Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев.
Детство Варфоломея прошло в Ростове Великом. Сейчас это маленький районный центр Ярославской области. А тогда это был город, где сохранились культурные традиции северо-восточной Руси. В силу разных причин здесь сохранились библиотека, церковное училище. Детство Варфоломея прошло в обстановке духовной культуры.
Уже в детские годы с Сергием Радонежским (это имя Варфоломей получил при монашеском постриге) случались чудеса. К нему являлись ангелы, он видел божественный свет. Рассказывают, что когда он был маленьким, то никак не мог овладеть грамотой. Однажды он ходил по усадьбе своего отца и искал пропавшую лошадь. И здесь ему повстречался старец, сидевший под деревом. Старец поинтересовался, почему он такой грустный. На что Сергий ответил, что никак не может овладеть грамотой. Старец дал ему просвирку и сказал, чтобы он ее съел. Сергий съел и почувствовал, что по телу разливается «сладость», и он вскоре стал легко овладевать грамотой. И такие чудеса присутствовали в его жизни постоянно.
В 1328 году семья переехала в город Радонеж. Сергий начинает интересоваться монашеской жизнью и хочет уйти в монахи. Эту идею ему подал старший брат Стефан. Он ушел в монастырь. Отцу Сергия Радонежского не понравилось это, и он как мог начал отговаривать сына от монашеского пострига. Сергий не хотел огорчать отца, и он остался с родителями, помогая им вести хозяйство и дела.
В 1337 году умерли родители. Свою долю наследства Сергий отдал младшему брату Петру, и вместе со старшим братом решил поселиться не в монастыре, а в глухом лесу, начать жизнь отшельника. Отшельник – это высшая степень монашеского совершенства. Они построили келью (место, где теперь находится Троице – Сергиева Лавра) и стали вести уединенный образ жизни. Старший брат не выдержал испытания и ушел, а Сергий остался. Он жил в полном одиночестве, все делал сам и так прожил несколько лет. Об отшельнике пошла молва, как о праведнике (святом человеке), который выжил один в глухом лесу и к нему стали приходить монахи. Вокруг Сергия появляется небольшая община -12 человек (апостольское число). Они строят небольшую деревянную церквушку во имя Святой Троицы. В то время практически не строили церкви во имя Святой Троицы. Культ Святой Троицы берет свое начало от преподобного Сергия. Его называли учеником пресвятой Троицы. Троица – это идея равенства без ущерба каждого (икона Андрея Рублева «Святая Троица»).
Сергий Радонежский и Андрей Рублев – это люди, жившие в эпоху Куликовской битвы. Оба они занимаются спасением накануне страшного суда. С этого времени начинается национальное возрождение, а точнее рождение России, а ее основателем стал Сергий Радонежский.
Авторитет Сергия Радонежского держался в общине на общении с людьми, он был им как старший брат, как отец. Это была община, в которой возродился дух братской любви и единомыслия. Они жили по принцип: « Не делай другому того, что не хочешь себе». Это было ново для того времени. В других монастырях процветали : жадность, склоки, ненависть и т.д.. И люди стали приходить к преподобному Сергию, чтобы посмотреть на это «чудо», стали говорить: «В нашей стороне появился праведник».
Праведник – посланец бога. В то время считали, что нашествие монголо – татар – это наказание за грехи Руси. Как спастись? Вернуть милость божью. Как это сделать? Вести праведный образ жизни. Праведник – знак к возрождению милости божьей. Русская земля поднимается. Как показатель праведного образа жизни – монашеская община Сергия Радонежского.
В 1354 году Сергий Радонежский в монастыре ввел «Общежительный устав». Равенство всех иноков, строгая дисциплина, возвращение к традициям Киево -Печерского монастыря.
У Сергия Радонежского было много врагов, его деятельность многие считали вредной. В монастырь возвращается его брат Стефан и требует передать управление общиной ему, так как он также считает себя основателем монастыря. Сергий Радонежский, чтобы не ссориться с братом уходит из общины, поселяется в глухих лесах на реке Киржач. Его долго искали, а когда нашли, попросили вернуться. Но Сергий не захотел возвращаться. Тогда вмешался митрополит Алексий, который своей властью заставил вернуться Сергия в монастырь, а кто не захотел подчиниться воле митрополита, тех расселили в другие монастыри.
Сергий Радонежский за свою жизнь основал около 20 монастырей, причем не только в Москве, но и в отдаленных местах. Например, Симонов монастырь в Москве, Андроников монастырь и другие. С помощью монастырей идет освоение новых земель. Также у преподобного Сергия Радонежского было много учеников, с возрастом он становится духовным наставником, его авторитет непоколебим.
Когда встал вопрос о передаче власти митрополит Алексий предложил крест и место митрополита Сергию Радонежскому, но тот отказался, вернул крест. Сергий понимал, что его место в Троицком монастыре.
Преподобный Сергий Радонежский сыграл большую роль в победе ополчения на поле Куликовом. В 1380 году у Дмитрия Донского не хватало сил, чтобы противостоять армии Золотой Орды. Ему нужно было собрать ополчение. А чтобы люди пошли воевать, им надо было объяснить, что это священная война. Дмитрий поехал к Сергию просить благословения на битву с Мамаем. Сергий дал ему благословение, а также по его совету в войско Дмитрия вступили два монаха: Александр Пересвет и Родион Ослябя. Один из иноков погиб во имя победы.
Сергий Радонежский никогда не участвовал в боевых действиях, ни с кем не сражался, но по исторической деятельности был выше полководцев того времени. Это золотая легенда Русской церкви. Сергий был церковным дипломатом, великим христианином, организатором новых монастырей, учителем, который воспитал много учеников, которые несли его учение в жизнь.
25 сентября 1392 года Сергий Радонежский умер. Этот день является днем памяти Сергия Радонежского. В основанном им монастыре – Троице - Сергиевой Лавре, крестят младенцев, люди приходят помолиться перед важными событиями в их жизни, преклоняются перед мощами Сергия. Русские князья, цари приезжали в день памяти Сергия Радонежского и шли пешком до монастыря, так как сам преподобный всю жизнь ходил с различными церковно – политическими миссиями пешком. Это был его принцип.
Раздел: История России Дата публикации: 14.12.2013 23:29:34
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья
В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..
Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина
По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .
И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ребятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну завод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем делали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..
В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..
Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.
Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .
Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.
В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .
Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года
Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .
Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. «Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской...», - который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)
Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..
Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков
В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .