↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Фильченкова Елена
(Научн. Рук. – Н.И. Полосин, кандидат исторических наук.)
«IX Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2008

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему.

Церковная политика рубежа XVI-XVII столетий требовала от православных церквей особого внимания к проблемам духовного образования, прежде всего из-за переноса в эту сферу центра острой борьбы с католической и протестантской экспансией.

Создание в Москве Славяно-греко-латинской академии можно рассматривать не только как разумный компромисс между двумя противоборствующими силами, но и как шаг, отвечающий запросам образования в России и связи с главными христианскими центрами – Москвой и Киевом. Успехи школы второй половины XVII в. подготовили предпосылки для проведения просветительных реформ первой четверти XVIII в.

Открываемые в начале XVIII в. в отдельных епархиях России местными архиереями духовные учебные заведения играли важную просветительскую роль. В большинстве своём они были славяно-латинскими, т.к. их устроители были выпускниками Киевской Академии. Актуальность латинского образования в России было обусловлено политикой Петра I, особенностями сближения Европы с Россией и усиливающимися наступлением идей католицизма и протестантства на православие.

Первые школы, основывавшиеся архиереями в XVIII в., были общеобразовательными учреждениями, какими были все прежние приходские и братские школы, и не приспособлялись к целям духовной школы, но потом постепенно при архиерейских кафедрах стали появляться исключительно сословные духовные школы, назначавшиеся для обучения молодых людей «в надежду священства» и закрытые для посторонних лиц.

В первой половине XVIII в., вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, сословные (специальные) духовные учебные заведения возникают в России под верховенством не центральной власти, а местной, епархиальной и финансируются за счёт епархиальных средств. Лишь к 60-м годам XVIII в. правительство России осознает, что для качественной профессиональной подготовки кадров духовного ведомства необходимо ещё и общее образование.

Так существовало до второй половины XVIII в., когда, наконец, правительство и общество осознали, что одного специализированного образования недостаточно, заговорили о необходимости общего образования, где человек мог бы получить общее развитие, после которого мог уже свободно избирать себе тот или другой вид службы.

Если процесс развития светского профессионального образования в первой половине XVIII в. шел от элементарных грубых форм чисто ремесленного обучения к школам высших типов, сближавшимися со школами общеобразовательными, то в духовном образовании процесс шел в обратном направлении – от высшей школы к двум первым ступеням.

Окончательное складывание системы духовного образования в России произошло после проведения духовно-учебной реформы 1808 г. Она качественно изменила облик православной духовной школы.

 


Раздел: История России
Дата публикации: 31.03.2012 15:21:36
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Войну я просто ненавижу

Войну я просто ненавижу. Война это страшное, что может быть в жизни мирных людей. .

Читать

Как Пушкин побывал на войне

Об Александре Сергеевиче Пушкине мы, кажется, знаем все. Как он влюблялся, как отправился в ссылку на юг, и как жил в ссылке в Михайловском, как он женился и как погиб на дуэли. .

Читать

Древо родовой памяти.

Не раз у меня возникал вопрос: «А кто были мои предки?». Актуальность вопроса определяется тем, что история жизни семьи – это, как учебник жизни с семейными ценностями, традициями, увлечениями. Я собрал всю имеющуюся информацию от родителей и бабушки, которая на данный момент оказалась единственной связующей нитью. Но этого оказалось мало. Мне пришлось покопаться в районном архиве г. Воткинска, чтобы узнать подробности из жизни моих предков..

Читать

БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВА - СПАСИТЕЛЯМ РОССИИ

2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг..

Читать

О чём мне рассказала старая фотография

Не оставив без внимания старый чемодан, стоящий в одном из углов комнаты, я, сдув с него пыль, торопливо открыла его. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранил он..

Читать

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Гастрономические бренды Российской империи

Историки считают, что пастила, тульские пряники, абрикосовый шоколад, вологодское масло являются основными брендами Российской империи..

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter