↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Что мы можем назвать памятью?

(Эссе)
Раздел: Разное
Автор: Дейграф В.А.

Что такое память и история? В нашем понимании эти понятия считаются почти одним и тем же. Историю изучают в школе, в вузах, да и просто любой уважающий себя человек, который уважает наследие прошлого, несомненно, должен заняться изучением истории.

Но занимается ли он изучением памяти? Пьер Нора говорит, что нет. История и память стоят по разную сторону баррикад культурного наследия. Чем больше мы говорим об истории, чем больше мы спорим о ней, чем больше мы создаем формы репрезентации прошлого в виде годовщин, создания архивов, праздников, тем больше мы отдаляемся от истинной памяти и наделяем её искусственными ярлыками. И на самом деле память-это нечто другое, то о чем не нужно напоминать.

Данная работа обращена к одному понятию: память. Мы постараемся бросить вызов сложившимся стереотипам представления этого слова. Что мы в повседневной жизни привыкли понимать и что же есть на самом деле память.

П. Нора утверждает, что память сохраняется в жестах, обычаях, диалогах и « местах памяти», им он противопоставляет 3 вида памяти: память архив, память долг и память-дистанция. Мы же постараемся перенести данную концепцию на Российскую действительность. Сначала мы постараемся понять смысл слова архив и трансформацию сущности данного понятия. Затем мы на примерах российских праздников и торжеств выясним, носят ли они функцию памяти. Рассмотрим, какие есть обычаи, позволяющие нам приобщиться к памяти и сохранить её. Далее, на конкретных локаций и покажем, как люди успешно сохраняют память, и как они от неё отдаляются. А в заключении, приведем несколько успешных примером «локаций памяти».

Мы не будем долго рассуждать над понятием «места памяти». Целью нашей работы является сделать это понятие понятным читателю на интуитивном уровне, с помощью приведенных примеров и рассуждений.

 

Память - архив.

На одном из интернет ресурсов был задан вопрос: « Зачем изучать историю?». И были получены следующие ответы: «Чтоб не краснеть при беседе с умными людьми!!!», «История учит, что все люди и все народы без исключения брались за ум не раньше, чем испробовав все другие альтернативы», «Ответ может быть длинным и скучным. Привед БГ: «чтобы стоять, я должен держаться корней!»», «Да, действительно, зачем? Лучше знать ценники на пиво в ближайшем киоске…» 1. Люди приводят самые разные ответы, но мало кто употребляет слово «память», хотя одной из основных функции истории является сохранение и накопление в памяти опыта человечества[6].

Ту историю, которую мы привыкли понимать в виде учебников и книг П.Нора называет архивом. И что архив сам по себе перестал нести функцию сохранения памяти. Разберемся, что означает это понятие.

«От лат. archium (archivum), далее из др.-греч.  ἀρχεῖον  «присутственное место», далее из ἀρχή «начало, начальство». Русск. «архив» — начиная с Петра I, заимств. из лат. через нем. Archiv».[7] То есть под слово архив изначально понималось то место откуда, берется начало государства. Не случайно делается акцент на слове «присутственное» . При- сути! В этом месте должны заключатся именно ключевые моменты, моменты, в которых есть что-то очень важное, в которых кроется «суть». Безусловно, среди таких моментов можно выделить деятельность правителей, полководцев, и самые важные события, происходящие в стране в ту или иную эпоху.

Но на сегодняшний день понятия история и память потеряли свою синонимичность. Память теперь представляет из себя лишь предмет возможной истории. Каждый год ведутся жесточайшие споры по поводу учебников истории [4]. Это не случайно. Потому что даже очевидные события можно преподнести с выгодной для кого бы то ни было стороны. И теперь история является не средством сохранения наследия прошлого, а орудием, позволяющем элитам манипулировать умами людей.

У данной статьи нет цели, как-то дискредитировать историческую науку. Но значительную её часть занимают споры, касательно объективности исторических версий. Конечно, споры нужны, но то, что мы видим сегодня, приобретает гротескную форму. Это не приближает нас к памяти, а отдаляет, мы не идентифицируем себя с ней, а наоборот- отделяем. В этом я полностью согласнее с П.Нора.

