

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.

Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал всех, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”,- говорил Сергий.

Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать.

В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. После этого он тихо скончался.

Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу Сергия обращались в тяжелые для России времена.

Для меня Сергий Радонежский был и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественному самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры. До какой высоты способна подняться наша земля с помощью веры и религии. Деятельность Сергия кажется мне чудесной, потому что не каждый человек будет стараться всю жизнь уйти от мира, не принимать на себя решения судеб окружавших его людей, не вмешиваться в происходящие вокруг события. В моих глазах Сергий Радонежский является скорее не авторитетом, а примером. Примером не только для подражания, но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле, духовном и земном, преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки, искусства и школы их небесным образцам. 


Раздел: История России
Дата публикации: 15.01.2014 10:58:32
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..

Читать

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

Быть достойными памяти Героев

Скромный, добрый, работящий, всегда с улыбкой… Таким Алексей Дмитриевич Мельников запомнился всем, кто его знал. Наш земляк в годы Великой Отечественной войны боролся за свободу русского народа, и в мирное время он оставался верным своему долгу, жил по чести и по совести. .

Читать

От медных бунтов к рыжику

Когда-то в России надежного человека называли «кредитным». Этим же словом удостаивали и всю империю, вызывавшую у соседей уважение за толковую финансовую, банковскую и дисконтную политику..

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter