↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Силен тот род, который своих предков помнит и бережет!

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Кудашов Николай Федорович

«Силен тот род, который

своих предков помнит и бережет!»

(народная мудрость)

 

«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», - эти строки знакомы многим, но для каждого человека существует свой ответ. Для меня Родина - это родной дом, улица, мать и отец, друзья, школа, колледж. Это любимые река, лес, поляна. Это огромная и многогранная Россия. Это люди, еенаселяющие, – разные и неповторимые. Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о далеких родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю семьи, края, страны. Можно было знать своих предков, род до последнего колена, гордиться их деяниями.

А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем занимались? Сегодня, как ни печально это отметить, многие люди утратили родовые корни и не знают даже имен прабабушек и прадедушек, хотя миллионы из них могли бы гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Рано или поздно у каждого человека возникает желание узнать и понять «Кто он? Откуда родом?». Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед Новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Буряты всегда с особым почтением относились к своим предкам. По традиции, бурят должен знать предков до седьмого колена, но некоторые знают родословную до двадцатого. А я проследил по линии папы и мамы четыре поколения.

Каждый из нас происходит от множества фамилий. Народная мудрость сравнивает ребенка в семье с почкой на ветвях большого дерева, родителей – с ветвями, рожденными стволом этого дерева, ствол – с семьей, а землю - с тайнами, которые скрывают корни этого дерева (т.е. истоки становления этой семьи). Задумавшись над этим, я решил раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.

В моей родословной нет людей, о которых пишут в учебниках по истории России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. Если у каждого подростка будут сформированы представления о своей родословной, это приведет к укреплению семейных отношений.

Передо мной стояли следующие задачи:

1. Собрать и цифровать информацию семейного архива; 

2. Изучить и упорядочить информацию семейного архива;

3. Расширить объём поиска родственников и биографических данных;
4. Обобщить и систематизировать найденные сведения;
5. Составить генеалогическое древо семьи;

6. Изучить историю семьи и семейные традиции;

7. Выяснить значимость семейных традиций, способствующих укреплению духовных ценностей семьи.

Практическая значимость исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о предках, о тех людях, с которых можно брать пример, на кого мы можем равняться.

При разработке проекта я провел анкетирование среди ровесников – студентов 1 курса Пензенского многопрофильного колледжа (Приложение №1). По результатам я сделал вывод, что учащиеся не знают не только имена своих прабабушек и прадедушек, но некоторые даже не знают отчества своих бабушек. Больше половины респондентов не знают, что такое родословная и как ее составляют. Я думаю, что отсутствие знания о своих корнях, ведет к незнанию истории Родины, к неумению дать верные оценки современным происходящим в мире и в стране событиям.

Чтобы выяснить историю своего рода, я обратился поочередно к каждому члену семьи. Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям. Ценными помощниками в этой работе стали для меня бабушки и дедушки, которые с интересом занимаются изучением родословной.

Для графического изображения родословной, я выбрал простую и наглядную схему (Приложение 2). Моя родословная пока небольшая, но в ней собрана информация о ближайших родственниках, с которыми я состою в кровном родстве. Я планирую изучить документы Государственного архива, дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, написать историю семьи до седьмого поколения, историю семьи, которую я люблю и которой горжусь.

1. Моя родословная

1.1. Мои прадедушки и прабабушки по отцовской линии

Как и у каждого человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но их уже нет в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Кудашов Федор Лазаревич (Приложение 2)

Родился 1914 году в крестьянской семье в селе Верхняя Дубровка Камешкирского района Пензенской области. Рано мой прадед узнал, что такое тяжелый крестьянский труд. Когда ему не было и 12 лет, умер его отец, он остался старшим в доме вместе с его братьями Андреем и Ильей. Он вместе с матерью на лошади стал пахать землю и убирать хлеб. В возрасте 18 лет, когда в село стала поступать сельскохозяйственная техника, прадедушка стал первым трактористом в селе. За хорошую работу его отправляли на Слет ударников сельского хозяйства в Москву.С 1937 года по 1940 год он служил в рядах рабоче-крестьянской красной армии.

В 1938 году, во время службы в армии, он принял участие в вооруженном конфликте с Финляндией.В ноябре 1940 года он демобилизовался из армии и всю зиму ремонтировал трактор. Провел весенний сев. У него была самая мирная профессия – он растил хлеб. Но 22 июня 1941 года ураганом ворвалась в каждый дом война. Не миновала она и семью прадедушки. Она перевернула не только замыслы, но и жизнь. Разом, в одну минуту, отошло в прошлое все. Жена, сын и еще неродившаяся дочь остались одни. Прадед ушел на войну. Воевал недолго. Когда враг подходил к Москве, в декабре 1941 года, защищая столицу, Кудашов Федор Лазаревич погиб. В честь него Федором назвали его внука - моего отца.

Кудашова (Шамаева ) Ирина Анисимовна (Приложение 2). Родилась в 1913 году. В 27 лет осталась вдовой. Воспитывала одна двоих детей. Всю жизнь проработала в колхозе. После войны возили снопы на своей корове для колхоза, также работала в поле. Моя прабабушка умерла в 1995 году.

Константинов Сергей Дмитриевич (Приложение 2). Родился в 1905 году. Всю свою сознательную жизнь работал в колхозе. Был мастером на все руки. Мог умело перекатать валенки. Своё умение к трудолюбию он передал сыну. Но вскоре началась война. Прадедушка ушёл на фронт. Во время Великой Отечественной войны был несколько раз ранен. Вернулся с фронта инвалидом, с одной ногой. Умер в 1976 году.

Константинова (Матфеева) Полина Ефимовна (Приложение 2)

Родилась в 1907 году. Проработала всю сознательную жизнь в колхозе. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. Воспитала восьмерых детей. Имеет «Орден материнства» первой степени. Умерла она в 1997 году, в возрасте 90 лет.

 

1.2. Мои прадедушки и прабабушки по материнской линии

Сараев Максим Андреевич (Приложение 3). Родился 8 апреля 1911 года в селе Дубровки. Проживая в селе, как и все сельские мальчишки, научился рано пахать, косить, сеять, ухаживать за животными, помогать взрослым по хозяйству.  В грозный и страшный 1941 год был призван в ряды вооруженных сил на защиту Родины. Участвовал  в боях за Ленинград. На всю жизнь прадедушка запомнил, как трудно было выжить в блокадном Ленинграде. За участие в героической обороне Ленинграда был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За отвагу». По окончании войны вернулся в село. Работал на кузнице - вручную делал сохи. Позже работал в строительной бригаде в колхозе. Дедушка был мастером на все руки. Умер 15 декабря 1986 года.

Сараева (Цыбаева) Анастасия Григорьевна (Приложение 3). Родилась12 июля 1911 года в селе Наскафтым Шемышейского района. Работать начала с раннего детства, косила сено, пасла скот. Когда вышла замуж, переехала жить в село Дубровки. Они вместе с прадедом воспитали пятерых детей. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду. Моя прабабушка была терпеливая и сильная духом. Она всегда всё успевала.

Тюгаев Александр Михайлович (Приложение 3). Родился 31 марта 1929 года в селе Дубровки. Закончил Камешкирское училище механизации сельского хозяйства. Работал на колхозной электростанции – подавал с помощью мотора людям первый свет. Позже работал трактористом в колхозе. Умер в 7 февраля 2007 года.

Тюгаева (Семагаева) Мария Яковлевна (Приложение 3). Родилась 28 июня 1929 гола в селе Мамадыш Камешкирского района. Ей сейчас 84 года. Она рассказала, что когда ей было 3 года, умер ее отец. Мама с тремя детьми осталась одна, вышла замуж в село Дубровки и вместе с детьми семья переехала на новое место жительства. У мужа тоже было пятеро детей, а потом родились еще два совместных ребенка – всего семья поставила на ноги и воспитала девять детей. Жили в то время очень бедно, целыми днями работали, пережили период голода начала 1930-х годов - питались «хлебом из листьев». Она улыбается и говорит: «Наверное, потому и живу долго, что ела здоровую пищу». Они вместе с прадедом воспитали шестерых детей. Имеет медаль «Материнская доблесть».


1.3. Мои бабушка и дедушка по отцовской линии

 

А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.

Лучше друга не найти - обойди весь свет. Лучше бабушек и дедушек в целом мире нет. В семье Кудашова Федора Лазеревича и Кудашовой (Шамаевой) Ирины Анисимовны родился 27 сентября 1936 года мой дедушка Кудашов Николай Федорович (Приложение 4). После окончания школы, он закончил Камешкирское училище механизации сельского хозяйства. Работал трактористом в колхозе. Затем заочно закончил Пензенский сельскохозяйственный техникум имени Ленина, по специальности агроном. Работал председателем сельского совета, был секретарем парткома, затем директором совхоза «Кулясовский». В 1966 году был награжден медалью за «Трудовое отличие». В 1970 году медалью за «Трудовую доблесть в честь 100 - летия Ленина». В 1984 году – ветеран труда. В 1972 году награжден медалью «50 лет СССР». Дедушка всегда мне показывает фотографии в семейном альбоме, рассказывает о прадеде и учит меня быть честным и правдивым.

В семье Константинова Сергея Дмитриевича и Константиновой (Матфеевой) Полины Ефимовны 6 июля 1934 года родилась моя бабушка – Кудашова (Константинова) Нина Сергеевна (Приложение 4). Она трудилась в колхозе села Дубровки. Воспитала пятерых детей. Имеет медаль «Материнская доблесть»

1.4. Мои дедушка и бабушка по материнской линии

 

В семье Сараева Максима Андреевича и Сараевой (Цыбаевой) Анастасии Григорьевны родился 3 июня 1953 года мой дедушка – Сараев Николай Максимович (Приложение 5). После окончания восьмилетки он поступил учиться в училище села Махалино. После армии работал шофером в колхозе «Красный Октябрь» села Дубровки. Его фотография висела на доске почета. Они вырастили троих детей. Сейчас дедушки нет, он умер. Но мы его всегда будем помнить и любить. Я буду помнить, как он любил баловать нас с братом сладостями, как он рассказывал нам сказки.

В семье Тюгаева Александра Михайловича и Тюгаевой (Семагаевой) Марии Яковлевны родилась 10 марта 1955 года моя бабушка - Тюгаева (Сараева) Нина Александровна (Приложение 5). Она работала на Сурском суконном комбинате. Потом вышла замуж и с января 1976 года работала в сельском совете села Дубровки секретарем. Сейчас она на пенсии. Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. В доме у неё всегда чисто и уютно.

1.5. Моя семья

«Семья – это, что с тобой всегда

Вот она, моя семья:

Папа, мама, брат и я!»

Мой папа, Кудашов Федор Николаевич (Приложение 6). Родился 6 сентября 1975 года в селе Дубровки. Имя Федор означает «Божий дар». Закончил Дубровскую среднюю школу и в 1992 году поступил учиться в Городищенское педагогическое училище, а затем закончил Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г.Белинского. Он работает в школе учителем. Мой папа трудолюбивый, он делает все аккуратно, надежно и долговечно.

Моя мама Кудашова (Сараева) Людмила Николаевна (Приложение 6).Родилась 30 июля 1977 года в селе Дубровки. Она работает в своей родной школе. Моя мама добрая и отзывчивая. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает нам готовить уроки. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями.

Немного о себе: Меня зовут Николай. Мне 18 лет. Я родился 1 ноября 1997 года. Так меня назвал папа – в честь дедушек. Имя Николай означает «победитель». Мой брат – Максим. Он родился 27 сентября 2001 года. Ему 13 лет. Он учится в школе села Дубровки. Его назвали Максимом в честь прадедушки. Имя в переводе от латинского слова «максимус», что означает «величайший».

Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. Мои неизвестные предки подарили жизнь моим прабабушкам и прадедушкам, а те - бабушкам и дедушкам. В прошлом лица близких и дорогих нашей семье людей. Они подарили жизнь моим родителям, и благодаря судьбе, мои родители смогли встретить друг друга.

2. Семейные традиции

Толковые словари по поводу семейных традиций пишут так: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Для меня традиции семьи – «живой родник», питающий живую душу семьи. Сравнение запало в память вместе с праздничным застольным тостом, произнесенным кем-то из близких людей.

В моей семье, как в цветущем саду, есть и крепкие незыблемые семейные устои, скрепленные памятью многих поколений, и родники «живой» воды – семейные традиции, которые собирают всех членов семьи вместе. Добрые традиции, подобно родникам укрепляют – животворят семью. Семейные традиции.

Почитание главных православных праздников

Праздник Рождества Христова - один их самых почитаемых. Последний день Рождественского поста называется сочельником. Моя бабушка в это день готовит из зерен пшеницы и риса сочиво. И угощает всех нас. А рано утром 7 января маленькие дети с друзьями отправляются по дворам села колядовать. Бабушка научила нас с братом исполнению песни «Рождество Христи боже наш», которую мы пели в честь Рождества Христова, а люди одаривали нас сладостями и деньгами. А на Святочной неделе мы наряжались в ряженные и ходили с песнями по дворам, а хозяева радушно нас встречали (Приложение 7).

Масленица - это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут - блины, круглые, как солнце. Моя бабушка научила маму ставить тесто на блины с вечера. Она встает рано утром и печет гору блинов, ловко переворачивая их на сковородах, а потом ими всех угощает. Но больше мне нравятся бабушкины блины, потому что она печет их перед огнем в печке, они получаются толстыми, пышными и очень вкусными.

Прощенное воскресенье. В нашей семье есть такой обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга. У бабушки собирается вся семья. В этот день нужно просить прощения у всех, кого ты обидел за прошлый год, и прощать тем, кто обижал тебя. Это очищает нашу душу от грехов, и тем самым, мы с чистым сердцем и светлыми помыслами готовимся к великому празднику Светлого Христового Воскресения - празднику Пасхи. Первыми просят прощения у взрослых самые маленькие, а потом по возрасту все остальные. Перед тем как просить прощения нужно встать на колени, а потом три раза поцеловаться. В этот день бабушка печет хлеб и когда провожает всех детей, дает всем с собой по караваю.

За неделю до Пасхи в нашей семье празднуют Вербное Воскресение. Мы с братом ходим в лес за веточками вербы, а в Вербное Воскресенье мама с утра, когда мы еще спим, прихлопывает нас вербой, приговаривая «Не я бью, верба бьет». Потом эту вербу ставим у иконы и храним целый год, она должна принести здоровье, богатство, радость и счастье.

Праздник Светлого Христова Воскресения.Пасха - самый большой православный праздник в нашей семье. К этому дню в нашей семье мы готовимся с радостью. Вечером мама красит яйца, печет куличи и готовит творожную пасху (Приложение 7). А утром на окошко ставится тарелочка с пасхальными угощениями – сладостями и крашенными яйцами – для детей. Особенно в семье радуются приходу первых «вестников» и огорчаются, если детвора задерживается взять угощения. Моя прабабушка Тюгаева Мария Яковлевна (85лет) (Приложение 7) вспоминает, когда была ребенком: «Жили бедно, но к Пасхе наводили чистоту в избах. До желта скребли некрашеные полы, столы и лавки; чистили до блеска посуду; вычищали всю грязь, накопившуюся в доме. Мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не пришлось хлопотать. В этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят – «весь год чистота в доме водиться будет». На Пасху мама доставала из сундука выходное простенькое платьице, но для меня оно было сказочным, и я ждала этого момента целый год и рано утром мы шли по селу, заходя в каждый дом собирать пасхальные угощения. Крашеные яйца были в то время, можно сказать, богатством, их варили только для своей семьи и большим счастьем было, если кто – то тебе даст яичко. Однажды моей подруге повезло - родственница дала ей узорчатое яичко, мы в то время играли на горе в катание яиц и, получилось так, что ее яйцо упало с горы в воду. Сколько было слез….»

Обряды уходят корнями в прошлое, но мы является хранителями культурных традиций и исторических ценностей. Мы все куда-то торопимся, бежим, и часто забываем про такие замечательные праздники. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение к историческому прошлому наших предков.

3.Семейные реликвии

Во многих семьях есть вещи, которые передаются по наследству: из поколения в поколение. Это семейные реликвии. Если довериться словарям и справочникам, то реликвия - это «вещь, свято хранимая как память о прошлом». Некоторые считают, что реликвия имеет значение материальное, но я думаю, что реликвия, прежде всего, имеет духовную ценность. Может быть «лик» - это лицо семьи, лицо рода? Тогда «реликвия» - это «сохранение семейного лика».

Семейная реликвия - небольшой предмет, 
Но ценят его мама, бабушка и дед.
Семейная реликвия хранит в себе тепло 
Моих далеких предков, и мне оно мило.

Я провел исследование - поиск старинных предметов нашей семьи, и узнал, какие старинные вещи хранятся в бабушкином сундуке. Сундук вместе с бабушкой и дедушкой, пережил все радости и невзгоды долгой жизни. Дед открыл мне тайну старинного сундука.

Самым первым дедушка достал письмо (Приложение 8) которое прадед прислал с войны. Это была единственная весточка от дедова отца. Он каждый раз с печалью достает это письмо и со слезами на глазах его читает. Также дед показал мне характеристику на моего прадеда Кудашова Федора Лазаревича, которую написали ему для того, чтобы отправить как лучшего тракториста на сельскохозяйственный слет в Москву.

Еще одна священная вещь из бабушкиного сундука – это старинная икона, переданная прабабушке от ее мамы. Ее уже нет, а вещь, принадлежавшая ей, живет, сохраняя память о родном человеке.

Затем дедушка вытащил толстый пакет из плотной черной бумаги, перевязанный резинкой. В нем лежат всякие документы: пожелтевшие справки, квитанции, расписки. Здесь же в пакете хранятся похвальные листы и почетные грамоты всей семьи Кудашовых. Я с интересом рассматривал грамоты отца, награды дедушки.

На дне сундука лежал в синей потертой обложке семейный альбом. Дедушка с бабушкой сели рядом и стали листать страницы (Приложение 8). Я увидел, как светлеют их лица, когда они вспоминают прошлое, как разглаживаются на мгновение морщинки. Они смотрят на эти фотографии, проживая заново жизнь. Семейный альбом хранит память истории семьи.

Почему мы храним эти вещи? Они дороги нам как память о наших родных и близких. История вещи - история человека. Традиции помогают хранить историю семьи своих предков. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать их из поколения в поколение, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда.

4. Выводы

Итак, с помощью моих родных, я, насколько это возможно, восстановил родословную своей семьи. Я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем! И пусть мои предки не были историческими знаменитостями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я могу ими гордиться! Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода.

А еще я сделал для себя вывод, что «Семейные традиции должны жить!»  Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, выбирает свое будущее - будущее семьи и будущее страны. Семейные традиции сохраняют связь и теплые отношения между поколениями.Я думаю, что человек, не знающий предков, не знающий истории страны, - это невежественный и неблагодарный человек. Ведь не зря говорят: «Силен тот род, который своих предков помнит и бережет».

Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я передам эту родословную детям, в свою семью принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью и Родину. Когда-нибудь и я стану дедушкой, и мои потомки будут оглядываться на мою жизнь, стремясь узнать, каким я был, как я жил и какие традиции соблюдал.

 

Приложение 1

 

Результаты анкетирования

 

(опрошено 100 респондентов 16-17 летнего возраста)

 

  1. Как вы думаете, должны ли люди знать историю своей семьи?

  2. Знаете ли вы имена своих бабушек и дедушек?

  3. Знаете ли вы имена своих прабабушек и прадедушек?

  4. Знаете ли вы дни их рождения?

  5. Какие у них профессии? Чем они занимались?

  6. Есть ли в вашем роду известные люди?

 

Знаете ли вы имена своих прабабушек и прадедушек?

kuda1



 

Автор: Кудашов Николай Федорович
Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 07.04.2015 08:50:37

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Судьба страны на примере истории моей семьи

В моей работе пойдет речь о любимой прабабушке Кий Марии Семеновне – ветеране войны и труда, беззаветно служившей всю свою жизнь на благо родины. Я хочу, чтобы на страницах Спасских летописей было больше материала об этом человеке с уникальной судьбой. Ее рассказы о войне интересны и познавательны, ее отношение к труду вызывает уважении и восхищение. .

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов..

Читать

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Общая характеристика Пензенского сыскного отделения

Краеведческое исследование по теме Пензенской сыскной полиции на основе архивных данных.

Читать

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа: особенности источниковедческого анализа. На основе записанных на видео воспоминаний Ольховой Марии Ивановны.

Читать

Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых

Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .

Читать

Ширшов Б.М. Гвардии лейтенант. От Кенинсберга до Праги. Ширшов А.М. Лейтенант. Гибель на Кавказе.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 – война Союза Советских Социалистических Республик против Германской империи и её союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии); решающая часть Второй мировой войны..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter