Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжела была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям.
Слышно голос экскурсовода. Идет дождь. Мелкий, неприятный, холодный осенний дождь. Идёт экскурсия. Она переносит нас в 1943 год. 21 марта жители деревеньки Хатынь спокойно легли спать. Ночью жителей вывели, привели в ветхий сарай и подожгли. Из сарая слышались крики детей, женщин и стариков. Те, кто пытался бежать были расстреляны на месте. Позже, в сгоревший сарай заходят каратели и стреляют в уже мертвых людей. Но что сделала ни в чем неповинная деревенька?
Обратимся к хронике событий.
21 марта на дороге в город Логойск партизаны из отряда «Дяди Васи» подбили 1 легковую машину и 2 грузовые марины 118 Шуцманшафтского батальона. 201 охранной дивизии
26 Жителей деревни Козыри, находившейся неподалеку от Хатыни были расстреляны. Просто так. Без суда и следствия. Так же, во власти своего гнева Дирневангер, штурмбаннфгоррер 118 батальона приказал уничтожить деревню Хатынь.
Кто же составлял ту часть батальона, который в ту злополучную ночь совершили столь жестокое преступление?
Это были 100 человек Украинской армии, которые были склонны взглядами с фашизмом и, внимание, пленные РККА. командиры — майор Смовский, майор Иван Шудря;
А именно, украинские националисты, предавшие СССР. После войны Украинское правительство выдвинуло просьбу о неразглашении своих поступков . Во время СССР этот поступок был убран из истории.
В наше время этих людей чествуют как героев на Украине. Так же там стоит памятник Украинским карателям.
Один из самых ярких представителей карателей был Григорий Васюра. Он был взят в плен немцами, а вскоре перешел на их сторону. Отличился в Бабьем Яру особой жестокостью, за которую он стал командиром штаба 118 дивизии. После войны получал медали и почести от Украинской власти как герой. Но позже вскрылась правда, и он был расстрелян.
Григорий Васюра
Но не все жители деревни погибли.
Одного жителя деревни, Виктора Желобковича, вывела из горевшего сарая его мама. Она прикрыла сына от пуль своим телом. Под ее телом мальчик пролежал до утра. Под телом самого дорогого ему человека.
Антона Барановского гитлеровцы приняли за мертвого. Он упал раненый в обе ноги.
Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета.
Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.
Яскевич выжил, он спрятался в сарае с картошкой. Немцы видели его, но не убили. Значит, они убивали поголовно.
Так же Соне Яскевич и Саше Желобковичу удалось спастись от нацистов.
Иосиф Каминский спасся и пришел в себя после той злополучной ночи. Но его ждало еще одно несчастье, среди груды тел он нашел тело своего сына. Поднял на руки и долго стоял.
Вот так и наступило затишье над Хатынью. Вечное затишье. Больше нет детских голосов, девушек, работавших в своих домах по хозяйству. Нет тех людей, которые вошли в историю как непокорившийся народ.
На месте этой деревни создан мемориальный комплекс.
На месте каждого жилого дома стоит бетонный столб стабличной семьи, которая жила в нем. Так есть и дети 7, 6…лет и даже 7 недель. Наверху столбов висят колокола. Все эти колокола звонят каждые полминуты напоминая нам о страшной трагедии. У каждого из домов стоит бетонная открытая калитка, которую больше уже никто не откроет.
На месте сарая воздвигнута крыша, которая представляет собой тяжесть, упавшую на Хатынцев. От крыши идет дорога уменьшающаяся вдаль. Она символизирует последний путь.
На мемориальном памятнике написано
Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!
В комплекс входят памятники в виде могил сожженных деревень, которые горят огоньками ночью, создавая иллюзию пожара. Так же, стоит плита, на которой деревни, которые восстановили после войны.
В мемориальном комплексе Хатынь есть памятник концлагерям Белоруссии, представляющие из себя наименование лагерей за решеткой.
А мы возвращаемся в реальность. Уже нет тех страшных времен. Мы стоим напротив памятной стены, посвященной концлагерям.
Около плиты номер два столпилась группа во главе с экскурсоводом. В глазах людей застыла боль. На этой плите вы видим памятную запись. Это запись о концлагере для детей! Жертвами его стали сотни детей Жлобинского, Добружского, Рогочевского, Стрешинского районов в возрасте от 8 до 14 лет.
1990 детей Гитлеровцы вывели из лагеря в Германию и превратили их в доноров крови для фашистских солдат и офицеров. После этого, когда в детях оставалось мало крови, им давали конфету или пилюлю, и они умирали.
Вот наша группа идет под дождем к памятнику Непокорившегося человека. Это и есть тот самый мужчина, нашедший своего ребенка, который умирал у него на руках. Он олицетворяет ту скорбь и ненависть к фашистам.
Идет мелкий дождь, который, казалось бы, символично напевает нам скорбную песню Хатыни.
Далее вы сможете посмотреть картины Хатыни.
Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?
Раздел: История России Дата публикации: 15.01.2014 19:51:05
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Победа ковалась в тылу
«Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война. Что дали фронту оставшиеся в тылу, в моей деревне, в основном женщины, дети и старики? Они дали несколько тысяч пудов хлеба, мяса, несколько тысяч литров молока, кроме продовольствия еще и одежда, и деньги. .
Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)
Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..
Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. .
Избрание князя в Новгородской республике как прототип избрания главы государства в современной России
Выборы являются неотъемлемой частью русской государственности. Выборы высших должностных лиц государства являются показателем того, что государству действительно присущи некоторые принципы демократии. Изучение вопроса о выборах князя позволяет определить исторические истоки выборов главы государства..
Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .
Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».
В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..
Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..
Мой прадед – Мартыненко Василий Артемович, был участником Великой Отечественной войны. Он прошел войну, начиная с июня 1941 года под Смоленском и закончил в мае 1945 года в Германии в звании старшины – командиром отделения связи 890 артиллерийского полка 2 Белорусского фронта (на фото справа)..
Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..