Раньше право создавать историю, архивировать знания имели три категории социальных слоёв и институтов общества: знатный род, церковь и государство. Но давайте вернемся к сегодняшним реалиям. Каждый уважающий себя общественный деятель, будь то политик, певица или телезвезда считает своим долгом написать автобиографию. Люди пытаются в физическом виде оформить те воспоминания о своей жизни, которыми они хотят поделиться. Но тут возникает еще одна проблема, о которой говорит Нора. Вся история- это критика. Мы никогда не сможем добиться объективности в истории, а тем более, когда огромное количество людей желают внести в неё вклад.

Так что же такое архив? П. Нора утверждает, что это понятие никак не связано с памятью. Память заключается в обыденном, история же делает памятью прозаической. Если мы не пережили этот опыт, если мы никак с ним не связаны, то это нельзя называть памятью, и точно нельзя назвать «местами памяти», местами памяти называются лишь самые ключевые документы страны, которые координально влияют на жизнь общества.. Очевидный пример - это конституции СССР. Их было всего три, и каждая из них означала новую эпоху, основные приоритеты и направления деятельности государства, а при административном управлении это означает, что и деятельность всего общества. Нынешнюю конституцию РФ с трудом можно назвать «место памяти», так как она не является для общество каким-то символическим документом, а носит лишь формальный характер.

Память - долг

Давайте теперь поговорим о всяких праздниках, торжествах и прочих исторически воссозданных мероприятиях, которые люди пытаются воссоздать.

Какой из праздников можно назвать сопричастным к памяти, какой из них можно назвать неотделимым от общества? Давайте на секундочку представим, что наше правительство целый год не будет освещать в СМИ, не будет выделять средств на финансирование и проведение торжеств ни одного праздника. Тогда какие же из них люди будут праздновать самостоятельно?

Их останется немного. День зашитника отечества, 8 марта, 9 мая и новы год. Всё… посудите сами. Мужчины всегда будут дарить женщинам подарки 8 марта, это у них уже в крови. Люди всегда будут считать своим долгом, поздравить ветеранов с днем победы. И конечно даже без боя курантов и новогодней ёлки, мы всё равно 31 декабря будем открывать бутылки шампанского.

Но лишь праздник великой победы сегодня сохранил свою суть! Именно этот праздник из года в год чтит традиции и остается неизменным. Сегодня уже мало кто понимает смысл праздника «день защитника отечества», и никто не боится говорить о нём, как о дне «мужского дезодоранта». А ведь во времена СССР праздник носил имя «день красной армии» и имел совершенно другой смысл. С международным женским днем та же ситуация. В обществе глубоко укоренился стереотип, что в этот день мужчины должны одаривать внимание представительниц женского пола. Но изначально этот праздник имел смысл борьбы за права женщин. Новый год ничем не лучше. Он в принципе не несет в себе никакую память. Помимо каких-то слов типа: «Мы стареем на год, подводим итоги, надеемся на лучшее»,- никто и не сможет указать на смысл этого торжества.

Все эти доводы приводились именно для того, чтобы подчеркнуть абсурдность важнейших праздников страны. Они не носят на себе функции памяти, а выполняют лишь социальную роль, роль долга. В них нет больше никакого исторического сути, общество намеренно воссоздает их, чтобы придавать обществу какие-то торжества. А вот наполнить эти торжества каким-то смыслом задача намного сложнее. М. Хальбвакс совершенно точно утверждал, что память не только воссоздает измененный образ прошлого, но и уверенно отстаивает этот образ перед лицом новой реальности.[9]

Отдельного внимания заслуживает «День народного единства». Этот праздник отмечается 4 ноября с 2005 года и пришел взамен празднованию дня «Великой октябрьской социалистической революции». Мы не будем окунаться в полемику на счет актуальности данного праздника, лишь подметим, насколько тщетны искусственно создаваемые торжества, которые не носят в себе никакой роли памяти. Память является добровольным мероприятием, а история носит коллективный, социальный характер.

Большую роль в повседневной культуре занимают и национальные праздники, особенно это важно для людей, находящихся в эмиграции.[3] Специально для них проводятся культурные вечера; национальные традиции: «День русского просвещения»; «День русской культуры»; «День русского национального сознания»; «День русского ребенка». Но не кажется ли Вам, что если нам приходится специально организовывать столь много мероприятий, то мы боимся потерять своё культурное наследие. Нам приходится так много о памяти говорить, потому что она под угрозой вымирания.

Память - дистанция

Не хочется еще раз говорить о том, что чем больше мы говорим о памяти, тем больше от неё отделяемся. Хотя П.Нора имел в виду под словом «дистанция» именно это, но мы в свою очередь попробуем посмотреть на это несколько иначе. Все-таки существуют практики, которые позволяют каким-то образом с помощью разных способов сохранить память в нетронутом виде. Их немного, но они все-таки есть.

Пускай каждый из читателей попробует задать себе вопрос: «Какие есть обычаи и ритуалы, которые носят в себе сохранении функции памяти?». Первое что пришло в голову автору данной работы - это минута молчания.

В данной традиции, или ритуале, если можно это так назвать, люди осознанно концентрируют все внимание на том, чтобы почтить память. Именно память! Это можно скорее назвать «временем памяти», нежели местом. Но в этом временном промежутке память кристаллизуется, память коллективна и в то же время индивидуальна, она неделима и в то же время множественна.

Примерно ту же функцию выполняет гимн. В гимне память приобретает патриотические оттенки и благодаря очень сильному звуковому ряду гордиться своим прошлым. Даже у маленьких детей, которые еще толком и не сформировалась память, которые не знают никакой истории, возникает чувство гордости за свою страну.

Такими местами памяти можно так же назвать военные фильмы, которые показывают на телеэкранах перед «днем защитника победы» и «9 мая». Они заключают в себе 3 элемента места памяти: являются материальным воплощением, носящим в себе смысл, имеет символическое значение, и выполняют свою функцию транслирования памяти. Так же они передают память не индивидуально, а целому поколению. Они являются местами остановки времени, суть которых спустя полвека остается ясна каждому гражданину России.

Местами памяти можно назвать разного рода события, которые помнят целые поколения. Безусловно, в рамках данной работы является актуальной концепция коллективной памяти Я. Ассмана, в которой говорится, что коллективы сами по себе не имеют память, но обуславливают память своих членов.[1] Существуют некоторые события, которые являются связующим звеном в хронологии государства. Такие события обычно написаны на форзаце учебников. К этим событиям даже не требуется относиться критически, потому что они произошли и всё, ничего с этим не поделаешь. Распад советского союза, дефолт 1998 года, избрание нового президента, проведение универсиады, а в скором будущем и олимпиады. Когда начинаешь говорить о таких вещах, то у многих в голове сразу всплывает год и определенный образ. Вот это Пьер Нора и называет памятью, когда она черпается не из источников, а из реального общения с людьми, из традиции. Люди всегда будут обсуждать эти события, потому что они стали частью их жизни.

Именно такие традиции, жесты мы можем назвать « местами памяти». Эта память коллективна и не нуждается в специальных людях и установках сверху. Именно поэтому мы можем называть это памятью. Она не приходит к нам сверху, мы намеренно воссоздаем её в своей повседневной жизни.

«Локации памяти»

Нора не использует этот термин, мы решили развести понятие « место памяти» и «локация памяти», чтобы не было путаницы. «Локация памяти»- это реальный физические объекты, ландшафты, городские пространства, где люди соприкасаются с памятью в её первозданном виде.

В Казани- это Арское кладбище: «А́рское кладбище — центральный некрополь в современной Казани, в Вахитовском районе города».2 Люди ценят и хранят это кладбище, потому что это символ памяти войны, памяти жертв. Имел место прецедент, когда были приглашены студенты разных ВУЗов для проведения субботника на кладбище. И когда пришли студенты К(П)ФУ, то оказалось, что студенты приходивших раньше было так много, что они выполнили всю работу. Это очень удивительно, учитывая, что данное мероприятие проводилось на добровольной основе. К тому же параллельно проводились экскурсии, на которых присутствовало огромное количество человек.3

Но нельзя не сказать, что на том же Арском кладбище можно увидеть, как память деформируется и обретает совершенно другой контекст. Могила неизвестного солдата сейчас стала местом «тусовки» для всевозможных неформальных субкультур, которые проводят там свой досуг совершенно не так, как это задумывалось. Довольно тихое и спокойное место для определенных слоёв населения больше не является каким-то символом, а превратилось площадкой для знакомств и развлечений. Также стоит выделить кладбища Томска, которые так же носят в себе именно сохранение мест памяти.[2]

Как не прискорбно отмечать, но кладбища являются едва ли не единственным местом, где удается сохранить, заморозить важную часть прошлого, используя при этом минимум символов. Тем самым мы больше всего соотносим свою память, с культом мертвых.

Как уже отмечалось ранее, память носит коллективный характер. Иногда даже она доминирует над индивидуальной. Поэтому «места памяти» имеют большое значения, для социальных слоёв, проживающих в чужой стране. Отличным примером «места памяти» служит « русский квартал в Улан-Баторе», описанный в исследовании Алексея, Михалева[5]. В столице Монголии данный район выполняет коммеморизацию памяти русского народа в разных аспектах, на примере: православной культуры, объектов памяти, типа памятнику и музею им. Г.К.Жукова, русским местам отдыха, от магазинов, до фитнесс- центров для русских, а так же наличию множества легенд, связанных с определенной группой людей. Данные интервью показывают, что люди помнят именно пережитый опыт, помнят ту традицию, которую они смогли сохранить в тяжелых условиях.

Еще одно место, где создаются «локации памяти»- это музеи. Но Нора утверждает, что музеи вне делают нас ближе к памяти, и носят лишь искусственный характер. Но все-таки существуют музеи, в которых память может собираться в совершенно уникальных формах, таким примером может являться «музей социалистического быта» в городе Казань.

«Наш музей не собрание старых вещей- это музей положительных эмоций!» - эта надпись висит у входа в музей. И это действительно так. Особенностью данного музея является его интерактивность. Каждый из экспонатов вы можете потрогать или даже примерить. Можно в буквальном смысле соприкоснуться с прошлым, потрогать его. И это не такое далекое прошлое, чтобы читать про него в учебниках, многие в нем жили, а те кто в нём не жил, слышали по рассказам родителей, либо через фильмы. «Мы не гонимся за стариной, нам важнее знаковость. Поэтому особо дороги уникальные вещи – например куртка, сшитая из кожаных обложек партбилетов. Или вот: из двух простейших фотоаппаратов-мыльниц «Смена-6» казанский умелец собрал один стереоаппарат! Много таких уникальных вещей! Например, электрорасческа, сделанная из паяльника: любящий муж сделал ее своими руками для жены, потому что у них не было возможности купить такой предмет.»4- говорит директор музей, Рустем Валиахметов. И этот музей не закончен, он постоянно формируется, так как каждый посетитель может принести свой «экспонат», который представляет какую-то символическую ценность для него. И так как в принципе одежды и игрушек в советском союзе было немного, то практически все помнят эти вещи. Именно помнят и им не надо говорить, что это такое. Зачастую, беря в руки какой-либо экспонат, посетители рассказывают истории из, как им подарили эту игрушку, или как удалось приобрести последние джинсы. И само здание представляет из себя бывшую коммунальную квартиру, построенную в начале XIX века. Поэтому её смело можно назвать «местом памяти».

Если же говорить про исторические места города, то тут дело обстоит сложнее. Многие объекты могут считаться историческими и не нести в себе никакой памяти, а может быть и наоборот- те места, в которых люди заключают большой смысл могут не носить при этом никакой исторической важности. Но как же определить какие исторические места, какие « локации памяти» играют ключевую роль для людей, а какие нет? Этот вопрос остается открытым и будет решен в исследовании: «Роль «мест памяти» в городском пространстве: на примере исторических мест города Казань».

Заключение

Таким образом, мы смогли раскрыть на различных примерах сущность памяти- архива, памяти - долга и памяти - дистанции. И мы надеемся, что читателям стало понятно, что же из себя представляют «места памяти». Насколько вы заметили в данной работе нет конкретного определения «места памяти». Каждый должен определить эту категорию для себя сам, надеемся, что данная работа поможет это сделать

Нельзя относиться к этому понятию как-то категорично или однобоко. Одни и те же вещи могут являться «местами памяти», и в то же время нет, в зависимости от: социальных групп которые себя соотносят с этим местом, эпохой, а главное смыслом, который мы им придаём.

Кто-то может не согласиться с концепцией П.Нора, но она все-таки имеет смысл и почву для дальнейших рассуждений, тем более в рамках России. Чтобы мы больше занимались памятью, нежели историей, и воссозданием искусственных эмитаций которые нас лишь отдаляют от памяти.

 Список литературы:

  1. Ассман.Я. Культурная память, Смоленск, изд-во «языки славянской культуры», 2004г. С 35

  2. Красильникова Е.И., Кладбища Томска как места памяти жителей города (конец 1919 – первая половина 1941 г.) , . Вестник ТГУ, Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск)., 2012 г.

  3. Кудряшова С.К., Дерюга В.Е., Национальные праздники как источник сохранения русской культуры в условиях миграции, Инновации в науке. 2012. № 12-2. С. 24-28.

  4. Марков Б.В., История и память, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. № 4. С. 66-73.

  5. Михалёв А.В., «Русский квартал» Улан-Батора: коллективная память и классификационные практики. Вестник Евразии. 2008. № 2 . С. 6-28.

  6. Нора П., М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок., Франция-память, СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.

  7. Сидорцов.В.Н. Методология истории : курс лекций, Минск : БГУ, 2010. - 207 с.

  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель..Антипов. Г.А., Зачем изучать историю в школе и университете. Высшее образование в России • № 8-9, 2013

  9. Хальбвакс, М., Социальные классы и морфология, Алетейя, Москва 2000.

 

Примечание

1 http://otvet.mail.ru/question/56193841

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/арское кладбище

3 http://www.regnum.ru/news/1715662.html

4 http://muzeisb.ru/about-museum.html


Раздел: Разное
Дата публикации: 24.12.2013 17:25:20
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа. Гду обучают историков? чему их учат? Зачем учиться на историческом факультете или чем историки отличаются от остальных . Что ожидает выпускника?.

Читать

История сознания и осознания истории

Двадцатый век был периодом радикального обновления человечества, периодом массового перехода народов на ступень демократии и свободы. Состоявшиеся перемены требуют теперь своего осмысления. Сова Минервы вылетает в сумерках, после того как всё уже свершилось. Что произошло в минувшем столетии? Почему именно так произошло? Если история человечества – это история его достижений, то каков её главный итог? Чего достиг современный мир? Какой вклад в его развитие внесли отдельные страны и Россия, в частности? Ответ на эти вопросы призвана дать современная теория исторического процесса .

Читать

Авторское право и интернет

Рассмотрение проблем взаимодействия авторского права и интернета. Почему сложилась такая ситуация? И что можно сделать?.

Читать

Тенденции развития современного общества и методология его изучения

В данной статье автор пытается раскрыть тенденции развития общества, выделить особенности социально-экономической и политической систем. Автор считает наиболее целесообразным использование марксистской методологии с внесением в неё определённых изменений для исследование общества..

Читать

Что мы можем назвать памятью?

Что такое память и история? В нашем понимании эти понятия считаются почти одним и тем же. Историю изучают в школе, в вузах, да и просто любой уважающий себя человек, который уважает наследие прошлого, несомненно, должен заняться изучением истории. .

Читать

Применение компьютера в обучении истории

Курсовая работа о применении компьютера в обучении истории.Данная работа посвящена изучению применения современных технологий в обучении истории - компьютерной техники и компьютерных программ..

Читать

Проблематика рационализация власти в концепциях М.Вебера и М.М.Сперанского

Одними из основных задач исторической и социологической науки, является изучение исторически важных аспектов истории, а так же возможное прогнозирование, чтобы избежать ошибок прошлого. Поэтому я рассматриваю в своей статье не только исторические, но и многие социологические моменты, которые нельзя не учитывать. Вопросы бюрократии привлекают к себе внимание многих ученных, совершенно разных идейных и политических ориентаций..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter