Как-то раз, вернувшись из школы, я по привычке включила телевизор. Рассказывали о Бородинском сражении. Моё внимание привлекла история молодой женщины, которая разыскивала труп погибшего мужа.
Сражение закончилось, а на поле остались тысячи закоченевших трупов русских и французских солдат, лошадей. На поле работали крестьяне, которые собирали тела павших, сносили в огромные кучи и сжигали. Среди едкого дыма бродила женщина в сопровождении монаха. Она не боялась и лично осматривала каждый труп.
По преданию, ночью при свете фонаря нашла она только палец с кольцом своего мужа - генерал-майора А.А.Тучкова, командовавшего Ревельским пехотным полком. Во время боя Наполеон провел восемь ожесточенных атак, направив более 45 тысяч солдат пехоты и конницы, 400 артиллерийских орудий, против 20 тысяч русских солдат и 300 орудий, оборонявших Багратионовы флеши. Полк дрогнул, тогда генерал А.А.Тучков схватил знамя и повёл солдат вперёд. Через несколько мгновений он был убит. На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, Маргарита Михайловна Тучкова решила установить памятник. Вначале поставили деревянную часовню, а в 1820 г. её сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного. Именно икона Спаса Нерукотворного была полковой иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.
Чтобы собрать средства на строительство церкви, М.М.Тучкова продала свои драгоценности. Строительство стало всенародным: свой вклад внёсли цари Александр I, Николай I, семьи солдат и офицеров, погибших на Бородинском поле. С конца 1820-х гг. М.М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле в деревянном домике-сторожке у церкви. К ней стали съезжаться вдовы русских военных, павших в этой битве. Создалась маленькая женская община. Ежегодно вдовы отмечали годовщину Бородинской битвы крестным ходом по Бородинскому полю и панихидами у братских могил. В 1838 г. М.М.Тучкова решила заложить здесь монастырь. Так возник первый в России памятник героям Бородинской битвы.
Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Его центр - собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851 - 1859 годах. Это высокое строение из кирпича, украшенное белым камнем. Массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале.
Особое внимание в ансамбле монастыря привлекает храм-мавзолей семьи Тучковых: А.А.Тучкова, М.М. Тучковой и их сына Н.А.Тучкова. Главная святыня - полковая икона Ревельского полка, которым командовал А.А.Тучков. Храм-усыпальница названа в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Это небольшое кирпичное здание под куполом, с оштукатуренными стенами, украшенными лепниной. Сохранились первоначальные роспись и бронзовый иконостас, украшенный чеканкой. Перед входом, на лестнице установлены два чёрных литых треножника - чугунные светильники, представляющие собой чаши с бьющими из них языками пламени. 1839 г. была построена кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами. В 1840 г. на средства императора Николая I была построена колокольня.
В 1912 г. перед храмом установлен обелиск в честь третьей дивизии П.П.Коновницына. Это высокая четырехгранная игла из красного гранита, установленная на средства потомков П.П.Коновницына.
В ХХ веке, в 1974 г., здесь был организован Военно-исторический музей-заповедник «Бородино». С середины 1980-х гг. на территории Спасо-Бородинского монастыря уже была небольшая музейная экспозиция.
В 1992 г. Спасо-Бородинский монастырь возродился. Монахини и послушницы работают в иконописной, рукодельной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Они помогают Уваровскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей, продолжая традиции милосердия М.М.Тучковой.
История этого монастыря связана с земной жизнью нескольких русских святых: митрополита Московского Филарета, старицы Рахиль, императора Николая II, его жены и детей, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Здесь останавливался граф Л.Н.Толстой, работая над романом «Война и мир».
Меня потрясла история Маргариты Михайловны Тучковой. Потеряв мужа и сына, она не поддалась унынию, а подарила свою любовь нуждающимся в теплоте и заботе, тем, кому было хуже, чем ей. Она и сейчас продолжает нести в мир добро. Ведь каждый человек, посетив Спасо-Бородинский монастырь и услышав историю М.М.Тучковой, не может остаться равнодушным. Спасо-Бородинский монастырь безусловно является не только памятником героям Бородинской битвы 1812 г., но и памятником любви и верности русских женщин своим мужьям, защитникам и патриотам Отечества.
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 12:48:35
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.
Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .
Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .
Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова
Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году..
Становление Русского государства по археологическим данным
Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..
Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны
Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..
Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..
Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..
Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1
После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.
Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..