↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления // XVI Лебедевские чтения: сб. материалов Всерос. Науч.-практ. Конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. С. 115- 118.

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата [1, С. 14]. А после создания бесклассового общества необходимость диктатуры пролетариата отпала бы сама собой.

Однако, большевики, придя к власти, столкнулись с проблемой осуществления этой цели на практике. Было создано общество, в котором не было места буржуазии. Но это ещё не означало достижения социальной однородности общества. Кроме рабочего класса, опоры советской власти, было ещё крестьянство, а так же слой интеллигенции. Разницу между рабочим классом и крестьянством предполагалось решить с помощью перестройки общественного хозяйства «переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупному хозяйству» [1, С. 277]. Кроме того, никуда не делись этнические, региональные различия, существовавшие на протяжении долгих лет.

Для того, чтобы сплотить различные слои общества необходима была не просто общая идея, а целая система взглядов, которую бы разделяло большинство советского общества не зависимо от их места в системе разделения труда и этнической принадлежности. Создание такого нового, «советского» человека предполагалось осуществить с помощью культурной революции. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции.  В последствии был сформулирован термин для новой идентичности: «Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма» [2, С. 76].

На протяжении всего существования Советского союза идея бесклассового общества оставалась важнейшей составляющей идеологии правящей партии. Социальные различия и социальное неравенство не считались тождественными. Провозглашалось, что становление бесклассовой структуры советского общества «в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма» [3, С. 18]. XXII съезд КПСС развивал дальше марксистско-ленинское учение о ликвидации классовых различий при переходе от социализма к коммунизму. Считалось, что при социализме ликвидирован антагонизм классов и имеет место не борьба, а содружество классов, а создание бесклассового общества — это длительный исторический процесс. В политическом словаре про социальную структуру советского общества писалось, что «советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции» [4, С. 411]. Однако на деле, все выглядело несколько сложнее.

В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г., говорилось о том, что «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания» [5, С. 70].  Такая постановка проблемы свидетельствует о нерешенности проблемы социальной однородности общества, о попытках власти найти новые пути для решения этого вопроса.

В структуре советского общества выделялось положение слоя высших управленцев, партийно-советской бюрократии, которая поначалу имела весьма ограниченные и строго контролируемые преимущества и, что тогда было более важно, в снабжении продуктами, обеспечении жильем и транспортом. Впоследствии эти привилегии расширялись [6, С. 21-22].  По сути, это означало отрыв партийной элиты от народа, как в экономическом, так и в социальном плане, появление новых противоречий. Кроме того, идея социальной однородности советского общества натолкнулась на то, что проводить политику, направленную на достижение этой цели должны были партийные функционеры, чьи привилегии стали такой же проблемой на пути достижения социальной однородности.

Общая идея, сплачивающая многонациональный народ, со временем перестала выполнять свою функцию. Как отмечают исследователи, вера в лозунги о реальной возможности создания коммунизма продолжала существовать и действовать в СССР только до середины 1960-х годов. Индустриализация, коллективизация, революционные изменения в культуре, поднятие целинных земель проводились на волне общего подъёма, героического энтузиазма советских людей, приближавших справедливое и счастливое будущее. Значительную роль в долголетии социалистической идеологии сыграла Великая Отечественная война, которая сплотила общество в едином порыве борьбы за победу над фашизмом, а после восстановление разрушенного в военные годы народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать [7, С. 93]. Причина этого, по всей видимости, заключалась в разнице между декларативными обещаниями советской власти и действительностью, отдаленностью заявленной цели.

С размыванием общей идеи, цели для населения общегосударственные интересы становились менее значимыми, чем материальные, этнические и т. д. Это, в условиях отсутствия социальной однородности, способствовало разобщенности общества, нарастанию  противоречий между различными слоями населения.

Хотя мероприятия направленные на создание новой культуры, «советского» человека дали определенные плоды, однако достичь социальной однородности советского общества так и не удалось. Более того, по мере развития и расширения бюрократической системы, партийная номенклатура все сильнее отделялась от основной массы населения, превратившись в привилегированный слой общества. Не удалось убрать этнические и региональные противоречия, яркой иллюстрацией чего могут служить события, последовавшие за развалом СССР. 

Необходимо отметить, что хотя достижение социальной однородности общества достаточно утопично, но опыт проведения советской власти мероприятий, направленные на достижение этой цели, мы можем использовать для разрешения противоречий между различными слоями общества, формирования гражданственности.

 

Примечания

  1. В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т. 39. Москва: Политиздат, 1970
  2. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
  3. Машков А. П. Формирование социальной однородности советского общества. Л., 1974, 40 с.
  4. Краткий политический словарь. М., 1988. 478 с.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
  6. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 19-28.
  7. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ. 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 01:52:16
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

Герой великой войны

  Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми её героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой Великой Отечественной Войны?.

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

Герои нашей семьи

Мой прадед – Мартыненко Василий Артемович, был участником Великой Отечественной войны. Он прошел войну, начиная с июня 1941 года под Смоленском и закончил в мае 1945 года в Германии в звании старшины – командиром отделения связи 890 артиллерийского полка 2 Белорусского фронта (на фото справа)..

Читать

Самозванцы

Рассмотрена история смены правящих династий в России и престолонаследия со времени Ивана IV до 1917 года: от Рюриковичей к Годуновым, от Годуновых к Романовым и Голштейн-Готторпам. Обсуждена законность появления Романовых на русском престоле. .

Читать

Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии (февраль – март, 1918 г.)

Одной из героических, но трагичных страниц в истории России стал знаменитый первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии от Ростова-на-Дону до Екатеринодара, который начался 22 февраля 1918 года. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Защитники войны

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной..

Читать

Памятник «Красным мадьярам» на Березовом острове озера Сугомак

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter