Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.
(Статья)
Раздел: История России Автор: Фильченкова Елена (Научн. Рук. – Н.И. Полосин, кандидат исторических наук.) «IX Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2008
С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему.
Церковная политика рубежа XVI-XVII столетий требовала от православных церквей особого внимания к проблемам духовного образования, прежде всего из-за переноса в эту сферу центра острой борьбы с католической и протестантской экспансией.
Создание в Москве Славяно-греко-латинской академии можно рассматривать не только как разумный компромисс между двумя противоборствующими силами, но и как шаг, отвечающий запросам образования в России и связи с главными христианскими центрами – Москвой и Киевом. Успехи школы второй половины XVII в. подготовили предпосылки для проведения просветительных реформ первой четверти XVIII в.
Открываемые в начале XVIII в. в отдельных епархиях России местными архиереями духовные учебные заведения играли важную просветительскую роль. В большинстве своём они были славяно-латинскими, т.к. их устроители были выпускниками Киевской Академии. Актуальность латинского образования в России было обусловлено политикой Петра I, особенностями сближения Европы с Россией и усиливающимися наступлением идей католицизма и протестантства на православие.
Первые школы, основывавшиеся архиереями в XVIII в., были общеобразовательными учреждениями, какими были все прежние приходские и братские школы, и не приспособлялись к целям духовной школы, но потом постепенно при архиерейских кафедрах стали появляться исключительно сословные духовные школы, назначавшиеся для обучения молодых людей «в надежду священства» и закрытые для посторонних лиц.
В первой половине XVIII в., вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, сословные (специальные) духовные учебные заведения возникают в России под верховенством не центральной власти, а местной, епархиальной и финансируются за счёт епархиальных средств. Лишь к 60-м годам XVIII в. правительство России осознает, что для качественной профессиональной подготовки кадров духовного ведомства необходимо ещё и общее образование.
Так существовало до второй половины XVIII в., когда, наконец, правительство и общество осознали, что одного специализированного образования недостаточно, заговорили о необходимости общего образования, где человек мог бы получить общее развитие, после которого мог уже свободно избирать себе тот или другой вид службы.
Если процесс развития светского профессионального образования в первой половине XVIII в. шел от элементарных грубых форм чисто ремесленного обучения к школам высших типов, сближавшимися со школами общеобразовательными, то в духовном образовании процесс шел в обратном направлении – от высшей школы к двум первым ступеням.
Окончательное складывание системы духовного образования в России произошло после проведения духовно-учебной реформы 1808 г. Она качественно изменила облик православной духовной школы.
Раздел: История России Дата публикации: 31.03.2012 15:21:36