1.Обобщить и повторить знания учащихся по теме «Древняя Русь», сформировать целостное представление о Киевской Руси, дать характеристику деятельности первых русских князей.
2. Развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты.
3. Формировать у учащихся умение мысленно воссоздать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических явлений и событий.
4.Воспитание любви к Родине, уважение к богатому наследию русской культуры и истории, гордость за своих предков, национальное достоинство.
5. Формировать у детей понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, уважения друг к другу, к окружающему миру.
6. Развивать познавательный интерес к предмету; умение применять полученные знания;
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Форма организации урока:групповая
Метод: игровые технологии с использованием мультимедийных ресурсов
Оборудование: мультимедийное оборудование, творческие работы учащихся, раздаточный материал, грамоты для награждения
Структура урока:
1. Организационный момент
2.Сообщение целей урока,представление команд
3.Командные конкурсы: «История в лицах», «Кроссворд», «Историческая мозаика», «Лабиринт дат»,«Синквейн».
Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
М. Калинин
Предварительная подготовка.
Класс делится на четыре команды, домашнее задание – придумать название команде, герб и задание «Одень куклу».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Представление команд – название,герб и задание «Одень куклу».
Игра.
Конкурс «История в лицах».
Представлен видеоряд с портретами исторических личностей. Необходимо определить о ком идет речь?
Задание №1.
1. О нем древляне сказали: « Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока его не убьют». (Игорь).
2.Автор «Повести временных лет»(Нестор).
3.Он предупреждал своих врагов: «Иду на Вы».
4. Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий).
5. Основатели Киева (Кий, Щек, Хорив).
6. Основатель династии киевских князей (Рюрик).
7.Сыновья Владимира, причисленные православной церковью к лику святых (Борис и Глеб).
8.Провела первую государственную реформу (Ольга).
Задание №2.
Установите соответствие между именами князей и их прозваниями, закрепившимися за ними в истории:
Владимир а)Окаянный
Святополк б)Вещий
Ярослав в)Красное Солнышко
Олег г)Гордый
д)Тишайший
е)Мудрый
Команды выполняют задание, после сдачи своих ответов жюри проверяется
правильность выполнения задания (слайдовая презентация).
Конкурс «Кроссворд».
Кроссворд
Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
Сбор дикого меда
Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Народное собрание
Наследственное земельное держание
Религиозное верование, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов
Человек, который заключил договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях
Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины
Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)
Место сбора дани. Было установлено реформой княгини Ольги
Название крестьянской общины
Команды выполняют задание.
Жюри проверяется правильность выполнения задания
(слайдовая презентация).
Конкурс «Лабиринт дат».
Задание №1
Найдите значение выражения, составленного из исторических дат: (Создание «Повести временных лет»+Первый поход Олега на Царьград) -(Основание древнерусского государства - Приход варягов в славянские земли)+Крещение Руси=?
(1113 +907) – ( 882-862)+988 =2988
Задание №2
Восстановите последовательность событий:
1) Гибель князей Бориса и Глеба
2) Походы Святослава против хазар
3) Начало правления князя Ярослава Мудрого
4) Походы Игоря на Константинополь
4
2
1
3
Команды выполняют задание, после сдачи своих ответов жюри проверяется правильность выполнения задания (слайдовая презентация).
Конкурс «Историческая мозаика».
Команда должна сложить мозаику, право складывания пазлов предоставляется после дачи правильного ответа на вопросы, которые задаются командам. Победителем является команда, собравшая мозаику быстрее.
1. Большая парадная горница, где князь пировал с дружиной (гридница).
2. Изящный остроконечный шлем (шишак).
3. Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами (зипун).
4. Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом (епанча).
9. Описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых (житие).
10. Автор «Слово о Законе и Благодати» (Иларион).
11. Мастера по обработке драгоценных металлов и камней (ювелиры).
12. Повседневная жизнь (быт).
13. Обычаи, уклады общественной жизни (нравы).
14. Служители богов, творившие заклинания и предсказывающие будущее (волхвы, кудесники).
15. Торговый путь, проходивший через земли восточных славян («из варяг в греки»).
16. Титул главы русской православной церкви (митрополит).
17. Материал для письма (береста).
18. Запись событий по годам (летопись).
19. Наука, изучающая народное творчество (фольклористика).
20. Небольшие изящные картинки, иллюстрирующие текст (миниатюра).
21. Специально выделанная телячья кожа (пергамен).
22. Искусство постройки различных зданий (зодчество).
23. Ювелирная техника, при которой напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек (зернь).
24. Шкурки каких животных являлись у славян деньгами (куницы).
25. По обычаю руководил воспитанием княжича (дядя, брат матери).
26. Любимая забава богатых людей ( охота соколиная, ястребиная, псовая).
27. Кто развлекал гостей на пирах (скоморохи, гусляры).
28. Жилище князей, бояр (хоромы).
29. Район на окраине города, заселенный ремесленниками (слобода).
30. Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий (народное ополчение).
Конкурс «Синквейн»
Составить синквейн «Русь». Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, развивает умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – задание,позволяющее осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Великая Отечественная война на примере моей семьи
С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..
Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..
Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .
На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..
Наступил самый голодный месяц 41-го года - ноябрь. Порции хлеба были снижены до минимума, немцы все чаще бомбили город, а в особенности военные госпитали, люди зверели все больше и больше. Однако вера в лучшее, «любовь к ближнему» помогла выжить маленькой Неле и ее маме в этот сложный год. Неле было всего 11 лет, осколками впились в ее память ужасающие события блокадного Ленинграда - такое невозможно забыть. Было все: от голода на горизонте мерещилась смерть; продавали клей, выдавая за «студень»; видели и людоедство. Долгие дни уходили на поиски пищи, на способы существования. Самым дорогим воспоминанием стала «жиденькая рисовая кашка», которой девочку и ее маму спасли Лида и ее подруга Валя..
Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.
История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .
В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .
Я живу в селе Старый Курлак. Это очень красивое место. Речка, лес, луга – раздолье. Всё вокруг знакомое и привычное. И, кажется, что ничего особенного здесь нет..
Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..