Одним из направлений, всегда интересовавших людей занимающихся историей железных дорог, железнодорожным наследием, были заводские таблички (фирменные доски заводов-изготовителей) подвижного состава. В настоящее время идет постепенное осмысление и систематизация заводских табличек отечественного подвижного состава. Разными людьми ведется постепенная работа в этом направлении. Например, по систематизации дореволюционных вагонных табличек очень серьезную работу проводил Я.И. Дорошенко, возможно в обозримом будущем мы увидим каталог таких табличек. Но некоторые направления оказались вне сегодняшней моды - например тепловозные таблички. История тепловозостроения в нашей стране имеет уже достаточно солидный возраст, но в плане систематизации фирменных знаков заводов изготовителей, до сих пор мало что сделано.
Подобные работы, по как-бы "современному" подвижному составу, надо было начинать уже давно. На сегодня по некоторым типам тепловозов, видимо, уже никогда не удастся точно установить внешний вид, форму и текст заводских табличек, так как далеко не все из созданных типов тепловозов сохранились до наших дней. Например, существует полная не ясность по табличкам тепловозов ТГ101, ТГ105, другим опытным машинам. По некоторым тепловозам, например ТГМ2 или ТЭл, частично удалось воссоздать изображения табличек с помощью имеющихся фотографий достаточно высокого качества, но эти воссозданные изображения никогда не смогут дать исчерпывающей информации. Имеется не плохое заводское фото тепловоза ТГ100-001. По этому фото стало понятно, что табличка этого тепловоза была овальной формы, по пропорциям она соответствует табличкам тепловозов ТЭ3 примерно 1963-67 годов выпуска, но по размерам она несколько меньше. Судя по совокупности строк и размеру, это самостоятельный тип табличек, но к сожалению, из-за не достаточной четкости этого участка фото, пока воссоздать изображение её так и не удалось.
В этой статье предпринята попытка систематизировать самую сложную и запутанную, как показывает опыт, часть табличечно-тепловозной истории - Луганские таблички. Период времени выбран от начала тепловозостроения на Луганском заводе до 1991 г., то есть до распада СССР, как наиболее логичный по историческим обстоятельствам.
Представленная ниже таблица не является «истинной в последней инстанции» и имеет ряд моментов, которые можно отнести к разряду личных домыслов, но домыслов очень осторожных и обоснованных.
В приведенной таблице, в ячейках сначала указан номер типа таблички (это условная нумерация введена авторами исключительно для удобства пользования), а затем номера тепловозов, на которых точно известно наличие именно такой заводской доски. В тех местах, когда происходила смена типов табличек, дано приблизительное время постройки локомотива, последнего из известных с "предыдущей" табличкой и первого из известных со "следующей". Это пришлось делать потому, что точные номера переходов не ясны, на заводе-изготовителе установить это уже не возможно, а делать это нужно для того, чтобы не пропустить какие то временные (переходные) типы табличек.
Таблички 7* и 9*, это скорее всего таблички соответственно №7 и №9, но возможно что это похожий, и отдельный, вид табличек.
Видимо не имеет смысла разделять таблички №11 и №11* на отдельные типы, т.к. они отличаются только наличием знака качества. Государственный знак качества СССР присваивался ежегодно (или не присваивался), поэтому он то появлялся на табличках, то исчезал. Этот знак отливался отдельно и крепился двумя винтами. Часто встречаются тепловозы с отверстиями в табличках под знак качества, встречаются и с голым полем даже без отверстий.
Есть некоторая не ясность с табличками первых тепловозов М62. По формальным данным, М62-02 построен в 1964 г., но в действительности на нем висела табличка 1965 г. и с заводским №006 или 005. У таблички М62-01 (табл. 64 г.) заводской номер выбит на специальном поле, а у табличек М62-02 и ТЭП10Л (табл. 65 г.) номер отлит отдельными цифрами.
Тепловоз ТЭ125-001 заводской таблички не имел! Это установлено абсолютно достоверно.
Сейчас имеются изображения табличек: №1, №2, №3, №4, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №11*, №12, №16, №18. Таблички №1 и №2 не сохранились. Данные о них получены путем сканирования фотографий тепловозов и последующей компьютерной обработкой изображения. К сожалению, прочитать тексты на фото так и не удалось, но достоверно восстановить сам внешний вид таблички оказалось вполне возможным. Остальные изображения табличек получены путем выдавливания листов бумаги на оригиналах табличек, обводкой чернилами, сканированием и компьютерной обработкой изображений. К сожалению табличка №15 была выдавлена не качественно (тогда технология еще только отрабатывалась) и пока полноценного ее изображения нет. Таблички №14 встречал не однократно, но сделать оттиск пока не удалось. Некоторая «корявость» отдельных букв и слов на изображениях табличек объясняется плохим качеством литья, возрастом, наличием толстого слоя краски и прочими изъянами, так как примененный метод получения изображений весьма точен.
В этой статье представлено только то, что пока удалось установить и что имеется на сегодняшний день.
Раздел: История России Дата публикации: 06.11.2020 15:39:11
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления
Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .
Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..
Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..
В сентябре прошлого года, проезжая по ул. Труда, на задворках домов, я увидела какой-то памятник. В интернете, на веб - страничке Миасса, я никакой информации не нашла. Тогда я решила провести исследование, в этом мне помогли мой классный руководитель Сыропятова М.А. и моя семья. .
Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..
Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .
С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..