↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Косарев Андрей

Анализ фронтовых писем солдат - часть изучения истории войны

Письма, документы, газеты, фотографии времен Великой Отечественной войны являются важным объектом для изучения военной истории и вызывают большой интерес как письменные исторические источники.

Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы.

Личные письма фронтовиков представляют особый интерес. Они являются ценным историческим источником для изучения психологии участников Великой Отечественной войны, а также для определения факторов развития советской эпистолярной культуры в целом. Учитывая, что эпистолярный текст как особая форма словесности изучен весьма фрагментарно, весьма актуален анализ фронтовых писем с учетом их языковых и психологических особенностей. При таком подходе частная переписка позволяет делать выводы о специфических представлениях солдат о ценностях, свидетельствует об особенностях мироощущения, поведения, об образе жизни и круге общения, а также об интересах фронтовиков.

Объектом исследования являются фронтовые письма солдат - участников Великой Отечественной войны.

Предметом исследования избран информационный потенциал писем, составляющих фронтовой эпистолярный комплекс. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг.

Целью исследования является анализ фронтовых писем солдат -участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи: .

1. Определить информационные возможности фронтовых писем участников Великой Отечественной войны.

2. Выявить специфику отражения фронтовой повседневности на страницах рассматриваемых эпистолий.

Рассмотрение проблемы во всем многообразии потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации.

Рассмотрение проблемы во всем потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации. Обращение к описательному методу позволило дополнить исследование отдельными понятиями, фактами и примерами.

 pisma1

 

В советской историографии определенные принципы работы с эпистолярными источниками сложились к 1960-м годам. Статьи Э.И.Бакста; С. И'. Розанова, В. И. Селицкого, Г. JI. Соболева, работы А. И. Верховской были посвящены анализу комплекса писем, адресованных в государственные органы и в редакции периодических изданий. Среди работ, посвященных письмам периода войны, следует назвать исследования Б. И. Жучкова, К. И. Иванова, В. А. Кондратьева и П. С. Соломатина. Исследователи проанализировали содержание фронтового письма как массового документа. Большая работа по изучению информационных возможностей фронтовых писем в контексте реконструкции психологических особенностей участников Великой Отечественной войны, была проведена JL Н. Пушкаревым. На основе анализа фронтовых писем он исследовал формы бытования фольклора на фронте, вопросы верований и суеверий в солдатской среде. JI.H. Пушкарев проанализировал эпистолярные записи фронтового фольклора, сделанные в действующей армии, выявил репертуар отдельных войсковых подразделений, проанализировал записи сказок, песен, пословиц, стихотворений собственного сочинения.

pisma2

Сюжеты военной повседневности, отраженные в письмах с фронта, достаточно обстоятельно рассматривались в работах Т. А. Булыгиной. По мнению Т.А. Булыгиной, долгое время ценность фронтовых писем как источников для понимания, человека на войне, для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны определена не была, и в этой связи фронтовые письма оказывались невостребованными и недоизученными. Т. А. Булыгина считает, что анализ фронтовых писем нуждается в более детальной разработке.

Гипотеза исследования письма помогают взглянуть на историю глазами современников и тем самым дополняют её.

Действительно, хотя письма являются субъективным источником информации о событиях, очевидцем которых был их автор, тем не менее, нельзя полностью познать историю, не взглянув на неё глазами современников, не испытав чувств, которые они переживали в момент создания письма.

В рамках данного исследования предполагается на материале солдатских писем проследить ощущения человека на фронте.

Полученные результаты исследования могут быть использоваться на уроках литературы, истории. Возможно использование результатов на специальных курсах, посвященных источникам личного происхождения.

 

Письма - это человеческие жизни.

 

Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками.

Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых. Фронтовые письма 1941 – 1945 годов продемонстрировали широту содержания и разнообразие логики построения сюжета, а также разнообразие мыслей и чувств российского человека на войне.

Фронтовые письма – это ценные источники информации о войне. Нам захотелось прикоснуться к истории, и стало интересно узнать, о чем же могут рассказать письма с фронта? С ними мы ознакомились в музее гимназии №139 (количество писем 11). При работе с письмами приходилось сталкиваться со многими проблемами. В первую очередь – это неразборчивость почерка, использовавшегося в рукописной корреспонденции. Изучение многих писем проблематично и по той причине, что некоторые из них написаны простым карандашом, а это значит, что текст не очень хорошо виден на бумаге и чересчур подвержен стиранию. Потёртости бумаги, иные повреждения документов не дают разобрать части текстов. Однако, несмотря на все существующие проблемы, письма были изучены.

В своей работе мы хотим проанализировать письма двух людей: Безденежных Николай Григорьевича и его сына Безденежных Рэма Николаевича. Их письма – содержательные, эмоциональные, интересны в сравнительно-историческом плане. По отдельным фрагментам, настроению они во многом похожи. В них представлены описаниями желаний солдат: желанием скорейшего завершения войны, желаниями отомстить врагу за причиненную боль, желанием нормально питаться, желанием вернуться к мирной жизни и т.д.

pisma3

Однако судьбы их создателей сложились по-разному…

Н.Г. Безденежныхбыл призван в действующую армию в 1941 году. До войны работал начальником финансового отдела Главнефтесбыта г. Казани. Получил медали «За отвагу», «За победу над Германией». Был дважды ранен. Вернулся с войны живым. Самое большое количество писем было получено именно от него. Умер в 1958 году. Судя по содержанию и языку текстов его писем можно предположить, что он был человеком образованным, творческим.

Р.Н. Безденежных, сын Николая Григорьевича, ушел в армию в 1942 году. Погиб в селе Дороцкое на Украине 1 июня 1944 года. В 1942 году стал курсантом Рязанского пулеметного училища. Принял присягу и ушел на фронт. В 1944г. Был ранен и находился в госпитале на лечении в городе Славянке. Почти каждое свое письмо он начинал со слов «Здравствуйте. Шлю вам горячий Красноармейский привет».

В письмах этих людей говорится об отношении к мирной жизни, отношении к войне, оценка продолжительности и исхода войны, отношение к Родине, отношение к советскому народу, отношение к противнику, оценка морального духа.

Некоторые письма Н.Г. Безденежных написаны стихами. 

 

07.07.1942г.

Письмо к сыну

Здравствуй милый мой сынок!

Сегодня на досуге,

Решил письмецо для тебя

Изложить на Свободе.

Немного только голова

Грипозно (?) боль тревожит

На сердце не колотит

Все идчий немец – рыжий пес

Разлучил нас надолго

Но это даром не пройдет

Забудет он не скоро

На нашем фронте мы

Ни шаеу не пускаем

И скоро будет время то

О чем мы все мечтаем.

Нам дан приказ вперед

Его исполним срочно.

Живых фашистов-стервяцов

Домой не пустим точно.

Пусть помнит рыжий фриц

Как нас ему тревожить.

И кто на Русь с мечом придет

Тот голову положит.

(орфография и пунктуация сохранены)

 

Николай Григорьевич тревожатся за здоровье детей, жены, оставшихся без мужа в трудной жизненной ситуации. Он тяжело переживает разлуку со своей семьей.

15.08.1942.

………………………..

………………………….

Я долг свой выполню чесно

Фашистов всюду истреблять

Паршивым тем зверям кровавым

Не буду спуску я давать.

Мой милый свет – Моя Галюша

Моя любовь к тебе сильна

Быть может я к тебе вернусь

И будешь ты со мной опять.

…………………………

Все те игрушки, что просила

Все будут, будут у тебя

И куколка большая Зоя

Точ в точ как ты будет твоя.

(орфография и пунктуация сохранены)

 

pisma4 В музее находится письмо, написанное Рэмом Николаевичем тоже в стихах, где говорится о военной жизни:

Добрый день, моя родная мама

Вот и снова я тебе пишу

Расскажу о том, как я летаю

Как врага проклятого крушу.

Боевой сегодня день закончен

Твой орел устал и перед сном

На плечо планшет, наган за пояс

И… опять война со всех сторон.

Вихрем в небо ястребок взовьется

И помчусь фашистов я громить

Чтоб страну от нечисти очистить

Чтобы нам под мирным солнцем жить.

Скоро, мама, разгромлю врага я

И вернусь с победую домой

Не грусти далекая родная

Мы еще увидимся с тобой.

 

В момент написания писем перед авторами предстают счастливые моменты довоенной жизни. В одном из писем Николай Григорьевич вспоминает:

 

Настанет скоро светлый день

……………………………..

Счастливы будут все (?????)

И как бывало тебя конфеткой

Частенько буду забавлять

И дни борьбы с фашистской сворой

Мы долго будем вспоминать.

 

Бережно хранят, просматривают они семенные фотографии, которые напоминают им о мирной, безоблачной довоенной жизни, перечитывают письма от родных. « Попроси у мамы карточку, снятую мною и еще семейную», - просит в своем письме Н.Г. Безденежных.

Э.Н. Безденежных описывает в письме свое состояние: «… когда я получаю от вас письмо, я так себя чувствую бодрым и счастливым, как никогда, и я в такие случаи вынимаю фотокарточку и взгляну на нее, и для меня это все..»

Сопоставительный анализ текстов фронтовых писем показывает, что людей волнуют одни и те же мысли, и в первую очередь – забота о семье, близких, оставшихся в тылу, уверенность в победу. Мы думаем, что тем людям, которых ждали родные и близкие в тылу, было гораздо сложнее по сравнению с теми, у которых не было близких родственников. Солдат – постоянно испытывал чувство ответственности за семью. Солдат – мужчина, у которого были дети, испытывал «двойное чувство ответственности». Приведем несколько примеров из фронтовых писем, подтверждающих данное положение.

«1945г. 21 апреля.

Здравствуйте! Дорогие мои Надя и Галина. Шлю привет и желаю Вам счастья в Вашей жизни. Крепко Вас целую и надеюсь на Вас. Желаю уже скоро на самом деле расцелую…..Как вы там? Здоровы ли?

Любящий Вас Ваш папа Коля.

Полевая почта 06715

П.С.

Привет Зое, Гене.»

 

Фронтовые письма могут рассказать не только о чувствах, переживаниях автора, но и о военной обстановке. В своем письме Николай Григорьевич описывает происходящее:

«…Живем не далеко от Берлина – столицы фашистского зверя. Сейчас здесь очень -очень жарко: грохот артиллерии, самолеты- что жаворонки к верху беспрерывно стояли и гул моторов так велик, что думается что вот -вот лопнут ушные перепонки, а наша красавица «Катюша» так часто пускается в пляс и так азартно танцует, что у ней под ногами горит немецкая земля. А гонцы и фрицы притягивают нотки. Моя жизнь так же, что и прежде. Жив и совершено здоров . В апреле (седьмого или восьмого) послал Вам посылку. Ваше письмо от 3 апреля получил и написал вам письмо, и также Зое на адрес Д.Я.

Ну вот кажется и все.

До скорого свидания. Коля. 1945 год. 21 апреля»

pisma5

Рэм Николаевич писал:

«С Украины.

Здравствуйте дорогие мама, Юрий и маленькая Галочка. Шлю вам свой горячий привет с далекой от вас с Украины! Я здоров и чувствую себя хорошо. Нахожусь в одной из центральных обей Украины, на переднем крае нашей обороны. Фрицы находятся не далеко мы стоим но один Задег не большой речке, он на другой в метрах 80 от нас днем мы отдыхаем а ночью ведем с ними …. режу, но и днем наши снайперы не дали ему ходить открыто. Я сейчас нахожусь на стажировке может быть буду здесь месяц, …. Так что буду ждать от вас письма. Ведь я не поучал уже почти месяц. Пишите обо всем подробнее. Как ваше здоровье где папа, какой его адрес. Мой адрес полевая почта 08766

Безденежных Р.Н.»

pisma6

Письма могут рассказать и о характере человека. Проанализировав данные письма, у нас сложилось мнение, что Николай Григорьевич был человеком эмоциональным, творческим, жизнерадостным, общительным, горячо любящим своих родных.

Письма Рэма Николаевича более сдержанные. Наверняка, он был человеком «дела, а не слова».

В ходе исследования было выяснено, что содержание солдатских представлений о жизни и судьбе, отраженных в письмах с.фронта, охватывают весь спектр переживаний фронтовиков и акцентрируются по таким признакам, как статус фронтовика, способность войны изменить этот статус, связь, с явлениями и объектами внешнего мира - с родными и близкими, с врагом, властью, целями и средствами достижения целей, с богом, судьбой, с оценкой фронтовиком своего восприятия и субъективным значением описываемого в письмеУстойчивым был формуляр фронтовых писем. Почти всегда, хотя и с разной последовательностью, он включал: 1) обращение к индивидуальному или коллективному адресату, часто в очень торжественной, степенной, основательной форме (“Добрый день, Надя и Галя. Во-первых строках своего письма спешу уведомить Вас, что я в настоящее время нахожусь жив и здоров. Того же и Вам желаю – всего наилучшего в Вашей дальнейшей жизни – и шлю я Вам свой привет”, иногда в поэтической форме, явно стандартизированной и распространенной (“Добрый день или час! Что делаешь,Надя, сейчас? Брось думать и мечтать, начинай письмо читать!”; 2) сообщение о состоянии автора письма (жив, здоров, готовится к бою, закончил бой и т.д.); 3) приветы односельчанам, родственникам, знакомым; 5) бытовые просьбы (например, прислать что-либо) и предложения от себя ( перевод денег, посылок, отправка фотографий и др.) 4) сознательная и бессознательная передача фактов фронтовой повседневности; 5)просьба сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых; 6) простая или распространенная подпись автора письма.

Исходя из приведенного анализа писем, можно сделать следующие выводы:

 

  1. Великая Отечественная война обострила любовь к родным, усилила отцовские чувства. Солдат на войне воевал ради своих близких, и эта ответственность за семью помогала ему выжить;

  2. Война, со всей ее жестокостью, способствовала выявлению в мужчине лучших мужских качеств. Мужчина вел себя как защитник;

  3. Переписка с родными был очень важна для солдата на фронте. В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу.

  

Наш долг – сохранить и передать младшим поколениям

память о тех, кто воевал за Родину.

pisma7  

Фронтовые письма широко использовались в годы войны, и в то же время теперь уже являются редкостью, так как сохранились в ограниченном количестве. Эти письма стали одним из символов Великой Отечественной войны. Если приходило письмо-треугольник, родные понимали, что их отец, муж, брат жив, а если казенный конверт, значит в нем извещение о смерти либо пропаже без вести.

pisma8

Из фронтовых писем можно узнать о военном быте, о чувствах и переживаниях бойцов, описание различных боевых событий и многое другое, несмотря на цензуру.

Священный долг живущих – сохранить и передать младшим поколениям память о тех, кто отдал жизнь за Родину. Как говорится в известном стихотворении: «Это нужно не мертвым, это нужно живым».

Работая над этими материалами, мы более подробно узнали о важном периоде в жизни нашей страны. Узнали и о том, что фронтовые письма были не только треугольники, но и почтовые карточки, закрытые письма. Что писались они химическими карандашами и проверялись цензурой, о чем свидетельствуют штампы на письмах, зачеркнутые строчки. Для нас было новым то, что в такое трудное время была возможность переслать солдатам деньги, посылки. В данных письмах неоднократно идет об этом речь.

Обращаясь сегодня к долгим и тягостным годам войны, мы многое уточняем, пытаемся понять, узнать глубже. В этом, безусловно, помогают бесценные документы – фотографии и письма фронтовиков. Письма - это ничто иное как «весточка» с фронта, прежде всего сообщение о том, что человек жив, ранен или убит, физический знак родным, близким, землякам о его состоянии на войне. Однако для авторов писем и их адресатов письма несмотря на их часто внешне малосодержательный характер означали ничто иное как молитву, обращение фронтовика к некоей сверхъестественной силе, имя которой – Победа. Именно эта сила постоянно присутствует или подразумевается в письмах.

pisma9

С ней фронтовики связывают абсолютно все свои помыслы, которые есть ничто иное как просьбы-мечты о будущем и в будущее, ею они измеряют свою судьбу на войне. Ей они поклоняются, ее восхваляют, ее благодарят. Написание письма, его прочтение в тылу были своеобразными ритуальными действиями. И понятно, почему фронтовые письма были фактически молитвами.

 

Список использованной литературы

 

1. Ед.хр. 40-49. Письма Н.Г Безденежных

2. Ед.хр. 50-52. Письма Р.Н. Безденежных

3. Алексеев В. В. Основные итоги изучения эпистолярных источников в советской научной литературе 60-х 80-х гг. / В. В. Алексеев. -М.: Высшая школа, 1987. - 318 с.

4. Егоров В. Живое слово о войне. Ульяновск, издательство Симбирская книга, 1995.

 


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 10:32:22
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Она прошла сквозь огонь и воду

Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

Читать

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .

Читать

Они живут в моей памяти

Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

21 июня 1941 года...

21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

Читать

Южное Зауралье в годы Первой мировой войны

Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter