↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Комарова Мария
Автор: Комарова Мария, учащаяся 10 «А» класса МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени» г. Пензы; Руководитель: Задворная Татьяна Николаевна, учитель истории МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени» г. Пензы.

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю.

В наше время очень мало осталось людей, которые живут для человечества, отдают ему все свои силы и знания, всю жизнь. Таким человеком был Николай Михайлович Пазаев.

Николай родился в апреле 1902 года в семье бедного крестьянина Ярославской губернии. Типичная биография поколения ровесников 20 века: голодное детство, полное забот о хлебе насущном для себя и близких. В 1913 году умирает Пазаев – старший; семья остается в количестве 6 человек: бабушка, мать и четверо детей. Мальчику с ранних лет пришлось познать всю тяжесть непосильного физического труда в крестьянском хозяйстве. Николай хорошо помнил свое горькое детство, унижения. Помнил, как его, тринадцатилетнего мальчугана, бабушка водила пешком за 60 верст поступать в «казенное» училище и как отказали ему, потому что он был сыном бедняка. В своем хозяйстве Николай работал до 1921 года. В марте этого же года поступил на Северную железную работу ремонтным рабочим и проработал там до сентября 1922, когда его командировали в Костромской рабфак. В 1925 году был направлен на продолжение учебы в Ленинградский государственный университет, который окончил в 1930 году по факультету советского права. После окончания университета был направлен на работу в Пензу на завод имени Фрунзе. На велозаводе Н.М. Пазаев проработал пять лет, занимаясь набором и подбором кадром, бытом работающих, вопросами снабжения и сбыта. Он вырос до заместителя директора предприятия. В январе 1936 года Пазаева избрали заместителем председателя горсовета, одновременно он исполнял обязанности заведующего горкомхозом. В 1938 – 1939 г. Николай Михайлович был назначен директором нашей школы. Ученики запомнили его как строгого, требовательного, всегда собранного, готового к действию. На пороге была война. Она уже полыхала в Европе. 3 января 1940 года Н.М. Пазаев был призван в армию и назначен военкомом госпиталя и эвакопункта.
Сам Н. М. Пазаев в первые дни войны занимал пост военкома госпиталя, но эта служба его уже не удовлетворяла. Он просится на фронт. Пазаева отправляют служить в 354-ую дивизию. Он прибыл на фронт, когда немцы рвались в Москве. 7 декабря 1941 года. 1203 полк перешел в контрнаступление против гитлеровских войск: Истра, Осташово, Кузьминки, Долгинево. Николай Пазаев был в боевых порядках пехоты. Он действовал и винтовкой, и словом. Иногда целыми неделями не выходил с поля боя. Летом 1942 Пазаева назначили военкомом подразделения. Все свои силы, навыки и способности учителя он вложил в дело подготовки красноармейцев к жестоким схваткам. В августе 1942 года полк за четыре дня продвинулся на 44 километра, освободив 31 населенный пункт, уничтожив до 2000 вражеских солдат и офицеров, форсировал реку Держа, захватил и удерживал плацдарм за рекой Гжать. «Вперед, только вперед!» - таков был девиз бойцов и командиров. Когда, вырвавшись вперед, они очутились во вражеском кольце – не дрогнули, не растерялись, а стойко отбивали наседающих фашистов. Не дрогнули, когда враг оголтело пошел в «психическую атаку». В этих боях полком командовал И. Митайшвили. В критический момент, когда он был ранен, а на позиции шли 32 танка врага, командование принял Н.М. Пазаев. За эти бои он одним из первых был награжден орденом Красного Знамени. Прокопченный порохом, с ввалившимися глазами вышел Пазаев из этих ожесточенных боев. В эти дни произошло радостное событие в его фронтовой жизни: в дивизию приехал служить его семнадцатилетний сын. Вячеслава определили артиллерийским разведчиком в 921-ый артполк, и он стал втягиваться во фронтовую жизнь.

Свое боевое мастерство Н.М. Пазаев подтвердил в дни боев за Днепр. Незадолго до выхода к этой труднейшей водной преграде был убит командир полка Г.Ф. Щербаков. « Потерял я хорошего боевого друга и товарища, который был вместо Митайшвили, - Григория Федоровича Щербакова… На днях он только разыскал свою семью и завязал с ней связь, а сегодня мы пишем ей письмо о его героической гибели. 14 октября 1943 года». Командование полком принял Пазаев. Он сумел организовать форсирование Днепра с ходу, пользуясь подручными средствами. Полк первым в дивизии захватил плацдарм на правом берегу, удержал и расширил его. На плацдарм переправилась вся дивизия и другие соединения и с него повели новое наступление за освобождение Белоруссии. «Как ни старалась фашистская гадина не пустить нас за Днепр, у нее ничего не вышло. Пришлось очень много поработать, не спать несколько ночей подряд, но это все окупилось, и я счастлив, что вложил в это драгоценное и трудное дело и свои силы и старания, тем более, когда мне пришлось возглавлять это дело. 25 октября 1943 года». За эту операцию Н.М. Пазаев был представлен к званию Героя Советского Союза, но какой-то механизм в инстанциях не сработал. Н.М. Пазаев был награжден вторым орденом Красного Знамени. Вскоре после зимних боев в часть возвратился окончивший училище Вячеслав Пазаев в новых погонах младшего лейтенанта-артиллериста и встретился с отцом.

Лето 1944 года ознаменовалось новыми победами, свой вклад внесли воины 354 дивизии. Они участвовали в грандиозной наступательной операции «Багратион», в результате которой была разгромлена группировка гитлеровских армий «Центр», освобождена «Белоруссия». 22 июля 1944 года полк вышел на Государственную границу СССР и начал освобождение Польши. 30 июля 1944 года подполковник Пазаев погиб на передовой. Его сразил в голову осколок снаряда. После смерти отца Вячеслав писал домой: «Теперь я одинокий. Теперь не поедешь к папе. Отомщу немцу за него. 30 сентября 1944 года». Вячеслав Пазаев – выпускник нашей школы. Он добровольцем внеполных17 лет ушел на фронт, в 354 дивизию. Оттуда его послали на учебу в Пензенское артучилище. Закончив его, он вернулся в родной полк. Вячеслав дошел до логова фашистского зверя и погиб в последних боях. 28 апреля 1945 года.

Память об отце и сыне Пазаевых увековечена в областном краеведческом музее, в музее гимназии № 4, где работал Николай Михайлович и учился Вячеслав. О Николае Михайловиче Пазаеве упоминается во многих книгах, посвященных участию наших земляков в Великой Отечественной войне.

Мне кажется, малоизвестное, сегодня имя Пазаевых следует сделать достоянием широкой общественности. Бесспорно, жизнь и деятельность Пазаевых заслуживают более пристального внимания со стороны подрастающего поколения. Пламенные патриоты Пазаевы, отдавшие жизнь за счастье своей Родины, заслужили право на нашу признательность, на то, чтобы их имена никогда не стерлись из памяти потомков.



Список ресурсов

  1. Материалы школьного музея МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени» г. Пензы.


Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 19.11.2013 00:36:10
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мозжухин Иван Ильич – Король экрана

Научная работа «И.И. Мозжухин – король экрана» является попыткой систематизации информации о жизни и творчестве величайшего актера. Цель научной работы: привлечение внимания молодежи к личности великого земляка и значению его творчества в истории мирового искусства..

Читать

Ширшов Б.М. Гвардии лейтенант. От Кенинсберга до Праги. Ширшов А.М. Лейтенант. Гибель на Кавказе.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 – война Союза Советских Социалистических Республик против Германской империи и её союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии); решающая часть Второй мировой войны..

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Помни, как гремели орудий раскаты…

Весь мир, как натянутая струна. Кажется, один неверный шаг, промах, неудача – и уже не хватит сил, чтобы заработала правильная, богатая, жизненная гармония. Тысяча осколков, не склеить и не собрать никакой силой. Такая невеселая мозаика складывается сегодня для многих из нашего поколения. Однако люди, рождённые более, чем полвека назад, таких чувств не испытывали. Выросшие в неимоверной нужде и невзгодах, ни прошли большую школу испытаний и верили в свой собственный опыт, находили единственный правильный жизненный путь. Они знали свое предназначение, умели добиваться цели, были большими энтузиастами, оптимистами и правдолюбцами. Речь идет о поколении людей, переживших и 30-е, и 40-е, и 50-е годы. Это были наши деды и прадеды, немногие из которых живы, а их воспоминания для нас – живая история века. Мы думаем, что на жизни старшего поколения будут учиться еще многие..

Читать

Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых

Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .

Читать

Общая характеристика Пензенского сыскного отделения

Краеведческое исследование по теме Пензенской сыскной полиции на основе архивных данных.

Читать

Народное просвещение в Нижнеломовском уезде в 19-20 веках

Нужно ли нам знать историю своего города? Лично я считаю, что, безусловно, нужно, ибо знание родного края воспитывает патриотизм! Если ты образованный человек, то тебе просто необходимо знать историю своего родного края. Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Знать историю родного края - это показатель культуры и образованности человека..

Читать

История создания Первомайского района.

Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..

Читать

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов..

Читать

Война глазами солдата

Война глазами солдата. Сталинградская битва. Владимир Керхонаджев родился 3 августа 1924г. В греческой семье в посёлке Ленрудник Армянской ССР. В 1931 году поступил в русскую школу и 1941 году окончил 10 классов. Мечтал о поступлении в военное училище, но военным училищем стала для него война. Юноша просился на фронт, но семнадцатилетних на фронт не брали, а призвали в подразделение для охраны медеплавильного завода.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter