↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Сартасова О.Е.
Шадринский Государственный Педагогический институт, 4 курс

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным».

Это и является темой нашего исследования, в котором мы попытаемся рассказать о церковной благотворительности в этот не спокойный XVII век.

До нас изучением этой темы занимались Е.И. Холостова «Социальная работа» в ней она рассказывает об основных указал в сфере благотворительности; С.В. Тетерский «Введение в социальную работу», в ней ведется речь основных направлениях этой сферы; Кузьмин К. В. «История социальной работы за рубежом и в России» рассказывает нам об основных реформах Романовых.

Говоря, о XVII веке не стоит забывать и про царей, которые были до Романовых, ведь они тоже вели большую благотворительную деятельность, не смотря на все сложности.

Когда на престол вступил Борис Годунов обещал, что при нем не станнит ни сирот, ни бедных, ни кто не будет нуждаться. Он сказал, что рубаху последнюю отдаст, если она будет нужна народу. В скорее и правда наступили тяжелые времена . 1601 – 1603 гг. стали неурожайными, принести много мора и голода.

В таких тяжелых условиях церковно – монастырская благотворительность. Особенно сложная ситуация была в Москве с приходом на престол Василия Шуйского. В столице был голод, не из-за неурожая, а искусственно с помощью «хлебной» стачки торговцев. Цены были очень большими 9 рублей за четверть ржи. Хлеботорговцы начали покупать хлеб и ждали его поднятие цен. Василий Шуйский приказал продавать хлеб по установленной цене и назначил наказание за не послушание. Последовала ответная реакция на это, торговцы прекратили поставки хлеба из провинций. По Москве пошел слух, что все это происходит по тому, что царь не счастлив. Тогда в Успенском соборе было создано большое народное собрание, где выступил царь и патриарх Гермоген, призывая к любви и милосердию, просили не поднимать торговцев цены на хлеб.

Но традиция установленная веками была нарушена. Борьба государственной и церковных властей оказалась безуспешной против народной психологии. В таких условиях царь и патриарх попросили келаря Троице – Сергиева монастыря Авраама Палицына выслать несколько сотен четвертей ржи по 2 рубля на московский рынок, что и было сделано. Торговцы испугались, что на рынок пошли все запасы монастыря, считавшимися не исякаемыми. Через пару месяцев монастырь повторил эту акцию.

В первой половине XVII века получила большое развитие местная благотворительность, сосредоточенная в церковных приходах. Большую роль играла традиция избрания местных церковнослужащих в обязанности, которых входило собрание прихожан, что подтверждалось о решение Столовского Собора. Так же составлялись «подрядная запись», своего рода список обязанностей, туда также входили такие обязанности, как «безпеная» езда священника к «болящим и роженицам».

Большую роль на местах играли церковные старосты. В его введенье находилась церковная казна, он давал деньги в займы, собирал долги, помогал не имущим хлебом и деньгами. За все свои действия старосты должны были отчитываться перед всем миром « по всей правде перед Спасовом образом».

В итоге церковные приходы стали органами благотворительности. Так по «писцовым» книгам в XVIXVII веке почти при всех церквях были построены избы-богадельни, в городах строились еще и «скудельницы», для убитых и умерших без отпевания, также «Божьего дома», давший приют странникам и бедным. Ярким примером, является Тульский уезд в 80 годы XVI веке числилось 43 кельи с нищими при населении 2155 крестьян мужского пола; так же в Троицке – Сергеевой лавре на 5900 дворов приходилось 181 келья, получается, по одной на 33 двора.

Широко были распространены такие средства помощи, как выдача ссуд из церковной казны хлебом, деньгами, семенами, сеном и другим. Ссуды часто давались без роста и без записанной «кабалы», только под моральные обязанности вернуть долг, если это позволит сделать обстоятельства и хозяйства будет восстановлено, что превращало подобные ссуды в благотворительность.

Хорошо проявила себя и частная местная благотворительность. Наиболее известной стала Ульяна Устиновна Осорьина из нижегородской области. В.О. Ключеский писал о ней так: «Нищелюбие не позволило ей быть запасливой хозяйкой. Домовое продовольствие она рассчитывала только на год, раздавая остальным нуждающим. Бедный был для нее какой –то бездонной сберегательной книжкой, куда она с ненасыщаемым скопидомство все прятала да прятала свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы».

После окончание смутного времени начался новый этап призрение в государственных учреждениях с воцарением династии Романовых. С начало благотворительностью управлял Патриарший приказ, потом Монастырский, а с 1670 года появился Приказ о строительстве богаделен. Однако такие меры не означали появление устойчивой системы благотворительности, а были вызваны

Первый Романов – царь Михаил Федорович (1613-1645) – открыл сиротские дома и определил их в ведение Патриаршего приказа. Первым домом для сирот был, вероятно, новгородский, устроенный тогда еще архимандритом Никоном.

При Алексее Михайловиче, значительно усилилась центральная власть, укрепилось крепостное право. В своде гражданских законов «Кормчая книга» имеется статья об общественном призрении.

В 1670 г. действует приказ о строительстве богаделен. Это было вызвано не для решение осуществление системы общественного призрения, а для усиления благотворительной деятельности самого царя и его приближенных. Но в этот период уже проявляется необходимость перехода к системе общественного призрения, также начинает формироваться система общественного призрения, задачами которой являются милостыня нищим, но и предоставление работы трудоспособным, а позднее появилось наказание за тунеядство. Монастыри все также призревали нуждающихся, а уже на западе страны начинаются появляться обители, где монахини учили и лечили сирот, а также обучали рукоделию призреваемых. Со временем начали развиваться и церковно – государственные управленческие структуры.

Все больше узнавая о темпах развития призрения за рубежом, русское правительство стремилось все больше расширить государственную благотворительность. Федор Алексеевич в 1682 году издал указ, в котором говорилось о богоугодных заведениях. В нем говорилось отделить в Москве увечных людей от придворных нищих. «Здоровым лентяям дать работу». Совсем новой идей для нашего государства стало создание школ и заведений, где бы «нищенские дети, ребята и девки » могли получить подготовку к «разным наука и ремеслам». Это было очень важным началом ведь нищие дети получали не только пропитание и кров, а также профессиональную подготовку, возможно в дальнейшем нормальную трудовую жизнь.

Кроме церковно – монастырской благотворительности и государственной призрение широко распространяется и частная благотворительность. Они не только раздавали милостыню, устраивали обеды для бедных, но и часто жертвовали монастырям земли и деньги для строительства часовен, трапезных и так далее.

Так же при этом царе невиданных успехов достигла частная благотворительность. Наиболее известными благотворителями в этом период является: патриарх Никон, боярин А.С. Матвеев, князь Я.К. Черкасский, боярин Ф.М. Ртищев, граф А.Л. Ордин – Нащокин и другие.

Так Никону было поручено принимать просьбы от обиженных и угнетенных бедных и докладывать царю. Когда Никон был новгородским патриархом, построил четыре дома призрения, также посещал темницы и раздавал большие суммы денег бедным. Боярин А.С. Матвеев переписывал божественные книги, а полученные от этого средства жертвовал нищим. Князь Я.К. Черкасский построил на собственные средства больницу с церковью.

С приходом к власти царя Федора Алексеевича появляется ориентация на общеевропейский опыт в организации благотворительности.

В 1681 году состоялся церковный собор, на котором стояло два главных вопроса: о внутрицерковных делах и о борьбе с нищенством.

Большое внимание было уделено проблеме нищенства. Царь предлагал переписать всех нищих в Москве престарелых и немощных в больницах и содержать за казенный счет, а ленивых и здоровых отправлять на работу.

С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период совместного правление в 1682 г. при регентстве Софьи, были проведены мероприятия по искоренению нищенства и призрения стали актуальными.

Против призрения выступил Петр I. Около десятка его законодательных актов касались проблем нищенства и благотворительности. Самым суровым оказался его указ 30 ноября 1691 г. «ленивых прошаков», в котором говорилось о том, что бить батогами и кнутом, выгонять на место постоянного проживания, а возращавшихся к такому промыслу ссылали на каторгу в Сибирь.

Также преследовалась и частная благотворительность, особенно подача милостыни, назначался штраф от 5 до 10 рублей. Против такого гонения на традиционное русское общество милосердия выступали такие современники Петра I, как отец Авраамий, Иван Посошков и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительность в то время играла большую роль в развитие государства и многих сословий, а так же можно отметить, на это время приходится подъем частной благотворительности, которые в значительной степени показывает осознание людей важности такого дела и того как они могут быть милосердны.

 

 

Список литературы:

  1. Кузбмин К. В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России ( с древности и до начала 20 века): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2005. - 3 изд. - 624 с.

  2. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.- 4 изд.- 496с.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 5 изд. – 456с.


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:33:30
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать

История моей семьи

Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Атаман Кухаренко в истории моего рода

Летом 2012 года я впервые побывал на родине моей мамы в Харьковской области, повидал многочисленных родственников, посмотрел фамильные фотографии… Мама родилась в посёлке Великий Бурлук Харьковской области на берегу речки Бурлук, которая, по преданию, имеет своё название от слова "бурлюк" тюркского происхождения, что означает "грязь". .

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата

В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter