↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Андреев Андрей
Автор: Андрей Андреев, 6 «б» класс МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов. г. Серов Свердловской области. Руководитель: Кириллова Людмила Афанасьевна, руководитель музея МАОУ СОШ N 1 «Полифорум» с углубленным изучением отдельных предметов.

Когда мне было 4 годи­ка, мама в первый раз привела меня на свой за­вод, в музей. Это было 9 мая. Тогда я запомнил иг­рушечные военные маши­ны, танки, «катюши», кото­рые мне понравились. И настоящие снаряды. Их можно было даже потро­гать руками.

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны.

Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта.

«Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени.

Вот большой стенд с фо­тографиями. На одной из них обычный мужчина, не­множко похожий на моего дедушку. Это токарь Павел Александрович Панафидин. Как сказала экскурсо­вод, Панафидин - легенда завода. В войну он работал сразу на пяти станках. 5 ав­густа 1943 года, когда наши войска освободили Орел и Белгород, Павел Александ­рович выполнил план на 1088 процентов!

Вот еще один снимок. На нем Николай Семенович Матросов. Он одним из пер­вых возглавил на заводе фронтовую бригаду. Эти бригады каждый месяц вы­полняли задания на 150— 160 процентов. Быть фрон­товой бригадой было почет­но. Ее члены торжественно давали клятву трудиться так же, как сражались бойцы на фронте. Рабочий день в бригаде начинался с сооб­щения о событиях на фрон­те. Потом бригадир ставил боевую задачу. Никто не уходил из цеха, пока не вы­полнил ее. Молодому бри­гадиру было всего 17.

Мы подошли к другому стенду. Здесь стоят макеты настоящих снарядов. Нам разрешили их потрогать. Ребята аккуратно по очере­ди поднимали снаряды. Какие тяжелые! Металл хо­лодный. Механический за­вод выпускал мины и сна­ряды (осколочные, фугас­ные, дымовые, снаряды для морской артиллерии), деталь «дно» для «катюш», авиационные цилиндры для штурмовиков... А на ящиках с боеприпасами, которые шли на фронт, ме­лом или углем писали: «Го­стинцы для фашистов», «Подарок Гитлеру», «Сред­ство для быстрого бега на Запад».

Многие мужчины в первые же дни войны ушли на фронт. А у станков своих от­цов и старших братьев за­менили мальчишки и девчонки 13-15 лет.

«Тяжелы вы, ящики с патронами,

Даже не смахнешь рукою пот.

А вагоны будто бы бездонные,

Сколько же в них все-таки войдет?

Поднималась зорька рваным знаменем,

Где-то бился с фрицем Сталинград.

Сдали мы на выдержку экзамены,

Армия небрившихся ребят».

На пожелтевшей черно-белой фотографии худень­кая девочка. А глаза - от­крытые, смелые. Катя Петухова, теперь Екатерина Михайловна Дрягина. Ей тогда было 13 лет. Ее вос­поминания о тех днях хра­нятся в музее. Вот что про­читала нам экскурсовод:

«Сутки учились, на вторые работа у станка. Никто не хныкал. Трудились не хуже взрослых. Кормили нас по тем временам неплохо: щи капустные да жиденькое картофельное пюре. Но есть все равно хотелось все­гда. Столько надо было иметь силы воли, чтобы сра­зу не съесть свою долю хле­ба. И мы придумали вот что. Иногда давали малюсень­кий кусочек масла. Тоню­сеньким слоем намазывали его на кусок черного хлеба. А потом, когда хлеб уже под­носили ко рту, зубы, не кусая, отодвигали масло дальше. И так хватало на другой кусо­чек. Вот нос все время и ощущал запах этого масла».

Что это рядом с фотогра­фией? Какие-то смешные ботинки. Оказывается, ре­бята носили эти деревян­ные колодки на брезенто­вых ботинках. Зимою они скользили по замерзшему полу цеха. Неудобно. Но ре­бята стояли в них у станков по 8-12 часов!

А вот еще одна старая фо­тография. Тамара Алексеев­на Леушина на завод пришла в 16 лет. Работала, как и все, без выходных. Лошади, на которых возили заготовки и готовые снаряды, не выдер­живали, падали. А девочки не сдавались. Они таскали на себе громадные железя­ки. Плакали, но терпели.

Мария Васильевна Исупова тоже пришла на завод в 16 лет. Начальник цеха ее сначала не взял. Сказал, что слишком маленькая. А она не отступала. Так и начала работать. Ящик к станку ставила, заготовку двумя руками закрепляла на станке. И стружка только летела! Уже после войны Мария Васильевна рассказывала: «Тяжело было, уставали страшно. И только об одном мечталось – хлеба досыта поесть».

После 24 августа все воскресные дни на производстве были объявлены рабочими. Все 4 долгих года без выходных и отпуска. Часто подростки просто падали у станков от непосильной работы. Спали тут же у станка, на ветоши, часа три. И – снова на работу.

«На войне детей не было», - сказала нам экс­курсовод.

- А ты бы так смог? - спро­сил я у своего друга Влада Михеева. Владик ничего не ответил.

Ребятам маленького рос­та подставляли ящики. Что это за мальчик у станка на пожелтевшей фотографии? Сегодня об этом никто не знает. Но этот снимок уже давно стал символом геро­ического труда всех мальчи­шек военной поры.

«За окном опять команды слышим,

Рвет «ура» ребячье тишину.

Вспомним поколение мальчишек,

Так и не игравшее в войну.

До игры ли, если детство было

Взято непридуманной войной,

Гулом обескровленного тыла.

В стороне голодной да стальной.

Помните, что это поколенье

Часто недосматривало сны,

Потому что в этом поколенье

Все почти участники войны».

И вот наступил День По­беды! Представляю, как радовались люди! Все об­нимаются, целуются, кто плачет, кто танцует. Мужчи­ны кепки вверх кидают. В этот день впервые за всю войну никто не работал.

Мальчики и девочки, чуть старше нас, выстояли, побе­дили. Многие из них еще не получили паспорт. Но на груди у многих сверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг.».

За годы войны Серовский механический завод ни разу не сорвал государ­ственный план. Я горжусь, что сегодня на этом заводе работает моя мама!

 


Раздел: История России
Дата публикации: 19.11.2013 19:10:06
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История одного кирпича

В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Победа ковалась в тылу

«Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война. Что дали фронту оставшиеся в тылу, в моей деревне, в основном женщины, дети и старики? Они дали несколько тысяч пудов хлеба, мяса, несколько тысяч литров молока, кроме продовольствия еще и одежда, и деньги. .

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Мой дедушка – герой.

В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке,  его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..

Читать

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

Мой папа – фермер. Размышления дочери.

Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..

Читать

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter