Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейСодержание:
1. Что такое Выпускная квалификационная работа.
2. Требования к оформлению дипломной работы (ВКР) по ГОСТу.
3. Как самостоятельно повысить оригинальность текста работы.
4. Требования к структуре.
5. Структура введения дипломной работы (ВКР).
6. Основная часть.
7. Заключение.
8. Список литературы по ГОСТу.
9. Образец дипломной работы (ВКР) и титульного листа.
10. Как составить речь для защиты дипломной работы.
11. Как сделать презентацию для дипломной работы.
Дипломная работа (Выпускная квалификационная работа) – это квалификационная работа, выполняемая студентами на завершающем году обучения.
Дипломная работа выполняется студентами, которые обучаются на гуманитарных или естественнонаучных направлениях. На технических специальностях, как правило, выполняется дипломный проект – создание определенного устройства или технологии.
Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТом и рекомендациями образовательного учреждения. Сейчас (на 2020-2021 гг.) действует ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
При написании дипломной работы необходимо использовать научный стиль речи.
Согласно ГОСТу и общим рекомендациям:
Дипломные работы в обязательном порядке проверяют на наличие неправомерных заимствований. Уникальность текста дипломной работы должна быть примерно 60-80% (точный процент необходимо уточнить на кафедре, зависит от учебного заведения). При этом в дипломной работе не должно быть некорректных заимствований, при использовании в тексте данных необходимо ссылаться на используемую литературу и источники. Кроме того, необходимо помнить, что процент оригинальности будут снижать не только заимствования, но и цитирование.
Если студент написал работу самостоятельно, то низкий процент оригинальности может быть обусловлен большим количеством цитирований и использованием в тексте своих же, уже опубликованных, работ. По умолчанию система Антиплагиат ВУЗ, в настоящее время, заносит весь список литературы в цитирование и не умеет определять работы, написанные и опубликованные автором. Для того чтобы они не учитывались, проверяющему необходимо исключить это их из источников – это будет способствовать повышению процента оригинальности.
Чтобы повысить процент уникальности текста, необходимо самостоятельно переработать материал. Этому может помочь полный отчет из системы Антиплагиат ВУЗ – в нем будут выделены конкретные фрагменты, которые система посчитала заимствованиями. Значимые части текста необходимо переписать, а незначительные (т.н. «вода») – просто убрать. Если в заимствование попали различного рода расчеты, статистические данные, нормативные акты и т.д., то необходимо грамотно оформить цитирование.
Подробную информацию о том, как форматировать текст в WORD, делать сноски, а также типичные ошибки при подготовке студенческих работ можно прочитать в статье "Как правильно подготовить реферат".
Дипломная работа должна содержать:
– титульный лист;
– содержание;
– введение;
– основную часть;
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (если они используются).
По разным дисциплинам структура введения может отличаться. Так, например, если работа носит исторический характер, то необходимо описать хронологические и территориальные рамки, проанализировать используемые источники. Поэтому требования к структуре введения необходимо обязательно уточнить у научного руководителя.
Объем введения должен составлять 5-10 страниц.
Введение должно содержать:
– актуальность исследования. Актуальность показывает важность изучения темы (или решения практических задач) для общества и науки в настоящее время. Необходимо показать какие реально существующие проблемы решаются в ходе исследования.
– объект и предмет исследования. Объект – это то, на что направлена практическая или познавательная деятельность. Предмет – это определенные свойства, характеристики, части, аспекты объекта, которые Вы планируете изучить.
– хронологические и территориальные рамки (если необходимо). Хронологические и территориальные рамки не просто обозначаются, а обосновывается, почему для решения поставленных задач были определены именно таким образом.
– степень разработанности проблемы. Историография вопроса показывает, что по исследуемой проблематике было сделано до Вас. Какие вопросы были наиболее изучены, какие аспекты проблемы остались за рамками выводов исследователей, какие вопросы остаются дискуссионными.
– цель и задачи работы. Цель исследования – эта та проблема, вопрос, который решается в ходе исследования. Для того, чтобы достичь цели исследования необходимо решить определенные задачи. Задачи – это определенные шаги по достижению цели.
– гипотезу исследования. Это определенное предположение, которое может быть подтверждено или опровергнуто в ходе исследования (это описывается в заключении).
– характеристику источников (при наличии). Источники необходимо сгруппировать по категориям. Характеристика источников подразумевает критический анализ используемых в исследовании источников.
– методологию исследования. Описывая методологию исследования необходимо не просто перечислить используемые методы и теоретические подходы, но и конкретизировать примерами как они реализуются в ходе проводимого исследования.
– научную новизну исследования. Здесь необходимо показать, что конкретно сделано нового. Какие новые факты были выявлены, что рассмотрено впервые и т.д.
– теоретическую и практическую значимость работы. Необходимо показать, как могут быть применены полученные в ходе исследования результаты.
– сведения о структуре исследования. Здесь просто описываются структурные элементы дипломной работы (введение, главы, заключение и т.д.)
Подробнее о написании введения и посмотреть используемые речевые клише можно в статье "Методические рекомендации по написанию введения и заключения".
Основная часть состоит из 2-3 глав, которые разделены на параграфы. Структура работы должна соответствовать поставленным задачам. Каждую главу желательно закончить небольшим выводом, обобщением изложенного материала.
Первая часть работы должна быть, как правило, посвящена теоретической разработке проблемы (обычно первая глава). Здесь раскрываются основные понятия, методологические подходы, дискуссионные вопросы рассматриваемой проблематики. Теоретическая часть показывает, насколько хорошо студент разбирается в выбранной теме.
Вторая часть работы – аналитическая или практическая (в зависимости от специальности и темы). Здесь конкретизируется теоретические вопросы, решаются поставленные во введении практические или аналитические задачи.
При использовании любых данных обязательно ссылаться на используемую литературу. Сноски оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Наименование на русском языке. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка».
Заключение дипломной работы – это подведение итогов исследования. Заключение должно быть написано лаконично, четко, без «лирических отступлений». Формулировки должны быть понятными, конкретными и не двусмысленными. Нужно резюмировать проделанную работу в соответствии с поставленными во введении задачами и сделать общий вывод по теме исследования.
Объем заключения дипломной работы должен составлять примерно 7-10 страниц.
Список литературы оформляется по ГОСТу. В настоящее время – это ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (при этом сноски оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008). Список литературы сортируется по алфавиту. Если используется иностранная литература, то она приводится после основного списка и также сортируется по алфавиту. Кроме фундаментальных трудов по исследуемой теме необходимо использовать и недавние работы, изданные в последние 5-10 лет.
Пример оформления библиографического списка:
Для архивных источников
Государственный архив Пензенской области. Ф. 45. Оп. 1. Д. 5.
Книга 1 автором:
Первушкин, В. И. Губернские статистические комитеты и провинциальная историческая наука / В. И. Первушкин. – Пенза: ПГПУ, 2007. – 214 с.
Книга с 2 авторами:
Ставицкий, В. В. Неолит – ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья / В.В. Ставицкий, А.А. Хреков. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 166 с.
Справочник:
Год за годом: Хроника важнейших событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет / Сост. В. С. Годин, Е. Я. Дмитров, В. А. Озерская, А. В. Сергеев, А. П. Сташова. – Саратов-Пенза: Приволжское книжное издательство, 1967. – 175 с.
Статья в журнале:
Власов, В. А. Выселение раскулаченных крестьян Пензенского края / В. А. Власов, А. В. Тишкина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. – 2011. – № 23. – С. 338-344.
Статья в газете:
Журавлев, Н.А. Англо-германская воздушная война (март-апрель 1941 г.) / Н.А. Журавлев // Красная звезда. – 1941. – 11 апреля.
Электронный ресурс:
Гущин, А. А. Форматирование текста в Word: полезные функции и советы / А. А. Гущин // Исторический-сайт.рф: История. Исторический сайт: [сайт], 2020. – URL: https://исторический-сайт.рф/Форматирование-текста-в-Word--полезные-советы-1.html (дата обращения: 01.03.2021).
Подробнее про оформление списка литературы можно посмотреть в статье "Оформление списка литературы по ГОСТу".
Выделение желтым цветом в образце сделано для того, чтобы не забыли изменить на свои данные.
Скачать образец дипломной работы.
При защите дипломной работы необходимо представить доклад о проделанной работе, который будет оценивать экзаменационная комиссия. Выступление готовится заранее и в него включаются наиболее важные, ключевые моменты вашей работы. Как правило, текст основывается на введении и заключении работы. Необходимо рассказать про актуальность, цели и задачи исследования, методологию и научную новизну. Также необходимо показать, как конкретно решались поставленные задачи, какие выводы были сформулированы по итогам работы. При этом необходимо помнить про регламент выступления (7-10 минут).
К выступлению готовится презентация. Чаще всего она оформляется в программе PowerPoint. Оформление презентации осуществляется в строгом стиле и спокойных тонах. Слайды презентации не должны содержать большое количество текста и дословно дублировать рассказываемый материал. В презентации отражаются основные моменты выступления (в сокращенном, тезисном виде). В слайды презентации можно включить схемы, диаграммы, графики, таблицы.
Например, можно выстроить презентацию так:
- Титульный слайд (название работы, автор, кафедра);
- "Спасибо за внимание".
Связанные статьи:
Оформление списка литературы по ГОСТу
Методические рекомендации по написанию введения и заключения
Как правильно подготовить реферат
Курсовая работа: оформление по ГОСТу, требования, рекомендации
Форматирование текста в Word: полезные советы