↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Церковная и частная благотворительность в России XVII веке

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Сартасова О.Е.
Шадринский Государственный Педагогический институт, 4 курс

Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным».

Это и является темой нашего исследования, в котором мы попытаемся рассказать о церковной благотворительности в этот не спокойный XVII век.

До нас изучением этой темы занимались Е.И. Холостова «Социальная работа» в ней она рассказывает об основных указал в сфере благотворительности; С.В. Тетерский «Введение в социальную работу», в ней ведется речь основных направлениях этой сферы; Кузьмин К. В. «История социальной работы за рубежом и в России» рассказывает нам об основных реформах Романовых.

Говоря, о XVII веке не стоит забывать и про царей, которые были до Романовых, ведь они тоже вели большую благотворительную деятельность, не смотря на все сложности.

Когда на престол вступил Борис Годунов обещал, что при нем не станнит ни сирот, ни бедных, ни кто не будет нуждаться. Он сказал, что рубаху последнюю отдаст, если она будет нужна народу. В скорее и правда наступили тяжелые времена . 1601 – 1603 гг. стали неурожайными, принести много мора и голода.

В таких тяжелых условиях церковно – монастырская благотворительность. Особенно сложная ситуация была в Москве с приходом на престол Василия Шуйского. В столице был голод, не из-за неурожая, а искусственно с помощью «хлебной» стачки торговцев. Цены были очень большими 9 рублей за четверть ржи. Хлеботорговцы начали покупать хлеб и ждали его поднятие цен. Василий Шуйский приказал продавать хлеб по установленной цене и назначил наказание за не послушание. Последовала ответная реакция на это, торговцы прекратили поставки хлеба из провинций. По Москве пошел слух, что все это происходит по тому, что царь не счастлив. Тогда в Успенском соборе было создано большое народное собрание, где выступил царь и патриарх Гермоген, призывая к любви и милосердию, просили не поднимать торговцев цены на хлеб.

Но традиция установленная веками была нарушена. Борьба государственной и церковных властей оказалась безуспешной против народной психологии. В таких условиях царь и патриарх попросили келаря Троице – Сергиева монастыря Авраама Палицына выслать несколько сотен четвертей ржи по 2 рубля на московский рынок, что и было сделано. Торговцы испугались, что на рынок пошли все запасы монастыря, считавшимися не исякаемыми. Через пару месяцев монастырь повторил эту акцию.

В первой половине XVII века получила большое развитие местная благотворительность, сосредоточенная в церковных приходах. Большую роль играла традиция избрания местных церковнослужащих в обязанности, которых входило собрание прихожан, что подтверждалось о решение Столовского Собора. Так же составлялись «подрядная запись», своего рода список обязанностей, туда также входили такие обязанности, как «безпеная» езда священника к «болящим и роженицам».

Большую роль на местах играли церковные старосты. В его введенье находилась церковная казна, он давал деньги в займы, собирал долги, помогал не имущим хлебом и деньгами. За все свои действия старосты должны были отчитываться перед всем миром « по всей правде перед Спасовом образом».

В итоге церковные приходы стали органами благотворительности. Так по «писцовым» книгам в XVIXVII веке почти при всех церквях были построены избы-богадельни, в городах строились еще и «скудельницы», для убитых и умерших без отпевания, также «Божьего дома», давший приют странникам и бедным. Ярким примером, является Тульский уезд в 80 годы XVI веке числилось 43 кельи с нищими при населении 2155 крестьян мужского пола; так же в Троицке – Сергеевой лавре на 5900 дворов приходилось 181 келья, получается, по одной на 33 двора.

Широко были распространены такие средства помощи, как выдача ссуд из церковной казны хлебом, деньгами, семенами, сеном и другим. Ссуды часто давались без роста и без записанной «кабалы», только под моральные обязанности вернуть долг, если это позволит сделать обстоятельства и хозяйства будет восстановлено, что превращало подобные ссуды в благотворительность.

Хорошо проявила себя и частная местная благотворительность. Наиболее известной стала Ульяна Устиновна Осорьина из нижегородской области. В.О. Ключеский писал о ней так: «Нищелюбие не позволило ей быть запасливой хозяйкой. Домовое продовольствие она рассчитывала только на год, раздавая остальным нуждающим. Бедный был для нее какой –то бездонной сберегательной книжкой, куда она с ненасыщаемым скопидомство все прятала да прятала свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы».

После окончание смутного времени начался новый этап призрение в государственных учреждениях с воцарением династии Романовых. С начало благотворительностью управлял Патриарший приказ, потом Монастырский, а с 1670 года появился Приказ о строительстве богаделен. Однако такие меры не означали появление устойчивой системы благотворительности, а были вызваны

Первый Романов – царь Михаил Федорович (1613-1645) – открыл сиротские дома и определил их в ведение Патриаршего приказа. Первым домом для сирот был, вероятно, новгородский, устроенный тогда еще архимандритом Никоном.

При Алексее Михайловиче, значительно усилилась центральная власть, укрепилось крепостное право. В своде гражданских законов «Кормчая книга» имеется статья об общественном призрении.

В 1670 г. действует приказ о строительстве богаделен. Это было вызвано не для решение осуществление системы общественного призрения, а для усиления благотворительной деятельности самого царя и его приближенных. Но в этот период уже проявляется необходимость перехода к системе общественного призрения, также начинает формироваться система общественного призрения, задачами которой являются милостыня нищим, но и предоставление работы трудоспособным, а позднее появилось наказание за тунеядство. Монастыри все также призревали нуждающихся, а уже на западе страны начинаются появляться обители, где монахини учили и лечили сирот, а также обучали рукоделию призреваемых. Со временем начали развиваться и церковно – государственные управленческие структуры.

Все больше узнавая о темпах развития призрения за рубежом, русское правительство стремилось все больше расширить государственную благотворительность. Федор Алексеевич в 1682 году издал указ, в котором говорилось о богоугодных заведениях. В нем говорилось отделить в Москве увечных людей от придворных нищих. «Здоровым лентяям дать работу». Совсем новой идей для нашего государства стало создание школ и заведений, где бы «нищенские дети, ребята и девки » могли получить подготовку к «разным наука и ремеслам». Это было очень важным началом ведь нищие дети получали не только пропитание и кров, а также профессиональную подготовку, возможно в дальнейшем нормальную трудовую жизнь.

Кроме церковно – монастырской благотворительности и государственной призрение широко распространяется и частная благотворительность. Они не только раздавали милостыню, устраивали обеды для бедных, но и часто жертвовали монастырям земли и деньги для строительства часовен, трапезных и так далее.

Так же при этом царе невиданных успехов достигла частная благотворительность. Наиболее известными благотворителями в этом период является: патриарх Никон, боярин А.С. Матвеев, князь Я.К. Черкасский, боярин Ф.М. Ртищев, граф А.Л. Ордин – Нащокин и другие.

Так Никону было поручено принимать просьбы от обиженных и угнетенных бедных и докладывать царю. Когда Никон был новгородским патриархом, построил четыре дома призрения, также посещал темницы и раздавал большие суммы денег бедным. Боярин А.С. Матвеев переписывал божественные книги, а полученные от этого средства жертвовал нищим. Князь Я.К. Черкасский построил на собственные средства больницу с церковью.

С приходом к власти царя Федора Алексеевича появляется ориентация на общеевропейский опыт в организации благотворительности.

В 1681 году состоялся церковный собор, на котором стояло два главных вопроса: о внутрицерковных делах и о борьбе с нищенством.

Большое внимание было уделено проблеме нищенства. Царь предлагал переписать всех нищих в Москве престарелых и немощных в больницах и содержать за казенный счет, а ленивых и здоровых отправлять на работу.

С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период совместного правление в 1682 г. при регентстве Софьи, были проведены мероприятия по искоренению нищенства и призрения стали актуальными.

Против призрения выступил Петр I. Около десятка его законодательных актов касались проблем нищенства и благотворительности. Самым суровым оказался его указ 30 ноября 1691 г. «ленивых прошаков», в котором говорилось о том, что бить батогами и кнутом, выгонять на место постоянного проживания, а возращавшихся к такому промыслу ссылали на каторгу в Сибирь.

Также преследовалась и частная благотворительность, особенно подача милостыни, назначался штраф от 5 до 10 рублей. Против такого гонения на традиционное русское общество милосердия выступали такие современники Петра I, как отец Авраамий, Иван Посошков и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительность в то время играла большую роль в развитие государства и многих сословий, а так же можно отметить, на это время приходится подъем частной благотворительности, которые в значительной степени показывает осознание людей важности такого дела и того как они могут быть милосердны.

 

 

Список литературы:

  1. Кузбмин К. В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России ( с древности и до начала 20 века): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2005. - 3 изд. - 624 с.

  2. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.- 4 изд.- 496с.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 5 изд. – 456с.


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:33:30
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк

В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. .

Читать

Дети-герои в Великой Отечественной войне

Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и на хрупкие детские плечи легла тяжесть невзгод и бедствий военных лет. В суровые годы войны, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы. И вклад детей в победу был очень весом. .

Читать

Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова

Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году..

Читать

Тульские оружейники в 1812 году.

Оружие во все времена имело огромное значение в успешном ведении боевых действий, и Отечественная война 1812 года не была здесь исключением. Тульский оружейный завод на протяжении XVIII—XIX вв. играл решающую роль в снабжении русской армии стрелковым и холодным оружием..

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Мой прадедушка Шири

Мой прадедушка Ишбулатов Шири Ибрагимович родился 22 января 1905 года в селе Старогумирово Бузулукского уезда Самарской губернии в семье башкирского крестьянина - бедняка. Окончил 4 класса начальной школы. С 10-летнего возраста стал помогать родителям..

Читать

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter