↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Антонов Александр
2 курс, кафедра истории Древней Греции и Рима, СПбГУ

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. Со временем власть боспорских царей распространилась и на территорию Восточной Меотиды (современного Восточного Приазовья; в древности Азовское море называлось Меотийским озером).

Царство существовало почти тысячелетие, образовавшись в 480 году до н.э. (год вторжения персидского царя Ксеркса в Грецию) из ряда разрозненных греческих полисов-колоний, и закончило свои дни в IV в. н.э., пав под натиском бесчисленных орд гуннов, против которых не имело ни малейшего шанса выстоять.

В историографии Боспорское царство традиционно считается примером греко-варварского государства, в котором осуществилось слияние греческого и местных скифо-сарматских этносов – греки и варвары жили в одном государстве, пользовались равными правами, вступали друг с другом в браки, воспринимали друг у друга элементы культуры. И для изучения греко-варварских контактов первым делом нужно будет ответить на вопрос – какие же народы жили на территории Боспорского царства?

Греки, преимущественно переселенцы из малоазиатской Ионии, прибыли на территорию Керченского и Таманского полуостровов в VI в. до н.э., когда эти территории были слабо заселены [1]. В это время скифы ещё не пришли в эти земли - они кочевали в степях Северного Кавказа, бывших для них плацдармом для набегов за Кавказ, в Малую и Переднюю Азию [2]. До греков на этих территория проживали таинственные кочевые племена киммерийцев, оставившие нам в боспорской топонимике некоторые свои названия (например, названия городов Тиритака и Крокондама) и каменные стелы-истуканы, стоявшие на вершинах курганов. Киммерийцы были согнаны с мест своего обитания нашествием скифов, которые пошли дальше на юг, гоня перед собой киммерийцев. По этой причине земли, где греческие колонисты основали свои колонии, пустовали в тот момент.

Но, тем не менее, земли вокруг не были пустыней. Восточные районы Таманского полуострова и район современного Новороссийска были заселены племенем синдов, отличавшихся от греков широким лицом – они, возможно, были индо-арийцами, близкими по происхождению к древнейшим индоевропейцам. Синды были земледельцами и были уже достаточно развитым народом – их вожди охотно скупали у греков изделия их ремесла, которые затем помещались в курганы.

Постепенно синдская знать усвоила греческую культуру, а земли синдов – Синдика, вошли в состав Боспорского царства в V в. до н.э. В Прикубанье и Восточном Приазовье проживали родственные синдам кочевые меотские племена. Древнеримский географ Страбон даже считал синдов одним из племён меотов (Страбон, XI, 2, 2). Хотя при этом синды и меоты имели некоторые антропологические различия. Земли меотов также вошли в состав Боспора, примерно в то же время, что и Синдика. 

Эти народы играли большую роль в истории Боспорского царства – их много проживало в городах Азиатского Боспора, где они составляли треть населения [3] – а ведь города были как правило местом, где проживали преимущественно греки. В городах часто находят захоронения синдских дружинников, в вооружение которых входил полный набор оружия – меч, копьё и лук со стрелами. Эти захоронения относятся к V в. до н.э., когда синдские крестьяне-общинники были в условиях первобытно-общинной военной демократии свободны, когда каждый свободный общинник был воином. И часто обладавшие оружием общинники нанимались на службу к царю Боспора. Но уже в IV в. до н.э. синдская знать, усвоившая греческий образ жизни, а в месте с ней и привычку к роскоши, закабалила своих крестьян, и дружинников было уже не из кого вербовать [4].

Меоты же оказались меньше затронуты влиянием греческой культуры. Часть из них жила на берегах реки Кубани, и занималась земледелием, часть кочевала в степях Приазовья.

Синды и меоты также сильно повлияли на антропологический облик греков – например, греческое население города Фанагории в результате смешения с местными племенами восприняло синдский широколицый антропологический тип, настолько, что греческий антропологический тип даже не прослеживается [5].

На территории Европейского Боспора – на Керченском полуострове, в VI в. до н.э., когда греки-ионийцы основали свои колонии, проживал немногочисленный загадочный народ, оставивший после себя погребения в виде каменных ящиков, обложенных вокруг камнями. Они жили в немногих местах, преимущественно на побережье – на юге Керченского полуострова, и на севере – в районе Казантипского залива, где был основной центр их проживания. Кем они были – трудно установить, но результаты антропологической экспертизы говорят о том, что этот народ был родственен как и синдам, так и таврам – дикому населению горного Крыма, являясь промежуточным звеном между ними [6].

В IV в. до н.э. в Европейском Боспоре появляются скифы. Это были скифы, селившиеся в глубине Керченского полуострова и занимавшиеся земледелием. Надо сказать, что скифы играли меньшую роль в истории Боспора, чем синды и меоты. Их было меньше, чем синдов или меотов.
Скифы-земледельцы были быстро покорены боспорскими царями, которые из числа скифов часто набирали ополчение – например в войске царя Сатира II (310—309 гг. до н.э.) во время междоусобной борьбы с его братьями было 20 тысяч скифов-ополченцев [7]. Со временем цари ограничили свободу скифского населения – в III-II вв. до н.э. скифы были переселены в укреплённые поселения наподобие феодальных усадеб, где вели жизнь крепостных крестьян. Но это что касается рядовых скифов-общинников. А ведь были ещё и знатные скифы, которые селились в боспорских городах, возле которых сооружали свои курганы.

Ближе к рубежу эр на Боспоре произошли серьёзные перемены. Сначала восстание закабалённых скифов и рабов под предводительством Савмака в 108-107 гг. до н.э., затем набеги из района Перекопского перешейка кочевого племени сатархов в 80-х гг. до н.э. привели к тому, что Европейский Боспор почти обезлюдел. Но затем эти земли были заселены в конце I в. до н.э. царём Асандром, основателем новой династии царей Боспора, который правил вслед за царём Митридатом Великим и его сыном Фарнаком. Асандр поселил на пустующих землях наёмников, 36-ти тысячное войско которых в своё время нанял Митридат для финальной борьбы с Римом – это войско он разделил на когорты по римскому образцу. Основную массу этих наёмников составляли малоазиатские греки. Они служили Митридату и Фарнаку в их войнах, а царь Асандр после завершения всех войн дал этим наёмникам во владение землю, в обмен на службу в войске и несение сторожевой службы. Эти наёмники осели не землю, обзавелись семьями, и с тех пор их потомки жили на этих землях – Европейский Боспор стал почти полностью греческим [8]. Хотя вследствие того что эти греки смешались с остатками местного населения, и даже переняли ряд погребальных обычаев местных племён (покрытие дна могил морским песком с ракушками) их уже нельзя было назвать греками в полном смысле этого слова. Это были уже боспоряне – субэтнос греческого этноса.

Вот какие этнические процессы проходили в Боспорском царстве в период до новой эры. Напоследок следует отметить, что местные, варварские народы проживали в основном на периферии, в сельской местности. Города же, и прилегавшая к ним земледельческая округа (хора) на протяжении всей истории были центрами греческой культуры, где проживали греки, которых в городах всегда было больше чем варваров.

1. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э./ М, 1981. С. 21.
2. Т. М. Кузнецова. Греко-скифские отношения в период архаики// Античная цивилизация и варварский мир/ Новочеркасск, 1992. С.19.
3. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.35.
4. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С.34.
5. Герасимова М.М. Население античной Фанагории по палеоантропологическим данным// КСИА. 1976, 145. С. 110-112.
6. Масленников А.А. Этническая принадлежность погребений в каменных ящиках Восточного Крыма// КСИА. 1976, 145. С.21.
7. Масленников А.А. Население Боспорского государства. С. 43.
8. Масленников А.А. К истории населения хоры Европейского Боспора в I в. до н.э.//Советская археология. 1980, №4. С. 69-70.

Боспорское царство

Города Боспорского царства

Киммерийские стеллы

 

Скульптура - голова синда Этническая карта Боспора в VI-V вв. до н.э. Этническая карта Боспора в IV вв. до н.э. Этническая карта Боспора в III-II вв. до н.э.

 

Связанные статьи:
Проблема сарматизации Боспора


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 13.11.2013 22:25:53
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Рабочее и социалистическое движение в Англии в начале XX века

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию..

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Роль Английской, Французской и Российской революций в истории Европы и мира

В статье предложен новый взгляд на марксистскую теорию об общественно-политических формациях в истории человечества. Разделение на формации применяется не к человечеству не вообще, а в отдельных языково-религиозных группах народов. Феодализм, капитализм - это лишь определенные этапы развития в отдельных народов и групп народов. Автор доказывает, что с началом Английской революции (1640 г.) капитализм победил в германо-протестантском мире, с началом Французской революции (1789 г.) - в романо-католической, а Русская революция (1917 г.) принесла победу капитализма в Славяно-православную языковую группу..

Читать

Пухом и прахом. История Пыльного котла: как природа мстит людям

Статья расскажет о том, как сильно песчаные бури в 20-м веке повлияли на резкое падение курса акций, как это повлияло на создание сухого закона, а также какие последствия были после нанесения ущерба "Пыльного котла". .

Читать

Батумская жемчужина

Решив поведать читателям об истории всем известного батумского озера, я никак не ожидал, что помимо рассмотрения исторической стороны вопроса, мне придется столкнуться с вопросами изучения исторической географии, картографии, геологии и геодезии. Причина, побудившая меня коснуться этих, на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемому вопросу научных дисциплин проста. Как само озеро, так и территория, на которой расположен г. Батуми – звенья одной исторической цепи..

Читать

Кровавый путь известных женщин

Как часто мы слышим, что мир жесток. Возникают вопросы «что порождает жестокость?», «почему есть люди милосердные и жестокие?». Жестокость является морально-психологической чертой личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Крайней мерой жестокости является наказание за самые безобидные проступки. Жестокое отношение к людям – это девиантный инстинкт самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания. Жестокость противоположна жалости. .

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.

Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..

Читать

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

В данной статье анализируется положение илотов (Зависимое население Спарты), их взаимоотношения со спартанцами. Положение илотов сравнивается с положением раба в Афинах.

Читать

Торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции

В данной работе рассматриваются торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter