↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Титов Д.С.
«XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011

 

Замок Бомарис в Уэльсе был построен в конце XIII-го века и является примером концентрического замка, который развивался в период позднего средневековья.

Замок Бомарис в Уэльсе (построен в конце XIII-го века)

В средневековьена развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Феодальный режим предполагал подчинение множества неимущих небольшому количеству могущественных. Отличительной чертой феодальных обществ было почти полное совмещение господ – синьоров с сословием профессиональных воинов1. Каждый феодальный владелец заботился о своей независимости созданием укрепленной столицы – убежища, такое укрепление убежища выявилось в форме укрепленного замка, который сделался господствующим топом средневековой крепости

Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок2. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм. Это обуславливает интерес историков к вопросу о замках и крепостях т. к. в ХІ - ХV вв. в странах Западной Европы они приобретают большое военное значение.

Осваивая античное наследие и наследие различных «новых» народов (в частности норманнов), завоевавших Европу, новый класс - феодалы - приспособлял оставшиеся burgi к потребностям жилья и к задачам защиты и нападения в условиях феодальной войны. Среди типологического многообразия burgi или turres квадратная башня начинает вытеснять другие формы, но вместе с тем и сама она, меняет свою форму: преобладающим становится тип прямоугольной башни со своими особенностями. В этом, по существу новом, типе стали строиться средневековые замки в IX-Х вв.; сперва это были преимущественно деревянные сооружения, далее каменные, которые на протяжении своего развития не могли не осваивать и ряд особенностей аналогичных сооружений других стран (изменение базилики Т-образной, так называемой раннехристианской, в крестообразную базилику романского стиля). Преемственная связь (но не заимствование) средневекового замка и позднеримских castella и burg подчеркивается в наименованиях замка: в Германии «Burg», в Англии – «Castle».

Укрепления, наиболее близкие к французскому типу, встречаются в германских странах: в Ландеке, Трифельсе и Нюрнберге. Фланговые прикрытия встречаются здесь более редко, за этим исключением, общая система остается той же.

В Англии замок сначала придерживался формы башни (донжона) нормандской крепости. Но, по мере того как феодальный режим уступает место авторитету центральной власти, замок превращается в виллу, постройки которой располагаются в едва огражденном пространстве и которая с XIV в. сохраняет лишь декоративную сторону оборонных сооружений.

В Италии крепость имеет более простой вид: башни обычно квадратные или восьмиугольные, планы правильные, как в замке Фридриха III, известном под названием Кастель дель Монте; в последнем все постройки вписаны в восьмиугольный план, с башнями на восьми углах.

Неаполитанский замок представлял собою квадратный форт с примкнутыми башнями. В Милане, где герцоги были в родстве с великим строителем крепостей, Людовиком Орлеанским, находился замок, план которого в целом близок французскому типу. Вообще, Италия с XV в. представляет собою конгломерат маленьких республик. Памятниками ее военной архитектуры являются преимущественно городские стены и укрепленные муниципальные ратуши, а не замки.

Миланский замок, план которого близок к квадрату (прямоугольный), снабжен башнями как по углам, так и в расчете на фланговую оборону. При установлении расстояния между башнями и в других особенностях были, по-видимому, использованы указания Витрувия3, но с учетом новых условий обороны в связи с введением огнестрельного оружия.

Укрепления города состояли из ограды и цитадели, или замка, который одновременно служил и защитой против неприятеля и средством удерживать население в повиновении. Ограждение города сводилось к куртинам, к башням и к воротам, расположение которых зависело от рельефа местности.

Замок почти всегда располагался ближе к городской стене: таким путем сеньор лучше оберегал себя от мятежа. Иногда выбирали место даже вне городских укреплений, - таково было местоположение Лувра около Парижа.

Подобно тому, как укрепления города состоят из ограды и замка, так и замок, в свою очередь, подразделяется на укрепленный двор и главную башню (donjon), служившую последним оплотом для защитников, когда неприятель уже овладевал всей остальной крепостью. Вначале жилые помещения не играли никакой роли в обороне. Они группировались у подножия главной башни, разбросанные в ограде двора, как павильоны в ограде виллы4.

Здания, расположенные в ограде, - это казармы для гарнизона, большая галерея, служащая местом для суда и собраний, залом для празднеств и торжественных обедов, капелла и, наконец, тюрьма.

Галерея, "большой зал", - это главное помещение. Сводчатой делают ее ледком своды, распор которых на всем протяжении воспринимается только вертикальными стенами, оказались бы непрочными при подкопе сапой; большой зал перекрывают только деревянной крышей (Куси, Пьерфон). Когда зал двухэтажный, то по тем же соображениям, о которых мы говорилипо поводу башен, своды допускаются только в нижнем этаже. Чтобы сделать распор сводов наименее опасным, его уменьшают введением промежуточных устоев: устои эти никогда не имеют опорных элементов в виде выступающих наружу контрфорсов, которые могли бы облегчить доступ для неприятеля. Если и существуют контрфорсы, то они помещаются со стороны двора. С внешней стороны опорой служит глухая стена. Капелла помещается во дворе замка: это расположение уменьшает неудобства, проистекающие от ее сводов. В замке Куси и во дворце в древней части Парижа (Palais de la Cite) капеллы были двухэтажные, причем один этаж находился на одном уровне с жилыми помещениями.

Тюрьмы обычно помещаются в подвалах: в большинстве случаев это темные и нездоровые помещения. Что касается зал и колодцев для пыток, то только в немногих случаях можно с точностью установить это назначение, обычно помещения для пыток смешивают с кухонными постройками, а простые отхожие ямы принимают за помещения для заточенных. В жилых помещениях, как и в укреплениях, архитектор стремился прежде всего к независимости отдельных частей: насколько возможно, каждое помещение имеет отдельную лестницу, что вполне изолирует его. Эта независимость, в соединении с известной сложностью плана, в котором легко запутаться, служила гарантией против заговоров и неожиданных нападений: все сложные переходы делались намеренно.

Удобства жилья долгое время приносились в жертву обороне. Жилые помещения были тесны, не имели наружных окон, кроме небольших отверстий, выходивших в мрачный от высоких стен двор.

Описанная нами система обороны, рассчитанная почти исключительно на штурм, на подкоп сапой или на лобовую атаку с лестницами, казалось, должна была быть оставлена. С того момента, когда огнестрельные орудия сделали возможной атаку с далеких расстояний. Но этого не случилось. Пушка появляется на полях битвы с 1346 г.; но в течение целого столетия система обороны не считается с этой новой силой, что может быть объяснено медленным развитием осадной артиллерии. Наиболее искусное применение средневековой оборонной системы относится именно к этому переходному веку; великая эпоха оборонного искусства, основанного на зубчатых стенах, совпадает с периодом внутренних волнений в царствование Карла VI. Пьерфон относится приблизительно к 1400 г. В те времена пушка была еще слишком несовершенным орудием, чтобы издалека разрушить стены, несмотря на громадные размеры выбрасываемых ею снарядов. Чтобы пробить брешь, недостаточно отдельных ударов, надо сконцентрировать на определенной точке точную стрельбу; но прицел не был точен, и стрельба вызывала лишь сотрясение, которое могло разрушить парапет, но не пробить брешь. Стреляли только «бомбами», и их удар в стену был мало опасен. Высокие стены еще долго были в состоянии выдерживать действие этой зачаточной артиллерии.

Таким образом, средневековые замки, от простой резиденции феодала и центра сбора налогов, превращаются в оплот власти феодала распространяемой на зависимым населением и в случае мятежа или военной опасности владелец всегда мог укрыться в нём, по возможности дать отпор неприятелю. В этом фортификационном сооружении имелось всё необходимее, как к затяжной обороне, так и к активным военным действиям. Замок часто служил градообразующем фактором. Население предпочитало селиться ближе к нему и в случае внешней угрозы в нём укрывалось и мирное население, которое с оружием в руках защищало свою жизнь. С течением времени замки активно начинают строить короли на стратегических позициях и на границах своих владений для усиления безопасности и обороноспособности страны в целом.

 

 

Примечания

1. Блок М. Феодальное общество / Пер. М. Ю. Кожевникова. М., 2003. С. 431.

2. Яковлев В. В. История крепостей: эволюция долговременной фортификации. СПб., 1995. С. 26.

3. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Под ред. Б. П. Михайлова. М.,1936. С.4.

4. Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры. / Перевод с фр. Е.Г. Денисовой. Редакция перевода и примечания Н.А. Кожина. М., 1937. С. 300.


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 27.01.2012 02:33:08
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Политическая история Скифов

Политическая история Скифов.

Читать

Молот Ведьм – история написания, фальсификации, домыслы

Авторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Инститориса и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes..

Читать

ПРОБЛЕМА САРМАТИЗАЦИИ БОСПОРА

В истории Боспорского царства первых веков нашей эры (I-IV вв. н.э.) ключевую роль играет проблема сарматизации. В отечественной античной историографии историографии была сильна позиция, согласно которой, в этот период произошёл большой наплыв сарматских племён на Боспор, в результате чего большинство населения царства стали составлять сарматы, и сарматская культура стала преобладать в государстве над греческой. Эта гипотеза была сформулирована виднейшим российским антиковедом М.И. Ростовцевым в начале XX вв. .

Читать

Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена

Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .

Читать

Фиалкокудрая Сапфо

Сапфо была учредительницей мусического кружка девушек, где те обучались игре на музыкальных инструментах, пению и танцам. С ними Сапфо, прежде всего, связывали поэтические и музыкальные интересы, но не только они – в их отношения проникала и любовь, о чём Сапфо упоминала в стихотворениях..

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 .

Читать

Торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции

В данной работе рассматриваются торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции..

Читать

История города Улисс: как город перенесли в другое место

Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.

Читать

Возникновение письменности

В современной жизни мы пользуемся многими вещами, без которых не обойтись. Это и телефон, и компьютер, и телевизор и многое другое. Но мы не задумываемся над тем, кто изобрёл эти вещи. Известно и то, что жизнь человека нельзя представить без чтения и письма. С детства мы тянемся к книгам, стараемся быстрее научиться читать и писать. Помню, как я ждала, когда мама и бабушка расскажут сказки о маленьких зверях, о великих богатырях, о победе добра. Мне так хотелось самой научиться читать быстрее, научиться писать. С большой надеждой и пошла я в школу. Началась для меня интересная жизнь. С удовольствием я писала первые буквы, научилась читать по слогам. В мои руки попала первая учебная книга – «Азбука». Для меня эти минуты, когда я познавала радость письма и чтения, стали очень важными... .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter